Таисия Игуменцева: «Чудакам везде найдется место»
Главное русское открытие Канн – о своем дебюте и опыте работы с Алексеем Учителем
Прошлогодняя победа Таисии Игуменцевой в короткометражном конкурсе Каннского МКФ Cinefondation и, как результат, премьера ее полнометражного дебюта на минувшем Каннском фестивале, прошедшая в рамках спецпоказа, вызвали немало интереса, радости, гордости, зависти и негодования. Как бы то ни было, налицо факт: реально молодой (24 года) и амбициозный российский режиссер начинает карьеру с показов на Каннском фестивале, что дает повод надеяться на то, что наконец-то появляется новое, более открытое миру поколение киношников. ОТДАТЬ КОНЦЫ – вариация на тему конца света в отдельно взятой деревне, условно русской, но на деле – фантастической, существующей вне реального времени и пространства. Хоть и училась Игуменцева в мастерской Алексея Учителя и сняла свои работы именно с ним как с продюсером, и в фильме задействовала именно русские реалии и русских актеров, но движется она в сторону разухабистого балагана, больше напоминающего о Кустурице.
Кажется, будто вы поразительно быстро сделали свой фильм – меньше чем за год. У вас уже был готовый сценарий?
В прошлом году, еще до того, как пришло приглашение участвовать в конкурсе Cinefondation, мы подали документы на полный метр в министерство культуры. Карты сложились так, что Алексей Учитель дал нам добро, и мы запустились. Поэтому не было никакой стремительности, никакой гонки – получилось так, что было много времени на подготовительный период, а на съемочный оставалось, как обычно, месяц-полтора. Столько же уходит на съемки и у всех моих коллег – в случае, если долго не засиживаться и если ты не Алексей Герман.
Почему вы снимали под Питером?
Нам это было, во-первых, удобно с точки зрения техники и прочих организационных моментов, потому что в Питере находится офис студии «Рок». Во-вторых, мы очень долго искали подходящую точку, которая для нас имела определяющее значение. Нам нужно было место, окруженное водой, и мы знали, что таких много как раз под Петербургом. В итоге мы отстроили деревню с нуля на песчаном карьере в поселке Келколово. В середине съемок его размыло, и мы все ходили по колено в грязи.
У вас не возникало конфликтов с Учителем как с продюсером? В любом случае вам, наверное, было легче потому, что вы учились в его мастерской?
Конфликты? Нет. Наше кино далось не без споров, но это полезный опыт. Я не раздумывала, когда запускалась с человеком, с которым мы были знакомы в течение долгого времени. Я доверилась, так как считала, что именно благодаря этому доверию получу творческую свободу, смогу освоить новые пространства в кино.
А Cinefondation, помимо обязательства показать полнометражный дебют в Каннах, как-то еще участвовал в производстве?
Гран-при, который я получила в прошлом году, был как раз вкладом Cinefondation в мой следующий фильм. Правда, не знаю, как они представляли, что я смогу снять полный метр за 12 тысяч евро. Я бы назвала это приятной мелочью.
Почему вы решили снимать про конец света? При желании там можно увидеть пародийные отсылки, например, к МЕЛАНХОЛИИ.
Конечно, мне лестно, если кто-то увидит в фильме пародию на фон Триера. На самом деле конец света – это отправная точка: мы ушли от более общего понимания апокалипсиса и наблюдали за концом света в сердцах людей, как они переосмысливают ценности, осознав, что завтра не наступит. И самая движуха начинается тогда, когда ничего не происходит.
Зная, что первой картину увидит публика в Каннах, вы не пытались сделать сценарий универсальнее, понятнее иностранцам?
Я надеялась, что это кино будут смотреть в первую очередь простые зрители – в том числе и русские. Фильм и получился универсальным, но не потому что был заточен под кого-то – просто изначальная творческая идея была именно такой: снять понятное кино для простой аудитории, без какой-то особенной привязки. Чудакам везде найдется место.
Деревня в картине и не выглядит так, как обычно в русском кино – ни как, уж простите, в какой-нибудь «народной» комедии, ни как в артхаусе.
Мы как раз и старались уйти от этих стереотипов о русской глубинке, показать ее с другой стороны, вывести ее в область фантазии, создать сказочную, мифическую, немного странноватую стилистику. Мы взяли русскую культуру как основу: чтобы построить что-то новое, свободно фантазировать, нужно отталкиваться от уже существующего. Любое искусство построено на перерабатывании опыта, поэтому вся фантазия исходила от меня – но так и работает авторский взгляд. Таким я увидела наше общество.
В прошлом году в Каннах вы говорили, что хотели бы снимать кино о России и на русском языке. У вас не было искушения поработать над сценарием в Европе – например, в «Ателье» проектов Cinefondation?
Да, мне что-то такое присылали на почту. Но я хочу снимать в России: меня тут все устраивает, все какое-то необычное, много странностей, которые можно исследовать, есть о чем рассказать. Именно это и позволяет моему творчеству существовать в любой ауре, в любом месте. Не важно – где, важно – как.
Ситора Алиева похвалила ОТДАТЬ КОНЦЫ как образцовую жанровую комедию, каких в русском кино очень не хватает.
Может, она пошутила? Обычно же делаешь что-то, делаешь – а никто толком и не ценит. Мне приятно.
Как думаете, ваша комедия будет понятна всем? Кажется, что телевидение сильно упростило вкусы зрителя.
У нас и кинопрокатчики, и книгоиздатели часто уж слишком жестоко относятся к зрителям, заведомо считая их дураками. Я таковыми их не считаю и полагаюсь на тех, кто достаточно свободен, чтобы посмотреть на себя со стороны и посмеяться над тем, какими идиотами мы сами бываем в жизни.