top banner

Александр Андрющенко и Михаил Врубель: «Мы хотим развивать жанр фантастики и выстраивать в нем вселенные»

Автор: Рая Башинская

5 июня 2024

Создатели «Сто лет тому вперед» рассказали БК о промежуточных итогах проката, а также о своих будущих проектах

Приключенческий фильм СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД по повести Кира Булычева четыре недели возглавлял российский прокат, заработал к сегодняшнему дню почти 1,4 млрд рублей и отобрал звание самого успешного российского фантастического проекта у ПРИТЯЖЕНИЯ и ВТОРЖЕНИЯ от тех же создателей. Картина стала 28-м «миллиардером» в отечественном прокате и шестым – за 2024 год. В производстве проекта с бюджетом 900 млн рублей (из них от Фонда кино получено 565 млн безвозвратных средств и 50 млн возвратных) участвовало семь игроков – компании «Водород», Art Pictures Studio, «Централ Партнершип», «НМГ Студия», телеканал «Россия 1», Okko, «Союзмультфильм». Продюсеры фильма Михаил Врубель и Александр Андрющенко, также выступивший режиссером картины, рассказали БК о промежуточных итогах проката СТА ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД, ожиданиях от ее дальнейшей работы и о своих будущих проектах – сказке БУРАТИНО и новой версии ПРИКЛЮЧЕНИЙ ЭЛЕКТРОНИКА.

Как вы оцениваете сборы фильма СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД на текущий момент? Насколько вы довольны результатами картины?

Александр Андрющенко: Я очень доволен. Фильм показал новый лучший результат среди отечественной фантастики. Да и вообще для проката вне новогодних праздников бокс-офис более чем хороший. Не говоря уже об оценке фильма и «сарафанном радио». Так что не радоваться этому результату было бы как минимум неуважительно по отношению ко всем, кто проделал огромную работу как по созданию, так и по продвижению картины.

Какие были изначальные эстимейты?

Александр Андрющенко: Мы ориентировались на результат от одного до полутора миллиардов рублей. В мечтах, конечно, представляли себе и два миллиарда, но реальные рыночные факторы говорили о том, что это менее вероятно.

Как вы позиционировали картину при продвижении – как семейный фильм или как фантастику для молодежи? На какую аудиторию в целом рассчитывали? Насколько удалось ее привлечь, по вашим оценкам?

Александр Андрющенко: Как приключенческую фантастику для всей семьи. Думаю, ядро аудитории – более подростково-молодежное, это определяется главными героями истории. Но, мне кажется, фильм может быть привлекателен абсолютно всем, кому интересен этот жанр. Что и показывают исследования среди тех, кто пришел на картину.

Что вы считаете самым удачным в маркетинге фильма? Какие ресурсы использовали при продвижении в целом? Продолжаете ли вы поддерживать фильм сегодня?

Михаил Врубель: С точки зрения маркетинга это сложный продукт – как мы любим: трудный жанр, предубеждения зрителей против нового, которое опирается на хорошо забытое старое, возраст главных героев. Так или иначе, нам и нашим партнерам из ЦПШ и ВГТРК (а среди них, не побоюсь этих слов, лучшие маркетологи страны) в очень большой степени удалось эти барьеры преодолеть. На меня лично произвел особое впечатление наш тур по России – мы в очередной раз посмотрели в глаза зрителям и поняли, как нужны друг другу. Наш ключевой медиапартнер ВГТРК продолжает поддерживать прокат и по сей день.

Вы говорили о том, что если бы фильм снимался сегодня, а не в 2022 году, то его бюджет был бы выше на 20–50 процентов. Действительно ли настолько повысилась стоимость производства? И за счет чего это произошло в первую очередь?

Александр Андрющенко: Да, действительно. За счет повышения стоимости всего – и зарплатного фонда, и материалов. Жизнь вообще стала дороже.

Каковы перспективы СТА ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД в международном прокате? На какие рынки он продан, когда начнет там работу?

Михаил Врубель: По международным продажам активно идет работа, и скоро будет понятно, на каких территориях есть повышенный интерес к фильму.

СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД, а впоследствии БЛИНДАЖ вышли в условиях отсутствия сильных конкурентов – как теневых, так и легальных. В то же время ЛЕД 3 вы недавно выпускали в прокат при более плотной конкуренции. Насколько отсутствие конкурентов помогло прокату СТА ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД, на ваш взгляд?

Александр Андрющенко: Я не стал бы сравнивать прокатный потенциал ЛЬДА 3 и СТА ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД. Все-таки один – оригинальный фильм в жанре приключенческой фантастики, а другой – финал супернародной и всеми любимой франшизы, да еще на раскачанной этой же франшизой дате 14 февраля. Шаг за шагом, я уверен, мы сможем раскачать для аудитории и этот жанр, главное – не опускать планку качества самих фильмов. Репутацию российской фантастики нужно заработать, и мы к этому вызову готовы. А если говорить про теневой прокат, то я не могу поддерживать его просто потому, что это нарушает авторские права. Это неправильно, незаконно по отношению к таким же создателям, как и мы сами.

Как вы думаете, могла ли невыдача прокатного удостоверения МИНИСТЕРСТВУ НЕДЖЕНТЛЬМЕНСКИХ ДЕЛ и зачистка проката от пиратского контента привести к тому, что поток зрителей, особенно молодых, в кинотеатрах сократился? Условно говоря, если бы МИНИСТЕРСТВО стартовало в изначально запланированные сроки, то зрителей в кинотеатрах было бы больше, и СТА ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД тоже досталась бы часть этой молодой аудитории? Или это все-таки не так?

Александр Андрющенко: Считать, что прокат существенно определяется какими-либо одним-двумя факторами, мне кажется поверхностным подходом. Дата, рекламная кампания, доверие к жанру, попадание в аудиторию, конкурентное окружение, страшные форс-мажорные обстоятельства, огромное количество других внешних событий в мире, влияющих на настроение людей, погода, качество работы конкретных кинотеатров и прочее – весь причудливый коктейль разных причин выливается в определенный поток зрителей. И понять, что на что повлияло, мы сможем позже, после проката и подробного его анализа. Может быть, тогда появятся какие-то ответы. Но не сейчас.

Как, по вашим ожиданиям, фильм будет работать с выходом МИНИСТЕРСТВА и потом – МАЙОРА ГРОМА? Будет ли проект работать летом, когда знаковых картин появится совсем немного?

Александр Андрющенко: Мы на это очень надеемся. NPS фильма такую надежду дает.

С фильмом СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД вы приняли решение сделать не ремейк популярного советского телесериала, а свою экранизацию книги, что в итоге помогло избежать негативной реакции со стороны поклонников сериала. Расскажите, пожалуйста, почему и как вы приняли такое решение?

Александр Андрющенко: Мне просто было неинтересно делать ремейк. Это я понимал с самого начала. Но к той версии, которая получилась в итоге, мы шли витиеватой и преимущественно интуитивной творческой дорогой.

Будут ли в таком же ключе сделаны ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА? Можете ли вы рассказать подробности о проекте?

Михаил Врубель: Да, мы активно работаем над сценарием. Думаю, к осени станет понятно, когда мы сможем зайти в съемки, кто будет режиссером и кто будет сниматься в картине.

«Водород» активно продолжает работать в жанре фантастики. Как вы оцениваете его перспективы в российской киноиндустрии?

Михаил Врубель: Мы считаем, что развитие этого жанра является очень важным для индустрии в целом. Как мы начали с ПРИТЯЖЕНИЯ, так и продолжаем уверенно работать в нем. Хотим развивать его и выстраивать фантастические вселенные.

Есть ли у вас в планах расширение вселенной об Алисе Селезневой?

Александр Андрющенко: Для этого нужно взвешенно оценить проделанную работу и ее результат. Дождаться выхода фильма в сети и на телевидении. Понять итоговый качественный и количественный портрет аудитории картины. И почувствовать, насколько расширение вселенной для этой аудитории действительно необходимо.

Фонд кино в этом году уже в третий раз поддержал производство сказки БУРАТИНО. Расскажите, пожалуйста, когда начнутся съемки? Какой подход вы нашли к этой истории?

Александр Андрющенко: Съемки начнутся в конце лета. Подход традиционный для наших компаний – мы ставим себе задачу сделать самую увлекательную приключенческую сказку в России. И будем делать все, что для этого потребуется. Кастинг вы уже видели, дальше будет только интереснее.

Чем вас заинтересовал survival-триллер ПРОПАСТЬ, который в этом году также получил поддержку Фонда кино?

Александр Андрющенко: Это очередной жанровый эксперимент, который нас очень будоражит. Эмоциональный моноаттракцион о силе духа человека, поставленного в нечеловеческие условия. Какая-то дверь, в которую мы еще не заходили. Подробности будут позже.

На каком этапе сейчас находится мультфильм НА СВЯЗИ? Чего ждать зрителям?

Михаил Врубель: Идет активная работа. Скоро мы объявим имя очень интересного режиссера, который возглавит проект, и расскажем о том, с какой студией и как мы будем его делать.

Александр Андрющенко: Могу только сказать, что мы добились поистине феноменального качества сценария и с нетерпением ждем, когда нам удастся поделиться этой историей со зрителями.

Согласны ли вы с тем, что в прокате сегодня не хватает анимации? Как вы думаете, почему мало кого из продюсеров сейчас интересует производство мультфильмов? Тем более что российская анимация востребована за рубежом.

Михаил Врубель: Анимации абсолютно не хватает. По разным оценкам, ее недостаточно на 50–75 процентов. То есть сегодня производится в лучшем случае половина необходимого, а скорее всего – около четверти. Именно поэтому мы хотим активно развивать это направление.

Есть ли у вас в планах проекты в копродукции? Или выход на международные рынки производства, как это сделали Валерий Федорович и Евгений Никишов?

Михаил Врубель: По выходу на международные рынки у нас есть большие планы, но о них мы будем рассказывать позже.

«Водород» редко снимает сериалы, сейчас известно о проекте «Пока смерть не разлучит нас». Чем он для вас интересен?

Александр Андрющенко: «Пока смерть не разлучит нас» – сериал, придуманный Кариной Чувиковой, выпускницей «Индустрии», однокурсницей режиссера ЛЬДА 3 Юры Хмельницкого и Василисы Кузьминой, сценариста и режиссера НИКИ. Для меня это продолжение линейки очень важных для нас дебютов наших же студентов. И этот сериал важен именно авторской интонацией Карины, ее уникальным видением. Я в нее очень верю. Мне кажется, проект должен стать глотком свежего воздуха в потоке стриминговых релизов.

Что вы думаете о сериалах и стабильно растущем рынке стримингов? В чем преимущества создания сериалов, а не полнометражного кино, для производителей?

Александр Андрющенко: Не уверен, что это можно назвать преимуществом, скорее спецификой. Сериал – это другой формат сторителлинга. Более подробный, более обстоятельный. Это и другая коммуникация со зрителями. Не такая стремительная, как в кинотеатре. В ней есть и минусы, и плюсы. Кажется, что зрителю гораздо проще включить сериал на любом доступном устройстве, чем дойти до кинотеатра, но и конкуренция на стримингах как будто гораздо выше чисто из-за количества релизов. А в общем-то, сериалы предполагают просто другие правила игры, но игроки те же. Все равно побеждает самая сильная и лучше всего рассказанная история.

Киношкола «Индустрия» функционирует уже несколько лет, и ее выпускники работают на ваших новых проектах. Как вы оцениваете развитие школы на данном этапе? Учитывая, насколько в отрасли не хватает специалистов и какой она переживает бум производства, можно ли сказать, что все выпускники находят себе работу в индустрии? Какие у вас планы на развитие школы?

Александр Андрющенко: Мы очень довольны выпускниками «Индустрии». Как будто доказывать их состоятельность на рынке нет никакой необходимости – сценаристы, режиссеры и продюсеры наших курсов и так у всех на слуху. Но это только верхушка айсберга. Есть огромное количество специалистов – операторов, вторых режиссеров, режиссеров монтажа, звукорежиссеров, VFX-специалистов, маркетологов и других работающих в индустрии на различных позициях. Так что мы чувствуем полную отдачу от вложенных усилий. И планы на развитие школы – грандиозные…

Активная поддержка со стороны Фонда кино на длительном отрезке дала свой результат в качестве российских фильмов. Насколько количественно российская индустрия готова сейчас занять освободившиеся ниши? Сколько еще лет дотаций потребуется для того, чтобы российское кино было рыночно успешным и самостоятельным?

Александр Андрющенко: Мне не кажется возможным дать такой прогноз. Мы можем видеть, что российское кино развивается и делает это хорошими темпами. И это заслуга не только кинопроизводителей, Фонда кино, минкульта или дистрибьюторов, но и результаты невероятных усилий конкретных киносетей и кинотеатров. И еще глубже – конкретных кинозрителей. Только все вместе мы и есть то, что называют рынком. Вся цепочка от начала и до конца. И обрести высокое качество этой культуры нельзя быстро. Для этого должна работать вся цепочка. Те тенденции, которые я вижу, вызывают оптимизм. Это не значит, что нет ошибок. Иногда у нас получаются не очень хорошие фильмы, иногда не срабатывает маркетинг, а иногда по-прежнему заходишь в кинотеатр, и там просто грязно, а твой стенди засунули в угол у подсобки. Но бόльшая часть рынка работает профессионально и классно. Надо просто бросить истерики и набраться терпения. И все будет хорошо. Побольше любви к профессии и уверенности в собственных силах – и зрители потянутся.

Фото: Мария Хуторцева, кадры из фильма СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Продюсерская компания «Яр&Ко» займется экранизациями сказок Корнея Чуковского
Подробнее
На ПМЭФ обсудили будущее сказочных проектов в кино и на стримингах
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Манюня» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 3–9 июня 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Непослушники» в упорной борьбе вырывают победу
Подробнее
Стали известны ведущие грядущей премии АПКиТ
Подробнее
Летняя тень: какое влияние пиратский Голливуд может оказать на российский прокат
Подробнее
«Кинопоиск» оштрафован на 1,5 млн рублей за ЛГБТ*-пропаганду
Подробнее
Касса четверга: «Непослушники» стартовали со второго места
Подробнее
Каннский взлет: итоги минувшего кинофестиваля
Подробнее
Касса России: «Непослушники» возглавили прокат
Подробнее
СТС будет снимать телевизионные шоу на «Острове фортов» в Кронштадте
Подробнее
Стала известна дата вручения кинопремии «Ника» за 2022 и 2023 годы
Подробнее
На «Оскаре» могут ввести новую номинацию за лучшую постановку трюков
Подробнее
Елена Бальмонт покидает пост генерального директора «МТС Медиа»
Подробнее
В рамках ПМЭФ состоялась сессия о работе российской анимации за рубежом
Подробнее