top banner

Ольга Жукова: «Ценность премии АПКиТ – в профессиональном продюсерском признании»

Автор: Рая Башинская

24 марта 2023

Исполнительный директор АПКиТ рассказала БК об особенностях вручения награды в этом году, трендах в индустрии и перспективах кинопроката

24 марта в Москве состоится десятая церемония награждения национальной кинематографической премией Ассоциации продюсеров кино и телевидения. АПКиТ назовет лучшие фильмы и сериалы, премьеры которых состоялись на телевидении и онлайн-платформах в 2021 и 2022 годах, а также отметит лучшие кинопрокатные картины. Исполнительный директор АПКиТ Ольга Жукова рассказала БК об особенностях вручения премии в этом году, трендах в индустрии и перспективах кинопроката. 

Расскажите, пожалуйста, как в этом году будет проходить вручение премии АПКиТ? 
Мы вышли на финишную прямую в подготовке мероприятия. И сейчас мое главное желание – успеть реализовать все запланированное на максимально высоком профессиональном уровне. Премия АПКиТ – большое событие, которого ждут в киноиндустрии. И свою задачу я вижу в том, чтобы прежде всего оправдать ожидания киносообщества. В этом году церемония наконец-то состоится в ее традиционном формате. Это будет светское мероприятие с большим количеством гостей – первых лиц киноиндустрии, около пятисот VIP-персон. Хочется, чтобы у них остались приятные впечатления от торжества.


В этом году отбор сериалов впервые происходит в категории телесериалов и онлайн-проектов. Почему вы решили частично разделить конкурсы на ТВ и онлайн?
Тренды в индустрии меняются, и премия АПКиТ как ее неотъемлемая часть должна не просто их замечать, но и следовать им. Становилось все сложнее и сложнее сравнивать проекты, которые созданы в разных весовых категориях. Сами эти проекты разные во всех аспектах – от тематики до бюджетов, поэтому было принято решение не ставить в позицию конкурентов ТВ и видеосервисы.

Почему в этом году вы решили отказаться от вручения персональных призов? Не будет наград лучшим актерам, режиссерам, продюсерам, сценаристам и операторам.
Нам пришлось отказаться от вручения персональных наград, поскольку лауреаты десятой премии АПКиТ выбираются сразу за два года – 2021-й и 2022-й. И также за два года будут вручаться спецпризы жюри. То есть на самом деле количество номинаций в текущем году не стало меньше. А вот если бы мы оставили персональные награды, то оно выросло бы до пятидесяти. И чтобы наградить всех, нам потребовалось бы в два раза больше времени, чем обычно: не четыре часа, а восемь или даже десять. Честно скажу: думали долго. И в какой-то момент в голову пришло такое решение – как единственно верное. Ведь каждый кинопроект – это результат совместного труда продюсеров, сценаристов, операторов, режиссеров, актеров и многих других специалистов, без которых проекта просто не было бы. Поэтому, назвав лучшие фильмы и сериалы, мы таким образом отметим работу всех.
 
Также появились номинации в категории документального кино и документальных сериалов. С чем связаны эти изменения?
Изменения связаны с активным развитием жанра. Во-первых, улучшилось качество проектов. Во-вторых, появилось разнообразие – есть из чего выбирать. И, в-третьих, сегодня на них имеется зрительский отклик. Поэтому продюсеры с огромным удовольствием включили данные номинации в конкурсную программу.

Будут ли еще какие-то нововведения во вручении премии?
Вообще мы стараемся, чтобы в каждой церемонии было что-то новое, что отличает ее от предыдущей. Но это больше касается визуальных и технологических решений. Самой концепции мероприятия мы добавляем современности. Стремимся сделать ее яркой и запоминающейся. В текущем году у нас очень сильный пул партнеров – «Кинопоиск», «Красный квадрат», XOVP, Trailermakers, Пятый канал и «ВКонтакте». С такой поддержкой у нас все должно получиться.

Учитывая гибкость организаторов и готовность меняться, какие еще изменения вам хотелось бы внести в проведение премии?
Я предпочитаю вносить изменения постепенно и своевременно. Раньше очень переживала, что возможности площадки не позволяют пригласить на мероприятие всех желающих, что абсолютно невозможно посадить всех в первый ряд. А очень хотелось. Но случилась пандемия, и пришлось думать совершенно о другом – как в принципе вручить награды. Тогда вместе с Пятым каналом мы сделали, по сути, невозможное – буквально за одиннадцать дней подготовили эфир, к которому в качестве участников церемонии вручения наград одновременно, в режиме онлайн, подключилось более 150 человек. Мы стали первыми в мире, кто смог реализовать такое. И одновременно сбылась моя мечта – на мероприятии виртуально смогли присутствовать все желающие, и все они сидели в первом ряду – перед экранами своих устройств.

Отсутствие премии в прошлом году как-то подсветило для вас ее значимость для индустрии? В чем вы видите ее ценность?
Когда в прошлом году мы сообщили, что приостанавливаем подготовку мероприятия, очень многие спрашивали про новую дату. Тогда мне казалось, что этот вопрос задавали из индустрии все. Было одновременно и грустно, и приятно. А также очень наглядно подтверждало, что премия АПКиТ – ожидаемая в индустрии награда. Ее ценность в том, что она является профессиональным признанием, продюсерской оценкой, которую сложно получить. Но, как мы знаем, чем сложнее – тем важнее.

Существуют ли какие-то критерии оценки и выбора победителей, о которых вы можете рассказать?
Все проекты оцениваются жюри по художественным и производственно-техническим критериям, а также по коммерческим показателям. Здесь целая совокупность факторов продюсерского выбора. Влияет и личный опыт каждого из них: кто-то в прошлом сценарист, кто-то – режиссер, поэтому у каждого при выборе на сцену выходит свой критерий.

Онлайн-сериалы в целом смелее и актуальнее по затронутым темам, но заставляет ли это как-то меняться телевизионные сериалы, на ваш взгляд?
Каждый работает на своего зрителя. Что касается смелых тем, то, как мы видим по рейтингам, они не всегда востребованы широкой аудиторией.

Какие в целом вы видите тенденции в производстве телевизионных и онлайн-сериалов?
Есть тенденция на смешение жанров. В съемочном процессе – на использование экранов дополненной реальности. А самая главная, на мой взгляд, тенденция, которая всегда была, есть и остается, – удивить зрителя.

За последние три года ассоциации продюсеров выпало множество неординарных проблем, требующих активной вовлеченности объединения продюсеров. Какие достижения вы считаете наиболее важными?
У АПКиТ целый ряд задач: взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, создание благоприятных условий для съемок в регионах РФ, борьба с пиратством, поддержка профильного образования, содействие в выплате авторских вознаграждений, проведение отраслевых мероприятий. Работа ведется мощной и дружной командой продюсеров, состоящей из лидеров отрасли, поэтому она приносит результаты. Например, АПКиТ является одним из инициаторов подписания и подписантом меморандума «О сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий». Активно и, на мой взгляд, успешно в последние годы развивается проект «Кино России».

Расскажите, пожалуйста, какие преимущества продюсерам в целом дает вступление в АПКиТ?
Состав ассоциации активно пополняется лидерами кинопроизводства. Например, в 2023 году, несмотря на то, что он только начался, к нам уже присоединились две компании – «Всемирные русские студии» и группа компаний «Формат ТВ». АПКиТ – это в первую очередь объединение, позволяющее совместными силами решать насущные индустриальные вопросы, которые в том числе лежат в юридической плоскости. Кроме того, мы помогаем входящим в АПКиТ кинокомпаниям удалять ссылки на нелегальный контент из поисковиков. Новые регионы подключаются к проекту «Кино России» не просто так, а по запросу продюсеров – в зависимости от того, где им было бы интересно работать. Мы организуем участие продюсеров в крупнейших отраслевых мероприятиях, например, ПМЭФ, московская и сибирская Российские креативные недели, различные форумы, выставки и многое другое.

Какое влияние на рынок оказывает реализация программы «Кино России», на ваш взгляд? Насколько активно регионы теперь задействованы в кинопроизводстве?
Создание благоприятных условий для съемок в регионах РФ – одна из приоритетных задач АПКиТ. На это направлен проект «Кино России», который уже более шести лет реализуется совместными силами Ассоциации продюсеров кино и телевидения и Агентства стратегических инициатив при поддержке Минкультуры. На данный момент к нему присоединилось уже 22 региона. В тринадцати действует система рибейтов – возмещение части затрат кинокомпаниям на съемки на территории субъектов. На сайте ассоциации есть большой информационный раздел, посвященный «Кино России», в нем все очень подробно изложено. Отмечу, что и для производителей контента, и для регионов это взаимовыгодное сотрудничество. Мы рады, что наша инициатива расширяет географию съемок кинокомпаниям, а регионы развивают свою экономику и увеличивают туристический поток.

Насколько легко удается убедить региональные власти в преимуществах развития кинопроизводства?
Для глав ряда регионов эти преимущества были очевидны, и как такового убеждения не требовалось, обсуждали сразу перспективы. Где-то – да, ведем диалог, иногда достаточно продолжительный. Не скрою, что также есть регионы, в которых мы очень заинтересованы, но отклика от местных властей пока не удается получить. И это тоже нормальный рабочий процесс.

Как вы думаете, удастся ли перестроить кинопрокат так, чтобы основной доход площадкам приносили российские релизы? Финансовая поддержка есть, а есть ли ресурсы у кинематографистов? Особенно учитывая, что многие продюсеры и режиссеры предпочитают создавать сериалы.
На мой взгляд, главное – попасть в сердце зрителя. Последние отечественные релизы тому доказательство: ЧЕБУРАШКА стал абсолютным лидером по сборам, ПРАВЕДНИКА и ПОЕХАВШУЮ аудитория тоже восприняла с интересом.

Как, на ваш взгляд, вернуть зрителям привычку ходить в кино для полноценного перезапуска проката?
В последние несколько лет российскому кино удалось заинтересовать зрителя. И он ходил на него не по остаточному принципу. Сейчас главное – произвести необходимый объем отечественного контента, чтобы загрузить кинотеатры. Привычка ходить в кино у зрителя никуда не делась.

В январе на НТВ вышел ваш первый сериал «Красный Яр», созданный совместно с «Триикс Медиа». Как сложилось это сотрудничество? Насколько вам интересно продюсирование? Работаете ли вы еще над какими-то проектами?
Я благодарна компании «Триикс Медиа», Инессе Юрченко и Сергею Щеглову за совместную работу над сериалом «Красный Яр». Проделать огромную работу над проектом, а потом увидеть ее результат дорогого стоит. Продюсирование – очень кропотливый и интересный творческий процесс создания кинопродукта. Я убедилась в этом лично. Конечно, я с радостью приняла бы участие в производстве еще не одного проекта.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее