Эдуардо Санчес: «Нет фильма ужасов, который бы испугал меня»

В 1999-м году он был одним из авторов самого сенсационного дебюта в мировом кино. История снятого за $22 тыс. фильма ужасов ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР: КУРСОВАЯ С ТОГО СВЕТА попала в учебники и стала настоящим прорывом в сфере креативного маркетинга, охватившего тогда зарождавшийся интернет. В 2012-м году Эдуардо Санчес продолжает работать в жанре хоррора и снимает малобюджетные ленты, которые не испытывают проблем с окупаемостью. В преддверии выхода в прокат КРОШКИ МОЛЛИ «БК» поговорил с режиссером о его новой картине.
«БК»: Чем КРОШКА МОЛЛИ отличается от ваших предыдущих работ?
САНЧЕС: Я думаю, что это мой самый мрачный фильм, который заткнет за пояс даже ВЕДЬМУ ИЗ БЛЭР. Наряду с этим это также мой самый красивый фильм – глубина и красота кадра в нем превосходят то, что я делал раньше. Оригинальная концепция фильма предполагала исключительную реалистичность изображения, традиционную для стилистики документального кино. Изначально я не предполагал никакой красоты. Но по мере работы над фильмом это красота начала выстраиваться в кадре сама, независимо от моего участия. Когда я просматривал отснятые материалы, я поражался тому, как каждая локация, где мы снимали, преображала кадр. Красота и ужас соединились в нем очень органично.
«БК»: Как проходил кастинг? На роль Молли вы взяли совершенно неизвестную дебютантку…
САНЧЕС: Да, мы отправились в Нью-Йорк и сделали запрос в большинство актерских агентств. Гретчен Лодж была одной из претенденток, которые пришли на открытые прослушивания. Тогда она совершенно очаровала меня, в ней было что-то особенное. Мы вернулись в Лос-Анджелес, я лично беседовал с семью актрисами. Среди них были куда более известные персоны, чем Гретчен, которая была дебютанткой, но я уже не смог отказаться от соблазна поработать с ней. Она была великолепна – прекрасное исполнение роли, бесстрашие, поиск характера. Ее первый опыт съемок в художественном кино я бы назвал выдающимся.
«БК»: Какой источник вдохновения до начала съемок КРОШКИ МОЛЛИ был самым главным?
САНЧЕС: Вероятно, самым важным для меня было желание сделать фильм в духе ИЗГОНЯЮЩЕГО ДЬЯВОЛА. Я хотел попробовать свои силы в этом жанре, потому что картина Уильяма Фридкина – это своеобразная точка отсчета для большинства классических хорроров. Не знаю, насколько у меня это получилось, но я ставил перед собой именно такую задачу. КРОШКА МОЛЛИ – это фильм о «внутреннем экзорцизме». Мне было очень интересно исследовать, как человек борется с одолевающими его демонами на протяжении жизни. Наша героиня перенесла страшную травму в детстве, она была сломлена, но постоянно находила в себе силы, чтобы продолжать жить, двигаться дальше. Эти две идеи стали ключевыми при создании фильма.
«БК»: Переживали ли вы паранормальный опыт на съемках своих лент?
САНЧЕС: Знаете, КРОШКУ МОЛЛИ мы снимали в доме, которому было 200 лет – в одном из самых старых зданий в Соединенных Штатах. И в этом доме происходили странные вещи. На протяжении всего съемочного периода участники группы ощущали постоянный дискомфорт. Мне много раз говорили о том, что они слышали странный шум, что кто-то к ним прикоснулся. Гретчен Лодж две ночи провела в этом доме одна. Не знаю, как у нее хватило на это храбрости – сам я не такое не способен! (смеется) Думаю, одна из причин того, почему я снимаю фильмы ужасов – это потому что меня очень легко напугать.
«БК»: Насколько вы были вовлечены в процесс маркетинга картины после завершения съемок? Как вы работаете с продюсерами в этом направлении – утверждаете ли ки-арт и трейлеры?
САНЧЕС: Когда дистрибьютор закупает фильм для проката, то такие детали обычно обговариваются в контракте. Со своей стороны могу сказать, что мы всегда готовы быть частью глобального процесса маркетинга, потому что выход фильма в прокат – это только часть большой истории. Нам доставляет радость сотрудничать с продюсерами и маркетологами – не в ущерб основным съемкам, разумеется. Съемки фильма становятся «безотходным производством» – любые материалы могут быть использованы потом для рекламной кампании и выпуска соответствующих товаров. Ролики уходят в сеть, выпускаются книги комиксов, создается визуальное решение для сайта фильма и т.д. Сотрудничество в данных вопросах – это всегда здорово, потому что в итоговый вариант фильма попадает минимальное количество тех идей, которые ты готов вложить в него на начальной стадии. Все, что остается «за кадром» – это возможность выстроить маркетинговую атмосферу вокруг фильма.
«БК»: Фильмы ужасов остаются одним из самых прибыльных жанров в современной киноиндустрии. Вы планируете и в дальнейшем работать только в этом жанре?
САНЧЕС: Я люблю работать в этом жанре, возможно, потому что для меня это самое простое решение. Когда продюсеры видят меня, они сразу говорят: «О! ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР! Конечно, мы дадим вам деньги на следующий фильм ужасов». (смеется). Если честно, то сам я очень люблю комедии и экшны. Вся прелесть жанра хоррора состоит в том, что он очень разнообразен, и вы можете привнести в свой фильм как элементы комедии, так и экшна. Два месяца назад мы закончили съемки нового фильма о снежном человеке, и там очень много экшна, я вам скажу. Это фильм, снятый от первого лица, как ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР. Не всегда нужно оставаться серьезным, как в случае с КРОШКОЙ МОЛЛИ.
«БК»: В 1999-м ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР: КУРСОВАЯ С ТОГО СВЕТА стала настоящим прорывом в области маркетинга фильмов. Можно ли сделать что-то подобное сейчас?
САНЧЕС: Я так не думаю. Конечно, вы можете сделать историю, которая захватит определенный круг людей и сделает их преданными поклонниками фильма, но не более. Глобальный эффект тайны невозможен, потому что сеть увеличилась, по сравнению с тем что было в 99-м году, в сотни раз, не говоря уже о росте количества пользователей. Тогда не было youtube и facebook, возможности найти что-либо уникальное были ограничены, и мы использовали этот эффект неожиданности. С другой стороны, у кинематографистов сейчас появилась уникальная возможность, чтобы расширить историю своего фильма. Я буду только рад, если ошибаюсь, и какая-то кинематографическая идея «взорвет» мировую сеть.
«БК»: Есть ли у вас «железное правило», которым вы руководствуетесь, прежде чем приступаете к съемкам нового хоррора?
САНЧЕС: Есть единственное правило – я всегда снимаю только те фильмы, которые сам хочу видеть. Почему я это делаю? – Из-за денег? Собственного эго? Желания поработать с какой-то звездой? Все очень просто – я должен быть влюблен в тот материал, который собираюсь снять. Снимать кино – процесс очень длительный, так что если вы не любите его по-настоящему, то в конечном итоге это обязательно проявится. Для меня очень важно сохранить уважение тех людей, с которыми я работаю. Многие из них сотрудничали со мной еще на ВЕДЬМЕ ИЗ БЛЭР. Нас объединяют страсть, желание снять очень страшный фильм, и никогда – деньги. Вот чем я руководствуюсь…(после паузы) и еще мне очень нравится привлекать новых людей в большую кинематографическую семью. Никто на наших проектах не вспоминает о том, насколько мал наш производственный бюджет.
«БК»: Верите ли вы в перспективы технологии 3D для фильмов ужасов? Планируете ли сами попробовать?
САНЧЕС: (с энтузиазмом): 3D-фильмы ужасов – это здорово. Я люблю, как они используют те фишки, которые им дает объемное изображение. Они захватывают, усиливают эффект восприятия. Но я также должен сказать, что далеко не все фильмы ужасов нуждаются в трехмерной картинке. Будет «работать» 3D или нет – это нужно решать при разработке проекта. Думаю, что для меня время попробовать также наступит, но его не нужно торопить.
«БК»: Трудно ли испугать режиссера фильмов ужасов? Когда Вы пугались в кинотеатре последний раз?
САНЧЕС: Нет такого фильма ужасов, который бы испугал меня. А вот в повседневной жизни испугать меня очень легко. Мое воображение постоянно берет надо мной вверх, и я не очень-то храбр (смеется). Среди фильмов хочу отметить ХИЖИНУ В ЛЕСУ – мне она очень понравилась. Это скорее научная фантастика, чем хоррор, но кино классное. У Джо Карнахана получился отличный триллер СХВАТКА – фильм очень хорошо сделан, в нем есть, где испугаться. На самом деле, я предпочитаю смотреть фильмы ужасов дома, а не идти в кинотеатр.
«БК»: Вы работаете в США. А какой фильм ужасов вы могли бы снять в России и на каком материале?
САНЧЕС: Забавно, что вы спрашиваете об этом! (смеется). У нас в разработке было два проекта о снежном человеке. Фильм под названием EXISTS мы только что завершили, а вот действие второго как раз разворачивается в России. По сюжету многонациональная команда ученых получает пленку, на которой изображен снежный человек, и она отправляется в вашу страну. И вот на огромной территории они находят этих странных существ. Я еще не знаю, где мы будем снимать этот проект, но мне лично очень хотелось бы отправиться на съемки в Россию. В каждом уголке мира есть много разных историй, которые рассказывают о йети, сасквоче, бигфуте (у этого вида много названий!). Я хочу послушать эти истории в России.