Игорь Толстунов: «Это история о любви, о том, что в этом мире все так зыбко, что в нее долго не получается поверить»

Продюсер «Испытания» – о том, кому может быть интересно содержательное кино
ИСПЫТАНИЕ, по выражению одного из кинокритиков, это неимоверно красивая и поэтичная «визуальная опера». Действие ее разворачивается в 50-е годы в казахской степи. Тихую, размеренную жизнь ее обитателей нарушают приезд киношников, неожиданная любовь между городским мальчиком и местной девочкой и – как гром среди ясного неба – испытание ядерной бомбы.
Могли бы вы немного прояснить предысторию проекта? Три года назад ваша продюсерская компания приступала к съемкам фильма с таким же названием, тоже связанным с испытанием бомбы, но режиссером и сценаристом значился Павел Чухрай. Как получилось, что сейчас ИСПЫТАНИЕ – это по сути другая картина?
Это совершенно разные проекты, которые не имеют отношения друг к другу. История такова. С Павлом Григорьевичем мы начинали делать масштабную постановочную картину об испытании водородной бомбы в 1953 году – с огромным бюджетом, большими декорациями, спецэффектами. Когда мы разработали весь проект, стало понятно, что сегодня в России для реализации фильма с именно таким размахом, с каким он был задуман мною и режиссером, потребуется бюджет, превышающий наши возможности в два-три раза. Поэтому с общего согласия было принято решение законсервировать проект до лучших времен. А фильм Саши Котта возник достаточно случайно: как-то в разговоре он рассказал мне о своей идее снять экспериментальное кино без слов. Это была история о любви, о том, что в этом мире все так зыбко, что в нее долго не получается поверить – что-то вроде притчи. Я ему предложил реализовать как раз эту идею, ни в коем случае не сценарий Павла Чухрая. Это даже трудно назвать общей сценарной идеей – здесь лучше всего подходит слово «навеяло». Задумка заключалась в том, что можно сделать кино об этом же, но по-другому.
То есть сходство лишь в том, что это любовь, взрыв и 1953 год?
Даже меньше – действие картины Котта не привязано к какому-то конкретному времени. По некоторым приметам понятно, что это послевоенная история, но так как взрывов было несколько, год определить невозможно.
А почему вы решили довериться Котту и дать ему шанс? Идея построить фильм исключительно на визуальных образах не смутила вас своей экспериментальностью?
А почему бы не дать Котту или какому-то другому режиссеру возможность снять фильм, построенный на слове? Риски были бы те же самые. Александр – очень хороший режиссер, а лично мне просто понравилась эта идея, я не вижу здесь ничего особенного. Просто в условиях нашей киноиндустрии сам факт осуществления подобного неординарного фильма почему-то вызывает недоумение даже у здравомыслящих людей.
Сколько времени ушло на подготовку и съемки картины?
Работать над сценарием мы начали где-то в середине 2012-го, на него ушло около восьми месяцев или даже год. Сами съемки проходили прошлым летом и длились не больше тридцати дней.
Фильм снимали в Крыму?
Нам показалось, что там чудесная, красивая натура, большие просторы. Можно было снимать и в Казахстане, там тоже есть свои красоты, но Крым оказался гораздо более выигрышным с точки зрения и бюджета, и элементарного удобства.
Каким вы видите зрительский потенциал ИСПЫТАНИЯ? Все-таки это очень специфическая картина.
Конечно, это фильм не для массового зрителя. Он привлечет скорее киноманов, продвинутых зрителей, тех, кто ценит и умеет смотреть содержательное кино. Сейчас мы показываем его фестивалям, и их реакция определит дату нашего кинотеатрального релиза. Понятно, что речь идет об ограниченном прокате – от 10-ти до 50 копий. Показывать его смогут только те кинотеатры, у которых есть соответствующая публика.