
32-й «Кинотавр», день четвертый: Скованные одной цепью
«Подельники», «Общага» и «Море волнуется раз»
И снова сразу три картины в конкурсе «Кинотавра».
ПОДЕЛЬНИКИ – игровой дебют бывшего президента Гильдии неигрового кино и телевидения, режиссера «Гоголь-центра» Евгения Григорьева, чей документальный ПРО РОК несколько лет назад стал хитом событийных показов в крупных российских городах. История фильма отчасти навеяна личным опытом самого режиссера. Профессиональный биатлонист Петр (Юра Борисов) возвращается в родной уральский поселок с молодой женой Настей (Елизавета Янковская). В его планах – устроиться учителем физкультуры в родную школу. В первый же вечер происходит трагедия – под окнами дома главных героев найден убитым местный житель, муж учительницы иностранных языков и отец десятилетнего Ильи. Все в деревне знают, что убийца – местный балагур Витя Людоед (Павел Деревянко), но предпринимать по этому поводу ничего не собираются. Единственные люди, которым тяжело смотреть на страдания оставшегося без отца мальчика – как раз Петр и Настя. Петр заключает с Ильей договор – тот обучается катанию на лыжах и стрельбе, и как только он достигнет требуемого уровня, настанет время расквитаться с Людоедом.
Картина с неослабевающим интересом смотрится на протяжении всех двух часов, особенно благодаря ярким и убедительным актерским работам, среди которых стоит выделить Павла Деревянко. Традиционно хорош Юра Борисов. В то же время складывается ощущение, что фильм никак не может определиться, чем именно он хочет быть. В сюжете Григорьева содержится потенциал для мощной жанровой истории про преступление и наказание и разницу между жизнью по закону и по понятиям. Но сцены, наполненные мощным саспенсом, постоянно перемежаются зарисовками про жизнь в русской глубинке. В итоге вместо сурового северного истерна зрители получают довольно артовую драму. Впрочем, ПОДЕЛЬНИКИ безусловно выглядят сильной заявкой на призы «Кинотавра» – по крайней мере, пока именно этот фильм выглядит фаворитом в борьбе за статуэтку за лучший дебют.
ОБЩАГА – экранизация раннего произведения Алексея Иванова «Общага на крови». Это режиссерский дебют известного оператора Романа Васьянова под продюсерским руководством тандема Игорь Мишин – Артем Васильев (другая их совместная работа в нынешнем конкурсе – ОТОРВИ И ВЫБРОСЬ). Пятеро молодых людей (трое парней и две девушки) любят, ненавидят, предают и приспосабливаются к жестокой реальности в декорациях совесткого общежития 1984 года. Для кого-то эта картина станет ностальгической машиной времени, для кого-то – историей про самоизоляцию, кто-то посчитает наиболее важными смыслы, заложенные Алексеем Ивановым и расхождения с книгой-первоисточником. Бросается в глаза и политический пласт, который довольно явственно проступает среди прочих слоев фильма. Вместе с внеконкурсной картиной Владимира Битокова МАМА, Я ВЕРНУЛСЯ фильм Васьянова представляется одним из наиболее политически заряженных фильмов всего кинотавровского пула этого года. Общероссийская премьера картины состоится уже 26 сентября одновременно на платформах «КиноПоиск HD», Kion и Premier.
Последним фильмом четвертого конкурсного дня стала драма МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ Николая Хомерики, который после десятилетнего вояжа в коммерческий мейнстрим вернулся к бескомпромиссному артхаусу и сотрудничеству с продюсером Романом Борисевичем, с которым снимал свои ранние картины. От коммерческого мейнстрима в МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ яркая и сочная картинка. В остальном это типичный фильм Хомерики о невозможности любви, перекликающийся и со СКАЗКОЙ ПРО ТЕМНОТУ, и с картиной СЕРДЦА БУМЕРАНГ. Главные герои – подростки Саша (Ольга Бодрова, дебют 18-летней дочери Сергея Бодрова-младшего) и Коля (Валерий Степанов) – уединяются в хижине в лесу и с первых минут начинают выяснять друг с другом отношения. Саше при этом постоянно снятся кошмары, предвещающие беду и в реальной жизни. В какой-то момент Саша и Коля набредают на стоящий по соседству дом, в котором живет взрослая безымянная пара (Юлия Ауг и Андрей Смоляков) – по всему выходит, что это Саша и Коля в будущем. Медленная и наполненная мутными символами картина не щадит ни героев, ни зрителей – ее прокатные перспективы, к сожалению, вызывают большие вопросы.
Еще больше новостей на нашем официальном канале в Telegram
23.09.2021 Автор: Никита Никитин, Александр Нечаев