top banner

Екатерина Бордачева: «Показы полного метра на зимнем Кинорынке часто определяют лояльность букеров и управляющих кинотеатров, реально влияют на качество росписи»

Автор: Максим Острый

26 декабря 2024

БК обсудил итоги минувшего кинорынка и форума «Российский кинобизнес» с его генеральным директором и креативным продюсером

В столице завершился очередной Международный кинорынок и форум «Российский кинобизнес». По традиции, БК встретился с его генеральным директором и креативным продюсером Екатериной Бордачевой, чтобы обсудить итоги прошедшего мероприятия, расстановку сил в новогоднем прокате и возможные пути развития отрасли в 2025 году.

Как для вас прошел минувший Кинорынок? Можете ли вы озвучить, сколько участников его посетило, какова динамика этой цифры по сравнению с  весенним форумом?

Мы снова зафиксировали небольшой прирост и  среди общего числа участников, и  среди представителей кинотеатров. Если сравнивать с  прошлым зимним Кинорынком – на 12 процентов выше от общего числа проданных аккредитаций, если с  мартовским – количество бейджей примерно то же, но несколько изменился качественный состав участников. Если весной мы отметили увеличение числа делегатов за счет продюсерских компаний и  более широкого представительства стримингов, то в декабре заметен рост благодаря представителям кинотеатров и  отделов управления контента телеканалов, от федеральных до цифровых. Закупщики телеканалов у  нас были практически все: Первый канал, ТНТ, НТВ, Пятый и  другие. Причем по два, по три специалиста разных направлений: управление контентом, лицензирование, партнерские проекты и  тому подобное. Это связано, по словам коллег, с  тем, что в  сетке, помимо контента собственного производства, есть окна, которые каналы хотели бы заполнять зарубежным кино. Потому что его реально не хватает. Активно обсуждались стратегии, когда телеканал дает промоподдержку перед кинопрокатом.

В  целом уже в  декабре прошлого года мы приблизились к показателям 2019-го. Рада отметить, что на нашу площадку вернулись кинопоказчики из регионов и СНГ, которые не принимали участие с  2022 и  2019  года. В итоге за три дня форум посетило 2099 делегатов.

Как на программе сказалось то, что форум прошел не в конце ноября – начале декабря, как обычно, а фактически в середине декабря? Не выпала ли из-за этого из фокуса предстоящая «новогодняя битва», роспись которой формируется, как правило, раньше?

Во многом это решение было принято, основываясь на пожеланиях дистрибьюторов. Поскольку питерский форум продолжает смещаться все ближе к нашим датам, разрыв, необходимый для подготовки презентаций, сокращается. Это ведь гигантский труд и  для кинопрокатчиков (сбор материалов, маркетинг, креативы, гости и так далее), и для нас. Также важным аспектом остается вопрос готовности фильмов «новогодней битвы». Если мы оглянемся на опыт прошлых лет, то увидим, что Кинорынки, которые мы проводили в первой декаде декабря, предлагали больше премьер и показов фильмов, чем ноябрьские. А  показы полного метра часто определяют лояльность букеров и  управляющих кинотеатров, реально влияют на качество росписи. Одни и  те же шесть сеансов могут быть качественно разными.

Так что первая декада декабря хороша с точки зрения готовности фильмов. Да, вероятно, кинотеатры уже частично согласовали к  этому моменту объемы росписи, но есть качество сеансов, и  можно манипулировать этими статистическими потоками. И,  разумеется, фильмы, которые понравились после просмотра, букеры ставят выгоднее. Я горжусь, что мы показали проект БЫТЬ ЛУЧШЕ: ИСТОРИЯ РОББИ УИЛЬЯМСА, потому что, на мой взгляд, это один из лидеров для взрослой аудитории после комедий. Понятно, что главенствовать в  праздники будет семейный контент, затем  – комедии (ЕЛКИ 11 как проверенный вариант и ПОСТУЧИСЬ В  МОЮ ТВЕРЬ как контрпрограмминг и  фильм не про зиму). Но свою нишу займут и МЕГАЛОПОЛИС, и РОББИ УИЛЬЯМС. Все, кто его увидел, не сомневаются в  том, что это то кино, которое можно смотреть на свидании, в компании и так далее. Это очень классная, драйвовая картина.

В  этом году «Российский кинобизнес» прошел после московского фестиваля «Зимний». Влияет ли как-то на сроки проведения форумов фестивальный график?

Сейчас – нет. Я, конечно, слежу за графиком основных смотров, но, хотя целевая аудитория частично с  ними пересекается, целеполагание у  нас в  корне разное. Фестиваль – это некая работа в  плане B2C, это пресса, которую получает проект, отзывы и тому подобное. В  то время как для Кинорынка пресса, кроме отраслевых СМИ, – это приятный бонус. Она не дает нашим внутренним коммерческим процессам существенной подпитки. Да, мне очень важно с  точки зрения имиджа, чтобы ТАСС нас упоминал, «Ведомости», кто-то еще. Но внутренние процессы, определяющие коммерческую судьбу проектов, во внешних, неспециализированных СМИ почти не проявляются.

Что вы в  целом думаете о  надвигающейся «новогодней битве», как оцениваете сложившуюся конфигурацию релизов на праздники и на постпраздничный период?

Репертуар предстоящих новогодних каникул даже больше, чем в прошлом году, обращен к семейной аудитории, и эти проекты соберут основную кассу. При этом, кроме очевидных лидеров ФИНИСТА и  ВОЛШЕБНИКА ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА, за зрителя поборются с заметным результатом и ДОМОВЕНОК КУЗЯ, и народный анимационный блокбастер ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 6, и  ТРИ КОТА. ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ. В  кинотеатрах-мегазальниках сохранится минимальным форматом БАБА ЯГА СПАСАЕТ НОВЫЙ ГОД. В мегазальниках и на нишевых репертуарных площадках найдет себе место и зарубежная анимация независимых дистрибьюторов для самых маленьких РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ИСТОРИИ АСТРИД ЛИНДГРЕН кинокомпании «Пионер» и  НОВОГОДНИЕ ИСТОРИИ ЗВЕРУШЕК от «Иноекино». У  них комфортный хронометраж, как и  у  ЦАРЕВИЧА и  ТРЕХ КОТОВ, что позволит кинотеатрам оптимально составить расписание в  утренние часы и  плюс-минус час отдать в 15-16 часов, когда просыпаются малыши.

Предстоящие праздники отличает жанровое предложение для взрослой аудитории и,  надеюсь, молодежи: российские комедии ЕЛКИ 11, ПОСТУЧИСЬ В МОЮ ТВЕРЬ, музыкальный байопик БЫТЬ ЛУЧШЕ: ИСТОРИЯ РОББИ УИЛЬЯМСА, экшн ПОСЛЕДНИЙ РОНИН, фантастика Копполы МЕГАЛОПОЛИС, ужасы СИНИСТЕР: НОВЫЕ ДУШИ. Но явного локомотива или лидера среди зарубежных фильмов нет, здесь сыграют роль «сарафан», маркетинг, подход к букингу и объем сеансов.

Насколько активным было участие стран СНГ в нынешнем Кинорынке? Что их сейчас привлекает и интересует в российской отрасли в первую очередь?

Снижение участия стран СНГ связано исключительно с  отсутствием на рынке голливудского мейджорского контента. Все страны СНГ показывают сейчас четыре вида контента: голливудский, национальный, турецкий (этот пункт касается Азербайджана и, в меньшей степени, Казахстана) и европейский.

Страны СНГ за последние годы произвели внушительный объем контента, и поскольку у соседей теперь вот такой репертуар, нет острой бизнес-потребности в регулярных встречах. Универсальное российское кино и  так до них доходит благодаря посредникам-представительствам («Меломан», Sulpak). Они берут минимальный пакет. Так что к  нам из СНГ вернулись единицы гостей, как правило, из регионов, которые ближе к нашим границам и где остается русскоязычная аудитория. Но в целом представителям СНГ, за исключением Беларуси, сейчас логичнее ехать на форум в Казахстан.

Какие тенденции можно выделить в  современном российском кинопрокате?

Иначе стал работать классический маркетинг. Я  имею в  виду ТВ, наружную рекламу, к  примеру. Сейчас открываешь «ВКонтакте» или какой-то другой «новый» ресурс, а  там число просмотров трейлера фильма  – четыреста, пятьсот, полторы тысячи. И когда ты вспоминаешь миллионы просмотров на YouTube, тебе становится нехорошо. Но этот ресурс отвалился, как и многое из привычного и  популярного. Большая удача, что многие представители дистрибьюторов и  кинотеатров развивали собственные страницы во «ВКонтакте», еще где-то, и можно было быстро переключиться.

В  то же время, когда рынок начал перестраиваться, кинотеатры стали предлагать дистрибьюторам в  качестве инструмента маркетинга себя самих, свои поверхности, инструменты, свои соцсети, группы внутри городов. Я очень хочу в будущем (уже в марте) это обсудить – как все-таки внутри площадок происходит этот процесс, как строятся взаимодействие, сроки, условия, результаты.

Если оценить репертуарную политику дистрибьюторов, стратегии закупок, по зарубежным фильмам ставки по-прежнему делаются на каст, продюсерский состав с историей успеха в конкретном жанре, фильмы-события, мировую прессу. В российском кино – на актерский и творческий состав, тему, даты и события.

В прошлом году на форуме провели презентации пятнадцать компаний. В этом году – десять, то есть расписание презентаций в этот раз было как будто бы более разреженным. С чем это связано? Как вам кажется, это идет на пользу рынку или все же жаль, что не совсем все ключевые компании решили представить свои пакеты? Или, наоборот, можно говорить о том, что десять презентаций – оптимальное число для форума?

В  прошлом году с  точки зрения количества презентаций рынок был более насыщенный, это правда. Но в этот раз было показано больше полных метров. При этом нас неправильно сравнивать с  Питером, потому что мы делаем два-три мероприятия в  год, и  объем контента у прокатчиков в рамках этих больших циклов меняется кардинально. В  какой-то момент они больше закупили, и им есть что презентовать. На следующий рынок у  них меньше контента, но есть проекты-локомотивы, предварительные договоренности или больше материалов по уже заявленным фильмам. Все требует осмысления и  проработки. С  рядом компаний, например, с  «Атмосферой кино», Global Film, «НМГ Кинопрокат», «Вольга», Capella Film, мы обсуждаем сотрудничество стратегически на год вперед. С другой частью партнеров – от Кинорынка к Кинорынку. Что-то меняется постоянно. Может вернуться важность стендов-офисов как некоего пространства для общения. Особенно это касается тех компаний, которые проводят презентации в записи или завоевывают доверие рынка. После показа блока проектов, так сказать, обезличенно, неплохо было бы где-то это обсудить, показать какой-то трейлер еще раз в  промопространстве, продемонстрировать дополнительные материалы или провести деловой фуршет, раздать подарки, сделав акценты.

Количество презентаций само по себе меня не расстроило. Скорее беспокоит меньшее число зарубежного кино. Оно становится дороже, и наши прокатчики сами сформировали эти невероятные цены, конкурируя друг с  другом на всех рынках. Французы об этом в  Казахстане рассказывают с  гордостью  – что за их фильмы идет страшная борьба и что ценник даже сомнительного проекта доходит до 150–200 тысяч евро и выше. Разумеется, при такой цене не может быть много фильмов. Риски часто на берегу бывают неоправданными, ведь после покупки прав начинается не менее затратная и большая работа над выпуском картины.

Как в этот раз прошла программа #Поиск? Можете ли вы уже озвучить ее результаты? Как вы планируете ее развивать?

Когда мы делали первый Кинорынок после пандемии, в  апреле 2021  года, у  нас собралась очень солидная программа, порядка тридцати фильмов. Семь из них были якутскими, все они были новые и все разошлись по стримингам и по прокатчикам. Это была крайне эффективная история.

Потом, в 2021 году зимой, мы повторили #Поиск, тогда бόльшую часть фильмов нам заявили из Центральной Азии, Узбекистана, Казахстана. Это были новые картины, и  это тоже сработало. Дальше мы продолжили эту программу, при том что из года в  год она пользуется разным спросом и  фильмы представлены разного уровня. В  этом году многие проекты выходили на #Поиск с  просьбой о  дофинансировании. И  это уже другая ситуация, потому что она содержит в  себе инвестиционную составляющую, а мы не можем гарантировать, найдут эти фильмы себе инвестора или нет. Но на мероприятии присутствовали и представители стримингов, и представители прокатчиков, а также продюсеры. #Поиск дает возможность попасть в поле зрения, найти знакомства.

В  рамках деловой программы мероприятия были крайне разнообразны тематически. Планируете ли вы в  будущем формировать эту программу более монолитно или, наоборот, вам кажется, что залог ее успеха – в разнообразии?

Ряд тем мы предлагаем партнерам, кто-то приходит к  нам с  идеями. Деловая программа активирует бизнес-день. Люди собираются, обозначают какую-то тему, пьют кофе, общаются. И  дальше деловая программа переходит в презентационную часть. Опыт говорит о  том, что это очень правильный ход, потому как параллельная программа у  нас не работает и  в  моменте сама по себе никакие деловые процессы не двигает. Она остается разговором на завтра, получает развитие и тому подобное, но, конечно, рынок должен поддерживать и предлагать разные отраслевые темы и вопросы. Заметную часть деловой программы составляют презентации услуг и  оборудования для кинотеатров. В  марте мы ждем расширение состава спикеров по этому направлению.

Планируется ли в будущем более активно привлекать к деловой программе стриминги?

Мы часто со стримингами планируем что-то, говорим, что обязательно в следующий раз круто что-то сделаем, и на этом их инициатива заканчивается (смеется).

В 2024 году российский кинопрокат, кажется, стабилизировался. Сборы растут за счет роста цены билета и компенсируют тем самым падение посещаемости. Отсюда следуют минимум два вопроса: что, как вам кажется, может оказаться фактором дестабилизации в этом новом равновесии и как кинотеатрам и дистрибьюторам вернуть обратно киноходящую аудиторию в прежнем объеме?

Во-первых, все дорожает и будет дорожать дальше, но невозможно бесконечно поднимать цену билета, чтобы балансировать. Сейчас она еще не на пике: где-то уже говорят, что это предел, но где-то – что мы пока еще можем поднимать, у  нас премиальный формат, у  нас сопутствующие услуги и так далее. Но с учетом доходов населения и  того предложения, которое есть, это путь сомнительный и рассчитанный на очень краткосрочный период.

Дальше нам нужно возвращать те семьсот фильмов в год, которые мы выпускали, причем это должно быть в  том числе зарубежное кино. Нам все равно нужно предложение, нам нужно поддержать кинотеатры. Но если те, в свою очередь, не будут ставить контент прокатчиков, специализирующихся только на зарубежном кино, и  достойно его расписывать, как им развиваться? Независимые дистрибьюторы вырывают для России этот контент, и  если данный сегмент уйдет, то Кинорынки будут не нужны. Останется олигополия, которая будет спокойно договариваться между собой, делать какие-то «дни», разводить премьеры. На этом все закончится, но я  так не хочу, и  дело не только в  моем маленьком бизнесе, который давно стал моей жизнью. Рынок должен саморегулироваться, питаться изнутри, быть конкурентным, подвижным.

Чего вы ждете от отрасли в 2025-м и что хотели бы пожелать ей в новом году?

Чаще встречаться! Чтобы состоялись и весенний, и летний Кинорынки. Мечтаю о том, чтобы мы встречались каждые три месяца! (Смеется.)

Фото: пресс-служба МКиФ «Российский кинобизнес»

Самое читаемое

Предпродажи уикенда: «Плохая девочка» и «Шаман» доминируют среди новинок
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Финист» продолжает лидировать
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вернули первенство
Подробнее
Роскомнадзор раскрыл сумму штрафов за ЛГБТ*-контент в 2024 году
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 16–19 января
Подробнее
Гильдия сценаристов США объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Борис Ханчалян назначен заместителем генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга»
Подробнее
Стали известны номинанты на премию BAFTA
Подробнее
Аудитория YouTube продолжила снижаться после замедления платформы в России
Подробнее
Берлинский кинофестиваль анонсировал часть картин грядущего смотра
Подробнее
Фильм «Небриллиантовая рука» посмотрели 44,8 млн человек за новогодние каникулы
Подробнее
Объявлены даты проведения премии ТЭФИ 2025 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 16–19 января 2025 года
Подробнее
Netflix все-таки выпустит «Хроники Нарнии» в широкий IMAX-прокат
Подробнее
«Волшебник Изумрудного города» заработал три миллиарда в российском прокате
Подробнее
Во Вьетнаме пройдут Дни российской культуры
Подробнее
В Москве прошла премьера романтического драмеди «Четыре четверти»
Подробнее
Россия и Иран подписали договор о стратегическом партнерстве
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 13–19 января 2025 года
Подробнее
Официальная касса России: в гостях у сказки
Подробнее