top banner

Лика Бланк: «Союзмультфильм» при всех своих масштабах на текущем этапе развития – фактически стартап»

Автор: Никита Никитин

16 августа 2021

Бывший генеральный продюсер холдинга «СТС Медиа», продюсер и медиаменеджер о необычном проекте и текущих перспективах детского контента за рубежом и на ОТТ-сервисах.

27 июля состоялся питчинг Фонда кино, на котором «Союзмультфильм» представил анимационный фильм ФОРМУЛА ВОДЫ стоимостью 360 млн рублей. Запрашиваемая создателями сумма – 170 млн. Над сложным с точки зрения производства проектом российская сторона работает с коллегами, сотрудничавшими с Sony и Disney. Завершить фильм планируется в начале 2023 года, выпуск в прокат намечен на март 2023-го.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про ФОРМУЛУ ВОДЫ

Это новый полнометражный проект «Союзмультфильма» и компании Magic Factory, премьера которого ожидается в 2023 году. Это постапокалиптичная история про мир, в котором питьевая вода стала важнейшим из сокровищ. Главная героиня – девочка-подросток, и для «Союзмультфильма», который в основном производит контент для детей до 12 лет, создание картины для семейной аудитории будет новым опытом. Вообще ФОРМУЛА ВОДЫ – анимационное кино, которое в та-ком масштабе создается в России впервые. При производстве применяются две инновационные технологии, которые нечасто встретишь даже в мировой практике. Первая – это virtual production, с помощью которой, например, можно передавать модели анимационного персонажа мимику живого актера, вторая – unreal engine, игровой движок, позволяющий ускорить производство анимации без потери в качестве. С этими технологиями в мире работают всего три компании. Одна находится в Южной Корее, вторая – в США (она создает сериал «Мандалорец»), третья – наша российская компания Magic Factory, с которой «Союзмультфильм» уже сотрудничает по ряду проектов. Кроме того, эта полнометражная картина собрала крепкую международную команду, среди членов которой есть фигуры мирового уровня. Например, Иван Вайтман и Майкл Куше, работавшие над фильмами МАЛЕФИСЕНТА, ЛЮДИ В ЧЕРНОМКОРОЛЬ ЛЕВ, – это профессионалы, которые сотрудни- чали с Disney, DreamWorks, Sony.

Российский детский контент может похвастать более убедительными международными успехами, чем у игрового кино. В чем причина этого успеха? И в чем, по-вашему, разница между этими сегментами?

Игровое кино всегда сильно привязано к реалиям той страны, где происходит действие, анимация же в этом смысле более универсальна. Говоря о буме отечественной анимации за рубежом, мы имеем в виду прежде всего детско-семейную аудиторию. И полнометражные фильмы, и сериальные проекты в этом сегменте мы уже давно делаем так же, как и во всем мире – с привлечением детских семейных психологов и методистов, которые помогают создавать максимально универсальные истории, понятные детям вне зависимости от страновой принадлежности. Не секрет, что большинство российских брендов заточено именно под международные рынки, а локальных успешных тайтлов не так много. Можно вспомнить анимационный ситком «Простоквашино», серию полнометражных фильмов богатырской саги от студии «Мельница». Семейный игровой проект ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ был продан на отдельные мировые территории, но его популярность в нашей стране несравнимо выше.

В чем феномен сериалов «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку» и других проектов, над которыми вы работали?

Эти проекты как раз гармонично сочетают международную универсальность с национальным анимационным культурным кодом. «Оранжевая корова» и «Зебра в клеточку» – прекрасные примеры, как традиции советской анимации получили новое воплощение на современном этапе развития. Семья из «Оранжевой коровы» могла бы жить в России, Китае или Франции – где угодно. У мультсериала есть французский сопродюсер, что обеспечивает проекту качественное мировое продвижение. Также я уверена, что и «Зебра в клеточку» еще себя покажет: в прошлом году на международном Кинорынке в Анси сериал был признан одним из самых перспективных в дошкольном сегменте. Это один из первых по-настоящему инклюзивных проектов в анимации: его персонажи на собственном примере показывают, что наличие индивидуальных особенностей не означает отсутствие друзей или возможностей учиться, петь и танцевать. Подобных инклюзивных проектов по-прежнему довольно мало во всем мире.

Что в последнее время происходит со стоимостью международных прав на российскую анимационную продукцию? Насколько контент «Союзмультфильма» подорожал или подешевел за последние годы?

Важно понимать, что «Союзмультфильм» при всех своих масштабах на текущем этапе развития – фактически стартап. Да, это легендарный бренд для нашей анимационной индустрии, но студия почти тридцать лет практически ничего не производила, занимаясь продажей прав на золотую коллекцию. Сегодня компания разрабатывает десятки различных проектов, каждый из которых – отдельный стартап. Цена прав будет расти по мере увеличения спроса на проекты, что в свою очередь зависит от количества эпизодов и предшествующего успеха. Ограничительные меры, связанные с коронавирусом, конечно, оказали негативное влияние, однако детскую анимацию это коснулось в меньшей степени. На том же рынке ОТТ-сервисов спрос пока превышает предложение. Если у тебя хороший контент – за него будут платить. У нас большие планы в этом году на American Film Market по ФОРМУЛЕ ВОДЫ и другим проектам. Посмотрим, как все сложится – надеюсь, хорошо.

Могли бы вы рассказать, насколько российские лицензионные товары востребованы на других рынках?

Пандемия способствовала проседанию лицензионного рынка: магазины, почтовые отделения были закрыты. Однако в то же время это значит, что многие сидели дома и смотрели кино и сериалы, что в свою очередь способствовало накоплению отложенного спроса. Думаю, в течение года-двух рынок восстановится. Если детям нравится какой-то сериал, то они хотят игрушки с любимыми героями – это аксиома. Она продолжает работать после всемирного успеха «Маши и медведя» – это никуда не делось. Плюс в Европе у людей другое финансовое положение, и средства, которые у них накопились за время локдауна, они вполне будут готовы потратить на детские товары.

Где искать детскую аудиторию сегодня? Как быстро стриминг-вещание оттягивает ее от ТВ?

Я из числа медиаменеджеров, которые уверены, что мы не увидим, как умрет телевидение. У нас в стране это основной вид досуга. Бесплатность – сверхпреимущество ТВ перед стриминг-платформами, и это на данный момент становится определяющим фактором. Ну и, согласитесь, сложно представить семью, которая собирается у монитора или планшета, чтобы что-то посмотреть и потом обсудить. В среднем аудитория смотрит телевизор порядка четырех часов в день, и пандемия не изменила эту тенденцию. Даже в США, где спрос на стриминг-контент значительно выше, ТВ не теряет своих позиций. Плюс в России ОТТ-сервисам сложнее, поскольку у нашей аудитории нет привычки, а иногда и возможности платить за контент, поэтому торренты по-прежнему популярны. К тому же онлайн-платформ сейчас много, все они требуют отдельной подписки, и люди будут выбирать одну-две. В США, если подписаться на все ведущие платформы, получится 130 долларов в месяц. Даже для американца это много, что уж говорить про российских зрителей. Я думаю, стремительного роста платных платформ в ближайшем будущем ждать не стоит, хотя детский контент будет одним из основных драйверов наращивания аудитории. На данный момент российская анимация на ОТТ-сервисах составляет примерно 35–40 процентов от всей размещенной там аналогичной продукции. Однако 77 процентов зрительских просмотров анимации в онлайне относятся именно к российскому контенту. Кроме того, сейчас есть неудовлетворенный спрос именно на отечественный эксклюзивный контент, и площадки готовы инвестировать существенные средства в производство эксклюзивного детского контента, поскольку это привлекает подписчиков. Как пример – не так давно у онлайн-кинотеатра IVI один из существенных скачков абонентской базы наблюдался в момент, когда они предложили детскую подписку, позволившую смотреть семейный контент без рекламы. В целом в ближайшем будущем мы увидим множество различных форматов взаимодействия и взаимопроникновения ТВ и ОТТ, однако телевидение будет продолжать играть главенствующую роль.

Согласно аналитическим подсчетам, рынки платформ и платного телевидения сравняются по объемам где-то через два года. Первый продолжит расти и после 2023-го, а второй уже сейчас растет только на уровне инфляции.

Смотрение на ОТТ-сервисах растет, не спорю, но в открытых источниках ни один из них не раскрывает свои данные. Если бы кто-то достиг впечатляющих результатов, думаю, мы бы об этом знали.

То есть вы согласны с тезисом, что платформы – это больше конкуренты телевидения, чем кинотеатров?

Да, безусловно. Однако, повторюсь, на мой взгляд, процесс привлечения аудитории ОТТ-сервисами в России будет идти медленнее, чем на Западе. Пандемия серьезно ударила по кинотеатральному смотрению, которое и так снижалось до пандемии, однако определенные поведенческие паттерны не изменились. У среднестатистической российской семьи сейчас три популярных способа проведения досуга. Первый – это просмотр телепрограмм. На втором месте – посещение шопинг-моллов, причем не обязательно для покупок, а зачастую просто ради прогулки и красивых фото. На третьем – поход в кинотеатр, хотя бы раз в месяц. И эти привычки будут меняться медленнее, чем в остальном мире.

Как поменялись предпочтения детской и подростковой аудитории в последние годы? Какие герои актуальны для современных детей?

Для подростковой аудитории производится не так много проектов, поскольку здесь крайне низкие возможности по монетизации. Этот сегмент не является постоянным потребителем ТВ-контента и в силу возраста пока еще не располагает собственными средствами. По этой причине рекламные байеры очень плохо покупают рекламу для зрителей 12–18 лет. На эту аудиторию работают только самые крупные бренды вроде Procter & Gamble, которые задают долгосрочные тренды и «выращивают» своих потребителей. Еще одной определяющей характеристикой этой аудитории является ее нестабильность: она максимально зависит от трендов. Плюс с появлением TikTok подростки стали сами производить контент. И теперь тратят время на его создание и просмотр аналогичных видео вместо того, чтобы, скажем, смотреть какой-нибудь сериал.

Почему Киностудия имени Горького занялась документалистикой и научпопом? Какие тенденции есть в этих направлениях? Какие новинки ожидать?

Киностудия имени Горького – это тоже заслуженный бренд со своей уникальной историей и экспертизой. Но, как и «Союзмультфильм», она долгие годы практически ничего не производила, а то немногое, что создавалось, ложилось «на полку». Сейчас у нее есть три основных направления деятельности. Первое – игровое кино. Речь не о блокбастерах, а о среднебюджетном кино, где есть минимальные риски и максимальная возможность возврата вложенных средств. Несмотря на то, что компания частично существует за счет государственной поддержки, конкурировать на рынке приходится на общих основаниях. То есть мы точно так же получаем субсидии, собираем средства, ведем переговоры с платформами и так далее. И я считаю, что так и должно быть: постоянный, легко получаемый достаток на практике приводит к стагнации. Продюсер должен быть голодным и верить в свой проект настолько, чтобы брать обязательства перед инвесторами и их выполнять. В нашем пакете восемь игровых фильмов, в их числе один детский проект под названием ЧИЖИК ВОЗВРАЩАЕТСЯ. Это детектив с познавательно-исторической основой, события которого разворачиваются в Санкт-Петербурге. Другой фильм – КУКОЛЬНИК – классический подростковый хоррор, его съемки начнутся 9 августа в Тверской области. Также в работе несколько комедий и научная фантастика, то есть фильмы тех жанров, которые предполагают достаточную коммерческую окупаемость. В целом наша команда намерена создавать картины для детско-юношеской аудитории, что соответствует самому ДНК, традиции Киностудии имени Горького. Кроме того, эта ниша сейчас фактически пустует: долгое время ее закрывал семейный контент.

Второе направление – документальное кино, в котором киностудия также исторически была сильна: под ее крылом с советского времени находится знаменитый когда-то «Центрнаучфильм». В свое время я сама пришла в развлекательный контент и медиа из документалистики, поэтому это направление мне очень интересно. Сейчас Киностудия имени Горького – единственная в стране, у которой в разработке сразу тридцать проектов. Мы вкладываем в них много сил, но пока с нулевым коммерческим выхлопом. Однако в то же время очевидно назревает спрос на документальное кино. Речь не только про фестивальные смотры, но и про потребность ОТТ-сервисов. К примеру, на Netflix и Amazon уже появились собственные документальные линейки.

Третье направление – научно-популярные фильмы. Они в тренде у молодых людей с запросом на получение знаний без особых усилий и временных затрат: пандемия сильно интенсифицировала тренд на самообразование. Первое направление мы воспринимаем как абсолютно коммерческое, а по двум другим хотим создать тенденцию, чтобы впоследствии выйти на окупаемость.

Какие проекты сейчас актуальны для ТВ? Какие новые шоу вы готовите?

Я много лет отдала телевидению, и на данный момент мне очень интересно работать в жанре реалити и сериалити с участием звезд. Например, не так давно я участвовала в создании шоу «ЯнаСупер» с Яной Рудковской и Евгением Плющенко, а также сериалити про семью Охлобыстиных на канале ТВ-3 в духе шоу «Семейка Осборнов». Это не уникальный жанр для всего мира, но он новый для России. Киносериалы – это здорово, но долго и дорого, а сериалити делаются быстрее, с меньшими затратами, но не менее интересны. Сейчас я только что вернулась из Африки, где мы снимали новое шоу для ТНТ. Пока не могу публичить название, но это будет очень масштабный проект в духе популярного «Золота Геленджика». Я решила продолжить сотрудничество с ТНТ после успеха этого шоу, которое стало самым масштабным в истории российского телевидения как по количеству участников (их было около 1300 человек), так и в плане реализации. Нам удалось выстроить гигантский парк аттракционов для взрослых в городе. Шоу получило самую высокую долю на канале в воскресном эфире.

Какую роль, по-вашему, играет фестиваль в Суздале для нашей анимационной индустрии?

Для развития российской анимации это важная история, которая мотивирует и помогает развиваться молодым талантам. И не важно, занимается автор классической анимацией или kidult-проектом для канала 2 x 2. Это событие для всей индустрии, можно сказать, своего рода праздник. У всех есть только Новый год, а у аниматоров есть и Новый год, и Суздаль (смеется). 

Насколько успешно, на ваш взгляд, развивается взаимопроникновение авторской и студийной анимации на текущий момент?

Такое взаимопроникновение происходит, но, к сожалению, пока нечасто. На «Союзмультфильме» очень активно поддерживается авторская анимация. Ежегодно делается порядка десяти короткометражных фильмов, создатели которых заслуженно берут призы на фестивалях, однако в коммерческих проектах они не так успешны. Чтобы это взаимодействие было более органичным, нужен особый навык, которому надо учить. Это отдельное ремесло, однако в России до сих пор нет ни одного учебного заведения, заточенного специально под коммерческую анимацию. Сейчас «Союзмультфильм» начал развивать это направление – делаются отдельные курсы, например, по сценарному мастерству, запущен факультет анимации совместно с университетом «Синергия», и я думаю, что со временем такие специалисты начнут появляться.

Можно ли говорить о том, что в анимации продолжается кадровый голод? В последнее время многие жаловались на нехватку специалистов, способных делать качественный коммерческий продукт. Как с этим обстоят дела сейчас?

На данный момент дефицит кадров есть. Людей, которые хотят и умеют что-то делать, мало, а вакансий много. После питчинга я открыла «Фейсбук» и прочитала множество жалоб: «везде одни и те же лица». Новых людей немного, но, опять-таки, они постепенно появляются. К примеру, я была очень рада, когда в экспертный совет Фонда кино вошли Илья Стюарт, Клим Шипенко и другие молодые профессионалы. До них в совете действительно долгое время были одни и те же люди – признанные эксперты, но новых лиц не появлялось. И это очень правильно, что сейчас молодые специалисты, доказав свою высокую компетенцию, вошли в состав экспертного совета.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее