Эксперты киноиндустрии о том, почему в России женщины пока не снимают блокбастеры: Наталья Мокрицкая

Комментирует генеральный директор сети «Москино»
Успех БАРБИ Греты Гервиг в зарубежном прокате вдохновил нас разобраться, почему женщины-режиссеры в России не снимают крупнобюджетное зрительское кино. Российские режиссеры и продюсеры рассказали БК, в чем они видят причины этого и какие предпосылки могут изменить существующее положение вещей. Комментирует генеральный директор сети «Москино», продюсер Наталья Мокрицкая.
Почему, на ваш взгляд, женщины в России не снимают крупнобюджетные картины, а в основном занимаются производством авторского кино, арт-мейнстрима или сериалов?
В советском кино в разное время успешно работало огромное количество женщин-режиссеров, и, выражаясь современным языком, все они создавали крупнобюджетные проекты. Среди них Надежда Кошеверова, которая снимала как сказки (ЗОЛУШКА, КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ, СОЛОВЕЙ, ЦАРЕВИЧ ПРОША), так и комедии (УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ; ОСТОРОЖНО, БАБУШКА!). Татьяне Лиозновой кинематографические начальники доверяли одни из самых важных и масштабных проектов: ТРИ ТОПОЛЯ НА ПЛЮЩИХЕ, КАРНАВАЛ, культовый сериал «Семнадцать мгновений весны» и производственную драму МЫ, НИЖЕПОДПИСАВШИЕСЯ. Советские женщины-режиссеры не боялись ни крупных бюджетов, ни больших масштабов, ни сложных съемок. Не могу сказать, что сейчас женщины в России не снимают крупнобюджетные картины. Более того, у меня самой есть такой опыт. Несколько лет назад мы делали один из самых дорогих проектов в моей продюсерской карьере – фильм-сказку СТРАНА ХОРОШИХ ДЕТОЧЕК с бюджетом более 4,5 миллионов долларов. Его снимала дебютант Ольга Каптур. Она была ответственная, честная и трудолюбивая. Другое дело, что после этого она родила четверых детей и перестала снимать кино. Хотя я уверена, что если бы она продолжила заниматься профессией, то относилась бы к этому так же ответственно, как и к деторождению.
Способны ли женщины, по вашему мнению, снимать крупнобюджетное или сложнопостановочное кино?
Мне кажется, ни большой бюст, ни шпильки, ни яркий маникюр и броский макияж съемкам масштабного кино помешать не могут. А если серьезно, то женщина, конечно же, как и мужчина, может снимать крупнобюджетное и сложнопостановочное кино. Никаких противопоказаний у нее нет. В современном кинематографе есть женские имена, которые это подтверждают. Кэтрин Бигелоу, например, снимает большие фильмы: НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ, ПОВЕЛИТЕЛЬ БУРИ, К-19. Однако в России сегодня подобных примеров нет, это правда. Рискну предположить, что наши девушки-режиссеры просто не хотят бороться с большими мужскими менеджерскими компаниями, у которых довольно своеобразный стиль работы. Как продюсер в прошлом я считаю, что женщины на это способны. Объективно им ничего не мешает снимать качественные и дорогостоящие фильмы.
Какими навыками в целом должен обладать режиссер коммерческого кино?
В первую очередь он должен быть грамотным топ-менеджером, отличным управленцем, разбираться во всех тонкостях и нюансах кинопроизводственного процесса. Под его началом должно эффективно работать много важных подразделений, и во главе каждого ему необходимо поставить профессиональных и высококвалифицированных руководителей, которые будут отвечать за свой участок работ и перед ним отчитываться. На этом основано сложное постановочное кино. В этом деле очень важна координация. Кроме того, режиссер коммерческого кино должен быть отличным психологом и обладать высокой культурой во всех смыслах этого слова.
Могут ли такие истории, как успех БАРБИ Греты Гервиг, послужить толчком к тому, что женщинам в России начнут давать деньги на большое зрительское кино или предлагать его снимать?
Я думаю, что картина БАРБИ выйдет на наши экраны еще не скоро, поэтому успех Греты Гервиг вряд ли послужит каким-то там толчком. Да это и не обязательно. Убеждена, что «давать» – это неправильное слово. Женщины должны сами приходить в продюсерские компании с большими проектами. И, конечно, если они докажут, что их проект жизнеспособен и интересен, то им будут и выделять крупные бюджеты, и предлагать большие возможности, и даже будут за ними бегать, если их проект окажется действительно стоящим и перспективным. Никто им не откажет только потому, что они женщины. Не надо ждать, что продюсерские компании сами будут искать специально женщин, потому что некая Грета Гервиг сняла БАРБИ. Надо самим стучаться во все двери.
Сегодня в российской киноиндустрии работает довольно много женщин. Конечно, они успешней в авторском кино, потому что по природе своей женщины более интуитивные и тонкие натуры, склонные к анализу, рефлексии и самокопанию. Последний сериал Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие» – шедевр драмы. Нигина Сайфуллаева – большой профи в авторском сегменте. Анна Меликян способна работать и с большим бюджетом, и с маленьким, ее последние фильмы и сериалы это подтверждают: ЧУВСТВА АННЫ, «Гимнастки», «Нежность». Наталия Мещанинова – замечательный кинорежиссер, снявший потрясающую психологическую драму ОДИН МАЛЕНЬКИЙ НОЧНОЙ СЕКРЕТ. Нельзя не вспомнить ее выдающий сценарий к фильму СНЕГИРЬ Бориса Хлебникова. Снимают кино Вера Сторожева и Аня Матисон. Все названные женщины активно работают, просто у них нет запросов на большой бюджет.
Сталкиваетесь ли вы с пренебрежительным отношением коллег или сексизмом в профессии?
Нет, я не сталкиваюсь с этим ни как продюсер, ни как Наталья Мокрицкая, ни как генеральный директор «Москино». Более того, отмечу, что когда я только начинала свою продюсерскую деятельность, меня очень поддержали мои друзья-продюсеры – и Сергей Сельянов, и Джаник Файзиев, и многие другие. Я не испытываю никакого давления со стороны мужчин. Более того, последняя моя картина ПОСЛЕДНИЙ ОСКАР не состоялась бы в полной мере без крепкого плеча и продюсерского чутья Вадима Верещагина, так что мне мужчины только помогают – подставляют плечо, протягивают руку, дают ценные советы.
Актуальна ли в целом тема гендерного неравенства в отечественной киноиндустрии, на ваш взгляд?
Я слышала об этом, но сама с какими-то проявлениями неравенства не сталкивалась. Возьмем, к примеру, гонорары. Именитые актрисы получают больше, чем большие актеры-мужчины. Женщины-режиссеры тоже зарабатывают весьма внушительные деньги. В этом вопросе все в порядке. И тем не менее о неравенстве люди говорят. Вместе с тем давайте беспристрастно посмотрим на то, что происходит сегодня в киноиндустрии. Уже несколько лет Киностудией имени Горького и «Союзмультфильмом» руководит Юлиана Слащева – замечательный менеджер и киноуправленец. Более того, я сама третий год возглавляю столичную кинотеатральную сеть «Москино», куда входит 13 кинотеатров, второй по величине после Госфильмофонда кинофонд и Московская кинокомиссия. Мы очень активно развиваемся, проводим огромное количество мероприятий, придумываем и реализуем специальные кинособытия по всей Москве. Так получилось, что «Москино» почти всегда руководили женщины. Это говорит о том, что женщины – хорошие начальники.
Насколько легко или, наоборот, сложно находить средства на производство проектов с женщинами-режиссерами? Или здесь нет корреляции с гендером?
Не легче и не сложнее. Первоначально у любого продюсера должен быть хороший проект. Это главное. Пол значения не имеет. Я не люблю слова «режиссерка», «авторка». Несмотря на то, что профессии «продюсер» и «режиссер» имеют мужской род, считаю, что эти слова уместно употреблять по отношению к любому гендеру.
Фото: прессс-служба «Москино»