top banner

Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»

Автор: БК

3 мая 2024

Антипиратские «каникулы» продлятся до 12 мая включительно

Завершилась вторая неделя проведения специальной акции, в рамках которой по предложению Ассоциации владельцев кинотеатров подавляющая часть демонстраторов по всей стране отказалась от показа фильмов, не имеющих официального правообладателя на территории РФ. Предполагается, что действие договоренности о добровольном отказе от предсеансового обслуживания завершится 12 мая. БК анонимно поговорил с представителями нескольких кинотеатров о том, как они оценивают реализованную инициативу.

Подчеркнем, что высказанные в данном материале суждения являются мнениями спикеров и не представляют позицию редакции «Бюллетеня кинопрокатчика».

Ожидалось, что главным бенефициаром проводимой акции станет отечественная фантастическая картина для всей семьи СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Многие демонстраторы рассчитывали, что лента продолжит череду суперуспешных российских фильмов, которые вышли с начала года. Однако на момент подготовки данной публикации валовые сборы ленты, согласно предварительным данным ЕАИС, составляют 789 млн рублей, что не соответствует ожиданиям многих кинотеатров. «Если говорить конкретно о фильме СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД, то сам фильм хороший, но его потенциальная аудитория, скажем так, «подрассыпалась», – считает представитель кинопоказа, который предпочел остаться анонимным. – Для совсем младшей аудитории фильм слишком длинный, на старших зрителей, кто помнит «Гостью из будущего», не был направлен маркетинг, школьники выбрали гулять в парках в хорошую погоду и так далее. Можно отметить, что недобор фильма сильнее ударил по многозальникам, которым сейчас действительно не хватает репертуара, чем по одному-двух-трех-зальным площадкам».

Собеседник БК спокойно относится к проводимой акции и скромным сборам, отметив, что это не первый и не последний недобор в апреле: «Так случилось, бывает. Нужно работать дальше. Май и апрель всегда исторически были провальными месяцами. В прошлом году сложилась обратная ситуация, ВЫЗОВ более-менее сработал, и никто из показчиков особо не роптал».

В то же время среди наших собеседников нашлись и те, кто крайне негативно оценивает первые итоги акции. «В российском прокате все плохо. Работать, привлекать аудиторию нечем. Нам нужно платить аренду, зарплаты, налоги, покупать кинолампы – откуда брать деньги? Особенно при том, что все подорожало в несколько раз. Выручка снижается, значит, мы вынуждены экономить на расходниках, зарплатах, сервисе. Качество кинопоказа снижается, а это отражается на сборах фильмов, они тоже снизятся. Жаль, что дистрибьюторы и чиновники словно не понимают, что мы все друг от друга зависим. Прокатчики дают кино, мы – качественный сервис, и на этом вместе зарабатываем. Но если уровень контента и услуг кинопоказа с каждым днем только снижается, к чему мы придем через несколько месяцев, год? – рассуждает еще один анонимный представитель сферы кинопоказа. – По моим наблюдениям, не только мы недовольны антипиратскими каникулами, особенно на фоне результатов СТА ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Некоторым многозальникам, насколько я знаю, ничего не осталось, как использовать период майских праздников для реконструкции. Они закрыли часть залов, устроили клининг, поменяли кресла и лампы. То есть некоторые многозальники использовали эти выходные для проведения субботника, скажем так. Какие-то из площадок, может, и ведут предсеансовое обсуживание, но большинство, насколько я знаю, держится. Сиквел ДЮНЫ позволил собрать кубышку, теперь остается потерпеть и дождаться 13-го числа».

Если говорить о кинотеатрах, которые рискнули и стали работать в эти дни предсеансовым обслуживанием, то данная ставка не сыграла, отмечает наш первый собеседник: «Дело все-таки не в фильмах сейчас, а вообще в низкой посещаемости. Зрителей в кино нет, все за городом, на шашлыках. Поэтому я не удивлюсь, если СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД еще раскачается, особенно если ухудшится погода, что выгонит всех с улицы. Тем более возвращать в предсеансовое обслуживание сейчас особо нечего. ДЮНА: ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ОХОТНИКИ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ, ГОДЗИЛЛА ПРОТИВ КОНГА уже выработали свой потенциал. Рисковать и все это опять показывать ради одного сеанса, на который может никто не прийти – какой смысл? Зачем менять шило на мыло?».

«Мне очень жаль, что все так произошло со СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД и БЛИНДАЖОМ. Но это еще раз доказало, что нельзя вмешиваться в прокат, – размышляет букер нескольких независимых кинотеатров, – Еще мне безумно жаль МИНИСТЕРСТВО НЕДЖЕНТЛЬМЕНСКИХ ДЕЛ, которое стало жертвой данной ситуации. Но ошибочно считать, что если человек приходит в кино и видит там ДЮНУ 2 и БЛИНДАЖ, то выбирает между ними ДЮНУ. Это не так работает. Если человек захочет посмотреть БЛИНДАЖ, он придет его посмотреть, и никакая ДЮНА его с пути не собьет. Соответственно, цифры в прокате сейчас очень печальные. За пять дней мы собрали столько, сколько раньше собирали за день. И это ведь праздники! И такая же ситуация будет в ближайшие выходные. Мы все знаем, что в итоге кинотеатры останутся виноватыми. Показываем пиратку – виноваты, не показываем – тоже виноваты. Обвинят нас в том, что мы недостаточно плакатов разместили, рекламу не дали. В общем, мы останемся крайними».

«Все российское кино работает плохо, мы рано поверили во всесилие и востребованность отечественного продукта. Сначала нужно было добиться, чтобы оно собирало на протяжении всего года, а не только в январе-феврале-марте. И на этом фоне МИНИСТЕРСТВО НЕДЖЕНТЛЬМЕНСКИХ ДЕЛ еще и не получило прокатное удостоверение. У меня нет добрых слов в связи с этой ситуацией, – продолжает сокрушаться наш второй собеседник. – Вот мы – кинотеатр, который на протяжении всего прошлого года не провел ни одного предсеансового показа. Весь год мы работали только фильмами с прокатными удостоверениями. В сравнении с 2019-м, последним докризисным годом, в 2023-м мы потеряли 22 миллиона рублей сборов и примерно 100 тысяч посещений. Это красноречивые цифры, которые наглядно демонстрируют, что легальные фильмы не зарабатывают сегодня столько же, сколько в 2019 году. И это несмотря на рост цен, ведь билеты выросли на 30 процентов. Мое мнение, что это приговор, наглядная демонстрация плачевного положения дел в кинопрокате сегодня».

«Я категорически против того, чтобы нам выкручивали руки прокатчики, считаю, что это неправильно. Мы вложили деньги в кинотеатры, и мы сами можем распоряжаться сеансами и теми фильмами, которые хотим у себя показывать. И прокатчик не имеет право диктовать нам условия. И то, что сейчас случилось, мы уже две недели с этим мучаемся – это кошмар, – считает представитель небольшой региональной сети, – СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД собирает какие-то деньги, но при таком количестве сеансов – это несерьезный расклад, всего 15 процентов наработка. Причем ЦПШ продолжает выдавать ключи на свой фильм всего на два дня вперед... И непонятно, как планируют показывать БЛИНДАЖ на 9 мая, потому что я, например, не буду его продлевать на третью неделю, хотя в иной ситуации как раз мог бы показать его в праздничные дни. На 9 мая нам не дают ни одного рабочего фильма, который собрал бы зрителей. Сделайте хорошее кино, которое привлечет аудиторию, мы его с удовольствием покажем».

Решение проблемы один из кинотеатров видит в достижении договоренности между площадками и дистрибьюторами о нормировании сеансов фильмов с ПУ и с предсеансовым обслуживанием: «Сейчас маятник качается то в одну сторону, когда выходит условная ДЮНА, то в другую, когда стартует СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Но можно договориться, например, что предсеанс никогда не будет превышать, допустим, 30 процентов от росписи. Никто из кинотеатров ведь не собирается вставлять палки в колеса российскому блокбастеру, который реально собирает кучу денег. Если он зарабатывает, то все охотно будут оставлять его большим количеством сеансов. Но если случается обратная ситуация, то зачем искусственно создавать дополнительные проблемы кинотеатрам? Мне верится, что договориться о подобном нормировании вполне возможно, если этим займется, например, та же АВК, которая инициировала текущую акцию по ограничению репертуара. Важно понимать, что прокатчикам более чем хватает инструментария для воздействия на кинотеатры, но тут важно прийти к определенному балансу. На данный момент мы продолжаем пребывать в двусмысленном состоянии, когда не замечаем предсеансового обслуживания, пока нет крупных российских фильмов, но тут же все становятся резко против него, когда выходит очередная крупная отечественная премьера. Не лучше ли открыть глаза и сказать себе: да, мы показываем теневой контент, а вот – правила по его демонстрации».

 

Фото: Freepik

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Продюсерская компания «Яр&Ко» займется экранизациями сказок Корнея Чуковского
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 3–9 июня 2024 года
Подробнее
Летняя тень: какое влияние пиратский Голливуд может оказать на российский прокат
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Непослушники» в упорной борьбе вырывают победу
Подробнее
Касса России: «Непослушники» возглавили прокат
Подробнее
Софья Митрофанова назначена на должность генерального директора «МТС Медиа»
Подробнее
Елена Бальмонт покидает пост генерального директора «МТС Медиа»
Подробнее
«Кинопоиск» оштрафовали на 1,5 млн рублей из-за сериала «Супергерл»
Подробнее
Александр Сокуров откроет свою мастерскую в Армении
Подробнее
В рамках ПМЭФ состоялась сессия о работе российской анимации за рубежом
Подробнее
На ПМЭФ обсудили развитие отечественных стриминговых платформ
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 13–16 июня 2024 года
Подробнее
Режиссер «В поисках Немо» сделает новую «Историю игрушек»
Подробнее
На ПМЭФ состоялась дискуссия о кинодистрибуции в страны БРИКС
Подробнее
Европейские телеканалы стали тратить меньше денег на производство контента
Подробнее
В Москве прошла премьера фильма «Голос из космоса»
Подробнее

Новости по теме

Названы самые популярные у пиратов фильмы в мае 2024 года
Подробнее
Рынок онлайн-пиратства сократился на 16% в 2023 году
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее