top banner

30-й «Кинотавр»: день четвертый. Злые улицы и эротическая гимнастика

На фестивале показали фильмы «Бык», «Мальчик русский», «Куратор» и «Верность»

Самый насыщенный день фестиваля стартовал с внеконкурсного показа пилота сериала «Шторм» Бориса Хлебникова, который он снял для компании «Марс Медиа» и видеосервиса Start. Ранее «Кинотавр» не включал в программы телевизионные проекты, но время изменилось – и фестиваль пытается идти с ним в ногу.

В конкурсе же сошлись три очень разных дебюта и новая работа Нигины Сайфуллаевой, которая приехала в Сочи уже в статусе звезды российской режиссуры.

Первым фильмом дня стал БЫК Бориса Акопова. Студия «ВГИК-дебют» продолжает приятно удивлять высоким качеством работ. Два года назад немало шума наделало роуд-муви Александра Ханта КАК ВИТЬКА ЧЕСНОК ВЕЗ ЛЕХУ ШТЫРЯ В ДОМ ИНВАЛИДОВ. У БЫКА есть все шансы стать таким же «сарафанным» хитом. Действие фильма происходит в промежутке между 1997 и 1999 годами, в Подмосковье. Главный герой – 22-летний парень, которого местный криминальный авторитет нанимает, чтобы тот разобрался с держащими рынок кавказцами. Подростковые банды, насилие, рейвы, группа «Анонс», треки Дельфина, героин и первая любовь на фоне всеобщего экономического коллапса – антураж 90-х тут воспроизведен до жути знакомо. При этом кино работает как жанровая история – неслучайно в кульминационный момент в этом жестоком пацанском романсе про злые улицы цитируется ЛЕОН Люка Бессона. Хотя куда чаще БЫКА будут сравнивать с ХРУСТАЛЕМ Дарьи Жук. В обоих фильмах блестяще сыграл Юрий Борисов (на этом фестивале он, пожалуй, пока единственный серьезный конкурент Александра Кузнецова в борьбе за актерскую награду) − и это не единственное сходство. Есть мнение, что кино Акопова на три головы выше. Потому что Жук исследовала эпоху 90-х, высокомерно деля героев на «их» и «нас». «Они» – копошащаяся масса противных провинциалов, «мы» – синеволосая богема с правильной музыкой в ушах. Акопов показывает те же 90-е без всякого морального превосходства над героями. И в итоге у него выходит мощнейшее высказывание на уровне КУРЬЕРА. С таким контентом отлично умеет работать дистрибьютор «ПРОвзгляд», но пока у картины нет прокатчика. Впрочем, есть подозрение, что это ненадолго.

МАЛЬЧИК РУССКИЙ – дебютный фильм Александра Золотухина, воспитанника Александра Сокурова. Это 70-минутный экзерсис на тему Первой мировой войны. Герой картины – паренек, попавший на передовую, в первом же коротком бою получивший ожог роговицы ядовитым газом и ослепший. Зато он хорошо слышит – и его усаживают за фантастического вида установку, направленную гигантским раструбом в небо: через первобытные наушники, прикрепляемые к голове шлангами, мальчик должен улавливать звуки немецких аэропланов и вовремя бить тревогу. Именно фотографии этого агрегата поразили воображение режиссера, решившего непременно снять про него фильм. «Военным» кадрам Золотухин сообщает «документальную» зернистость и эстетский серо-розово-зеленоватый колорит. И монтирует все это с кадрами репетиции современного оркестра, наяривающего Рахманинова. МАЛЬЧИК РУССКИЙ не более чем эксперимент, что-то вроде курсовой прилежного студента киношколы, пытающегося переварить и усвоить творческие методы своего мастера, тоже большого любителя зерна и зелени в кадре. Коммерческая его судьба представляется даже не то что туманной, а просто несуществующей. Зато фестивальное будущее у картины, чья мировая премьера состоялась в рамках Берлинале, наверняка будет счастливым.

То же самое можно сказать о КУРАТОРЕ Петра Левченко, спродюсированного Екатериной Филипповой (ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УДИВИЛ ВСЕХ). Главный аттракцион этого медленного и мрачного постнуара, вдохновленного кровавой историей «красногорского стрелка», – затылок большого российского артиста Юрия Цурило. Но даже с помощью столь скромных художественных средств режиссер умудряется придать истории о локальной катастрофе масштаб, вывести ее на уровень глобальных обобщений. Это кино сравнивают с продукцией «новой румынской волны», но родство у нее скорее с ранними фильмами Вадима Абдрашитова.

Любопытно, что рабочее название фильма ВЕРНОСТЬ Нигины Сайфуллаевой было… РЕВНОСТЬ. И оно тоже подошло бы к ее работе идеально. Герои, Лена и Сережа (Евгения Громова и Александр Паль), живут в Калининграде. Она – гинеколог, он – актер местного театра. У них вроде внешне все хорошо, а на самом деле в браке наступил кризис. Стоит Лене увидеть подозрительную смс в телефоне мужа и заподозрить его в измене, как она пускается во все тяжкие, совокупляясь буквально с первыми встречными в первых попавшихся местах. Хочет отомстить изменнику, «уменьшить его значимость в своих глазах», а еще – как-то взбодрить собственное порядком увядшее либидо. В ВЕРНОСТИ хватает эротических сцен, которые смотрятся свежо и откровенно: наблюдая за вдохновенной гимнастикой в исполнении Громовой и Паля, прямо-таки веришь (как Станиславский), что актеры ничего не имитируют. Фильм снят на средства онлайн-площадки ТНТ-PREMIER. Пока неясно, будет ли у него прокат. Но, быть может, «Вольге» имеет смысл присмотреться к картине.

Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram


14.06.2019 Автор: Александр Нечаев

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее