top banner

Эмиль Никогосян: «жЫЫЫзнь» – исторический сериал, снятый на бюджет телевизионного ситкома»

Автор: Никита Никитин

21 июня 2024

БК поговорил с создателем сериала «жЫЫЫзнь» о создании «первобытного ситкома», специфике работы шоураннера и ожиданиях от премьеры на «Пилоте»

В Иваново стартовал VI фестиваль сериалов «Пилот». В основной конкурс смотра вошло пятнадцать новых российских сериалов, отбором которых в этом году занимались сценарист Андрей Золотарев и писатель Сергей Минаев. В число конкурсантов среди прочих попали проекты «Чистые» Николая Хомерики, «Эль Русо» Сергея Мокрицкого, а также «жЫЫЫзнь» Эмиля Никогосяна и Александра Бойкова. БК поговорил с Никогосяном о создании «первобытного ситкома», специфике работы шоураннера и ожиданиях от премьеры на «Пилоте».

Расскажите, пожалуйста, о своем проекте «жЫЫЫзнь». Чем он уникален?

Это один из самых глубокомысленных сериалов про первобытных людей в истории телевидения, но если вы вспомните еще два сериала на первобытную тему, наш все равно будет в тройке. Это история одного первобытного племени, которое живет на пасмурном берегу реки, где почти никогда не светит солнце. Со стороны леса нападают хищники, у них постоянно нехватка еды, отсутствует какая-либо медицина, и каждый день они борются за жЫЫЫзнь! У племени есть вождь, которому катастрофически не хватает зрелости и опыта. Он хочет, чтобы все его любили и при этом были счастливы. Он не обладает навыками хорошего руководителя, но компенсирует это искренней любовью к своему племени. К несчастью, рядом с нашим племенем, на соседнем, очень солнечном берегу реки, живет более развитое племя. А история начинается, когда один из героев, не выдержав всех тягот жизни, переплывает на соседний солнечный берег и, к всеобщему удивлению, ему там дают еду и отличную пещеру. Почти все жители нашего племени, кто хоть что-то умеет, задумываются, а не последовать ли им примеру своего соплеменника.

Для меня это экспериментальный проект. Его можно назвать комедийно-историческим, в нем удивительным образом сочетаются остроумие, глупость, любовь, абсурдность и трогательность. И, как всегда, это история о хороших, добрых людях, пребывающих в поисках любви, понимания и счастья…

Если говорить о настроении сериала, атмосфере, ритме повествования, то «жЫЫЫзнь» – для поклонников таких фильмов, как СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ и РЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ, а также сериала «Офис», и если все перечисленное замешать, можно будет понять, из чего состою я.

Какова история возникновения и разработки проекта?

Как всегда, сначала возникает идея – а почему бы не сделать сериал про первобытный мир? Но одной идеи мало, ты всегда находишься в поиске того, про что твоя история. Для меня всегда очень важен персонаж, и когда появился парадоксальный образ вождя, история начала складываться. В первой заявочной сцене вождь танцует перед очень голодным соплеменником и спрашивает у него, как ему его танец. Он правда искренне стремится сделать жизнь своего племени ярче и веселее, хочет, чтобы все были счастливы, но вот решать действительно важные вопросы ему немного скучновато, не хватает ни энергии, ни опыта.

Когда мы сняли и смонтировали пилот, немного посмеялись и решили, что его можно усилить. Хотелось большего – смешнее, ярче, масштабнее. И нам это удалось. У нас было несколько экспедиций, мы провели съемки в Абхазии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. И по итогу у нас вышла невероятная картинка, фантастический кастинг и добрая, смешная, трогательная история.

Как вам работалось со звездами проекта?

Это большая привилегия – работать с такими потрясающими, талантливыми профессионалами. Формирование такого замечательного каста – долгий процесс. Сначала ты пишешь материал, который как минимум должен понравиться хотя бы тебе. Затем отправляешь актерам, сначала хорошим, и нам повезло остаться на этом этапе. Специфика нашего сериала в том, что в большом количестве сцен в кадре одновременно находится до пятнадцати основных персонажей. В главных ролях у нас Михаил Галустян, Светлана Ходченкова, Борис Дергачев, Андрей Федорцов, Филипп Ершов, Петр Скворцов. И каждый из них на протяжении трехминутной сцены может сделать лишь одно действие либо сказать короткую фразу, но без нее в этой сцене никак. И это, конечно, становится настоящим кошмаром для продюсеров, а лично для меня – рождеством. Все актеры существуют в одном ритме, жанре, вселенной, и наблюдать за этим оркестром – одно удовольствие.

И отдельно я хотел бы отметить искреннюю, невероятно точную работу Михаила Галустяна. То, что Миша умеет дарить радость и смех, блистательно делает это на протяжении последних двадцати лет, всем известно. В общем-то, не стоит даже об этом говорить. Но наш сериал доказал, если сказать емко, что Михаил Галустян – замечательный драматический актер!

Вы целенаправленно создавали ваш сериал как проект для ТВ? Будет ли он показан на каком-нибудь стриминговом сервисе?

Изначально наш сериал задумывался и снимался для телеканала ТНТ как ситуационная комедия с хронометражем серий 24 минуты. Мы старались придерживаться этого формата, но скажу по секрету: некоторые серии у нас получились чуть длиннее. Стоит признать, это всегда не очень хорошая новость для сетки вещания канала. Обычно сразу же поступает предложение перемонтировать, сократить материал. И я был приятно удивлен, когда после просмотра было принято решение показать серии в том виде, в котором они изначально задумывались, получились! Здесь, конечно, отдельное спасибо Аркадию Водахову. Наш сериал точно будет показан на платформе Premier, будет ли он показан на других платформах, я пока не знаю, но если да, то это значит, что еще больше людей будут улыбаться, смеяться и станут чуточку счастливее после его просмотра.

Насколько дорог и сложен был проект в производстве? Каков бюджет одной серии?

Я бы сказал, что у нас получился исторический сериал, снятый на бюджет телевизионного ситкома. Съемки сериала «жЫЫЫзнь» действительно в какой-то степени потребовали решения тех же задач, которые обычно встают во время съемок исторического проекта. Несколько экспедиций, большое количество персонажей, оригинальные костюмы, сложные декорации. Если сказать по правде, то я до конца не понимаю, как нам удалось все это снять.

Вы стояли у самых истоков проекта, а сейчас заняты постпродакшном первого сезона. То есть вы выступаете на сериале «жЫЫЫзнь» шоураннером, что сравнительно свежо для нашего рынка. Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем конкретно вы занимались при создании проекта?

Шоураннер – человек, который находится в проекте с момента зарождения идеи до премьеры, и зачастую это от двух до трех лет работы над одним тайтлом. На всех этапах подготовки и производства он принимает решения по большинству творческих и технических вопросов. В сериале «жЫЫЫзнь» я также выступаю в качестве сценариста и режиссера. Мой путь с проектом следующий: идея, сценарий пилотной серии, кастинг, подготовка, съемка, монтаж, постпродакшн – ух ты, что-то получилось, значит, пишем сезон, вновь длинный кастинг, подготовка, невероятно длинный, но фантастически интересный съемочный процесс, вновь монтаж и постпродакшн. Правда, бывает и так, что человек написал сценарий, затем посоветовал режиссеру пригласить на пробы какого-то актера, после съездил на разбитие тарелки и стал гордым обладателем титра «шоураннер» либо «креативный продюсер» – да, такое тоже может быть…

Как вы будете проект позиционировать? Кто зритель вашего сериала?

Я знаю лишь, что у нас получился добрый, смешной, красивый, динамичный сериал. Даже боюсь предположить, кому нравится на такое смотреть. Возможно, с моей стороны будет не совсем правильно так говорить, но я старался не думать о том, кто наш зритель. Есть отдельные люди, в чьи обязанности входит подумать об этом еще на стадии анализа сценария и проведения кастинга. В какой-то степени это, конечно же, входит и в обязанности шоураннера. Мой рецепт – для начала нужно сделать так, чтобы конечный материал сильно понравился авторам, актерам, съемочной группе, и если удастся этого достичь, значит, появляются неплохие шансы обрести и дополнительного зрителя. Окончательный ответ, насколько хорош наш сериал и кто наш зритель, к нам придет, пожалуй, после фестиваля «Пилот».

Как вы оцениваете «Пилот» в качестве площадки для продвижения сериалов? Она эффективна?

В первую очередь это уникальная возможность посмотреть, чем сейчас живет сериальная индустрия, обменяться мнениями и получить отзывы от первых зрителей и экспертов. А для режиссеров, сценаристов и актеров – продемонстрировать свои работы. Одновременно с этим это возможность найти новых партнеров. Сейчас многие платформы охотно вступают в коллаборации, думают над совместными проектами – и это прекрасно. Так сложилось, что наш сериал отобрали в основную конкурсную программу фестиваля. И что скрывать: если получим приз – будет приятно.

Расскажите, пожалуйста, о своем творческом пути в комедии.

Все очень просто – вначале были всевозможные скетч-шоу, а затем сериалы: «Идеальная семья» с Павлом Деревянко и Олей Медынич, «Друг на час» с Сергеем Шакуровым и Борисом Дергачевым в  главных ролях, а теперь – «жЫЫЫзнь». И каждый из них, так как я зачастую выступаю как сценарист и режиссер собственных проектов, занимал у меня, по меньшей мере, дватри года жизни. Так что со временем становишься чуть более внимательным и избирательным и, по возможности, стремишься заниматься только тем, что по-настоящему нравится.

Считается, что юмор на большом экране, по меньшей мере, в Голливуде, переживает кризис. Этому называется много разных причин. Одни говорят про фрагментированность и отсутствие связи с публикой (публика слишком разная, нет чего-то, что объединяет всех), другие говорят, что современный юмор просто очень быстро устаревает. В то же время принято отмечать, что юмор проникает в другие жанры – драмы, комиксы. С чем из этого вы согласны?

Признаюсь честно: я за этим не слежу. Занимаясь комедией, я лично не чувствую, что с ней что-то не так. Но если вы или кто-то другой это заметили – видимо, в вашей вселенной этот тренд присутствует. Все мы очень разные, и это прекрасно. Каждый из нас в современном мире точно может найти свое кино. Да, жанры смешиваются, наверное, возможна романтическая комедия в стиле киберпанк с элементами хоррора и неонуара, почему нет. Главное здесь, чтобы при просмотре было интересно!

Пространство юмора в России постоянно сужается. Как в текущих условиях развиваться комедии? Стоит ли искать новый эзопов язык? Востребован ли при этом нынешним зрителем более провокационный, смелый юмор?

На протяжении истории человечества были разные периоды, но рецепт прост: можешь – шути, не можешь – не шути. А тебе говорят: но как же шутить, если то-то и то-то? В таком случае – не шути. А тебе отвечают: но я хочу шутить. Тогда шути! Главный, на мой взгляд, посыл – зачем ты хочешь шутить. Чтобы доставить людям удовольствие и сделать их жизнь чуточку ярче и веселее? Шути!

Как вам кажется, что будет с жанром комедии дальше?

Комедия продолжит существовать, и она будет всегда. Совершенно точно никуда не исчезнет. Даже в самые непредсказуемые периоды истории люди хотят одного – быть счастливыми. И комедия в этом помогает. Значит, всегда будут те, кто пишет, шутит и снимает доброе, смешное кино!

Фото: пресс-служба ТНТ

Самое читаемое

Роман Кантор запустил собственную производственную компанию
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Владимир Путин подтвердил Никите Михалкову актуальность квотирования западного кино в прокате
Подробнее
Фантастический роман Vita Nostra станет сериалом
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вновь выбились в лидеры
Подробнее
Фонд кино поддержит оснащение десяти кинозалов в новых регионах России в 2025 году
Подробнее
Legendary может приобрести Lionsgate Studios
Подробнее
Комедия «Холоп» получит египетский ремейк
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 7–13 июля 2025 года
Подробнее
На VidMK обсудили насущные проблемы профессионалов кино- и видеопроизводства в России
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой ожидаемо стал «Плагиатор»
Подробнее
«Грешники» возглавили чарт потенциальных лидеров грядущей гонки за «Оскаром»
Подробнее
Ольга Сутулова пополнит состав жюри «Горький fest»
Подробнее
В Нижнем Новгороде открылся «Горький fest»
Подробнее
Андрей Золотарев готовит полнометражный режиссерский дебют
Подробнее
Предварительная касса уикенда: комедия «Плагиатор» возглавила прокат
Подробнее
Дом с атлантами: новые меры поддержки российской анимации
Подробнее
Деловая программа «Горький fest»: дискуссия «Классика и классики в актуальном кинопроцессе»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 10–13 июля
Подробнее
Касса России: «Плагиатор» стартовал со второй строчки
Подробнее