top banner

Роман Исаев: «Все понимают, что без кинотеатров у большого фильма нет нормальной жизни и экономики»

Автор: Рая Башинская

30 августа 2021

Генеральный директор comScore в России и СНГ о возможных причинах не самых выдающихся кассовых результатов, ожиданиях от осенних релизов и нюансах гибридного формата выпуска фильмов

Сезон блокбастеров в российском прокате подходит к завершению, оставляя индустрию в растерянности. Поводов для радости этим летом было не так много. Как вы оцениваете текущий сезон блокбастеров в российском прокате?

Сборы июня и июля показали не те цифры, на которые рассчитывала индустрия. В первую очередь к низкому уровню посещаемости приводит общая нервозность и подавленность населения из-за существующих ограничительных мер, в частности – в индустрии развлечений. Когда вводили QR-коды в ресторанах, многие думали, что в кинотеатрах они тоже действуют. ОТРЯД САМОУБИЙЦ немного вытянул аудиторию в кинотеатры в большем объеме, чем это сделали ЧЕРНАЯ ВДОВА или КРУИЗ ПО ДЖУНГЛЯМ. ОТРЯД хотя бы преодолел планку в 300 миллионов рублей за уикенд. Это положительный показатель. Надеюсь, рынок и дальше продолжит раскачиваться.

Расхожим было мнение, что как только в прокате появятся зрелищные фильмы, то и аудитория вернется. Фильмы появились, а зрителей в том количестве, в каком они приходили после Нового года и в начале весны, нет. С чем вы это связываете?

Я считаю, в основном повлияло то, что на фоне ковидных ограничений сложилась нестабильная психологическая обстановка. Люди опасались ходить в кинотеатры и вообще куда-то выбираться, особенно когда это было связано с высокими показателями заболеваемости в июне. Плюс в Центральной России долго стояла жара, она тоже отвела народ от кинотеатров и торговых центров. Люди стремились уехать за город. И не будем сбрасывать со счетов финансовый аспект – достаточно большой зрительский сегмент предпочитает сейчас экономить и опасается, что в дальнейшем экономическая ситуация не будет улучшаться.

Насколько, по вашим данным, на сборы фильмов влияет гибридный формат выпуска? Действительно ли аудитории онлайна и офлайна почти не пересекаются, как говорят некоторые прокатчики, или все же происходит отток зрителей из кинотеатров?

Бесспорно, пересечение аудитории есть. Мы прекрасно понимаем, что даже посмотревшие фильм в первый уикенд при желании с удовольствием будут пересматривать его на стриминге. Не факт, что они станут его покупать, но в рамках подписки – точно. Однако я бы не сказал, что нынешний недобор кассы происходит исключительно из-за того, что фильмы выходят одновременно в кинотеатрах и онлайн. Гибридный формат как фактор однозначно влияет, но не как самый важный и определяющий. В конце концов, в России нет Disney+, но это никак не помогло ни ВДОВЕ, ни КРУИЗУ достичь тех цифр, на которые рассчитывала индустрия – хотя бы 400 миллионов рублей на стартовом уикенде.

Наверняка вы анализировали динамику сборов ФОРСАЖА 9, ТИХОГО МЕСТА 2, ЧЕРНОЙ ВДОВЫ и ОТРЯДА САМОУБИЙЦ именно с точки зрения формата выпуска – с цифровым окном или без него. Можете ли вы поделиться какими-то выводами?

Честно говоря, итоги такого анализа неоднозначны. Нельзя же сравнивать ТИХОЕ МЕСТО и ЧЕРНУЮ ВДОВУ. При том, что ТИХОЕ МЕСТО – крепкий и хороший триллер со своей историей, по сути, уже ставший брендом. Тем не менее картина рассчитана на определенные сегменты аудитории, а не на столь широкую зрительскую массу, как ВДОВА или КРУИЗ ПО ДЖУНГЛЯМ. ФОРСАЖ был первым весенне-летним блокбастером и, конечно, собрал существенную кассу. Аудитория к тому времени соскучилась по большому кино, что сработало в пользу картины. Само собой, то, что она отсутствовала на других платформах, тоже сыграло в плюс, но не думаю, что окно стало определяющим фактором. В конце концов, нам известно множество случаев, когда в хорошем качестве выходила «пиратка», и это не мешало картинам собирать приличные сборы в прокате. [Интервью было опубликовано в ЭБК 13 августа. Мультфильм БОСС-МОЛОКОСОС 2 вышел в российский прокат 19 августа — прим.ред.] Вот выйдет БОСС-МОЛОКОСОС 2 – и посмотрим, насколько получится привлечь семейную аудиторию на проект с пиратской версией, потому что она, к сожалению, давно лежит на торрентах в хорошем качестве. Первый БОСС-МОЛОКОСОС был отлично принят зрителями. Получился ли второй фильм и какой у него «сарафан», уже понятно, поскольку на ряде территорий он вышел на стриминге. Но крупного релиза для детей не было давно, поэтому есть отложенный спрос, и он должен вылиться в достойные сборы. В июне выходил ЛУКА, однако он, на мой взгляд, достаточно сильно недобрал.

Что вы думаете об иске Скарлетт Йоханссон к Disney по поводу гибридного релиза ЧЕРНОЙ ВДОВЫ, согласно которому актриса недополучила солидную часть гонорара с кассовых сборов?

Я всегда восхищался Скарлетт Йоханссон, и в данном случае могу ей только поаплодировать. Этим своим действием она выступила прежде всего в защиту собственных финансовых интересов, поскольку действительно много недополучила – хотя контракт на съемки был подписан в 2017 году, когда все было совсем по-другому. Но одновременно актриса встала на защиту интересов кинотеатров, четко выразив собственное мнение. Само собой, договор со студией был составлен продуманно, но за четыре года с момента его подписания слишком многое изменилось, поэтому теперь те студийные юристы, которые над ним работали и убрали положения об эксклюзивности кинотеатрального проката, оставив только его широту, должны получить хорошую премию. Кто в 2017-м мог предвидеть расклад с Disney+? Позиция Йоханссон (как и Эммы Стоун, сделавшей то же самое после КРУЭЛЛЫ) стала очень важным шагом для сохранения статус-кво во взаимоотношениях между кинотеатрами и студиями. В прошлом году происходили яркие и эпатажные истории – как, например, с владельцем французской сети кинотеатров, разрубившем топором стенди МУЛАН в отчаянном эмоциональном порыве от того, что этот крупный релиз уходил на стриминг. Студии хотят получить денежный поток как можно скорее, что объяснимо, но кинотеатры на протяжении десятилетий зарабатывали для них огромные деньги и продолжают это делать. И ни один стриминг все равно не даст столько, сколько дает кинотеатральный прокат. Все прекрасно понимают, что без кинотеатров у фильма нет нормальной жизни и экономики, поэтому и новая картина о Бонде выходит в кинопрокат, а не на Apple TV+ или Netflix, который был готов приобрести проект за 600 миллионов долларов. И можно только поаплодировать мудрому решению Amazon, после покупки MGM оставившему фильм в кинотеатральном прокате.

Каким в целом вы видите будущее гибридного формата выпуска фильмов? Сохранится ли он в дальнейшем или уйдет с окончанием пандемии?

Надо отдавать себе отчет в том, что у нас нет понимания, закончится ли когда-нибудь пандемия. С прошлого года мы учимся жить в новых реалиях. К сожалению, все это, наверное, в той или иной мере будет продолжаться бесконечно. Даже если гипотетически предположить, что ковид полностью побежден, все выбросили маски и радостно побежали обниматься, за этот год студии сформировали новую финансовую модель, позволяющую намного быстрее монетизировать контент. Определенный отток зрителей из кинотеатров на стриминги все равно случился. Его, конечно, непросто оценить, но он есть. Поэтому сейчас очень важно наблюдать за поведением и привычками пользователей стриминговых сервисов: насколько будет меняться динамика подписчиков и их расходов, как будут работать различные модели просмотра фильмов, насколько студии будут продолжать развивать премиальный сегмент PVoD. Разумеется, студии сейчас тоже переживают непростые времена, им нужно латать свои финансовые дыры и сводить экономику. Мы помним, как в прошлом году и Disney, и Universal объявляли о масштабных сокращениях кадров для оптимизации фонда оплаты труда. Поэтому, я думаю, гибридные выпуски однозначно сохранятся, просто очень хочется, чтобы студии мудро и дальновидно вышли на какой-то правильный баланс. В том смысле, что предназначенные для большого экрана релизы должны выходить в кинотеатрах – и с цифровым окном. А релизы средней руки совершенно спокойно могут стартовать в гибридном формате. В кинотеатрах они в любом случае привлекут определенную аудиторию, потому что всегда есть зритель, желающий разнообразия в репертуаре и готовый смотреть драмы, комедии и любое жанровое среднее кино. При этом есть и большое количество людей, которые захотят посмотреть это кино дома. Если до 20 процентов фильмов будут так или иначе вымываться из графика релизов для большого экрана, это пойдет только на пользу кинотеатрам. Можно назвать это репертуарной санацией. В России и множестве других стран всегда проблемой являлся переизбыток контента – тяжело было расставлять такое огромное количество релизов.

Какое цифровое окно кажется вам оптимальным для больших релизов?

Думаю, мы уже не будем вспоминать окна в 90 дней. И скорее всего рынок так или иначе подведет к определенным правильным решениям. Мы все помним о договоренности о 17-ти и 31 днях между Universal и AMC. Нечто подобное может стать основой для будущих соглашений. Все-таки хотелось бы, чтобы период как минимум в месяц, а лучше – полтора месяца, был эксклюзивным для кинотеатров. Тут вопрос не только в том, чтобы дать поработать фильму четыре или шесть недель, если он хорошо себя чувствует и показывает достойную кассу, а в психологическом желании зрителя пойти в кинотеатр или подождать и посмотреть проект на стриминге, если окно будет менее месяца.

На осень заявлено множество блокбастеров. Каковы ваши ожидания от ближайших месяцев?

Ожидания у меня позитивные – как иначе мы можем смотреть на будущее нашей индустрии? Сейчас люди будут возвращаться в города. Начинается новый учебный год, семьи с детьми приезжают домой, поэтому я думаю, что конец августа и начало сентября дадут более позитивную картину посещаемости. И, конечно, все будет зависеть от общего напряжения в обществе, отталкивающего людей от похода в публичные места, в кинотеатры, какие-то развлекательные заведения. Если сейчас риторика властей относительно ковидных ограничений не будет ужесточаться, а останется такой же или даже смягчится, это даст определенный сигнал, что жизнь нормализуется и можно ходить за развлечениями и эмоциями в том числе в кинотеатры. Мы знаем, каков обычно сентябрь с точки зрения посещаемости, но сентябрь 2021-го может дать определенный подъем в бокс-офисе, потому что отложенный спрос все-таки существует. И люди, которые по различным причинам не выбрались на летние фильмы, смогут прийти в кино. В целом хочется, чтобы осень стала периодом восстановления, потому что позитивный факт состоит в том, что североамериканский прокат показывает достойные цифры. Та же ВДОВА собрала 80 миллионов долларов на первом уикенде, что сопоставимо с доковидными показателями (с учетом понижающего коэффициента от Disney+, конечно). Неизвестно, каким был бы бокс-офис, не будь пандемии, но вряд ли фильм приблизился бы к показателям МСТИТЕЛЕЙ. Сборы более чем достойные и внушают надежды на радужные перспективы.

При этом в США все больше распространяется штамм «дельта», появление которого в России в конце мая и начале июня нанесло серьезный удар по кинопрокату. Насколько вероятны в связи с этим переносы релизов, на ваш взгляд?

Естественно, передвижки возможны, никто от этого не застрахован (они даже в данный момент обсуждаются). Переносы релизов зависят от желания студий заработать как можно больше денег на конкретной дате. Если там открыто определенное количество кинотеатров на крупнейших рынках, то релизы будут выходить. Собственно, мы наблюдали это на протяжении прошлого года, когда ДОВОД сдвигался несколько раз в ожидании того, что в достаточном процентном отношении откроются кинотеатры в основных странах. Будет то же самое. Возможны различные интересные конфигурации. К примеру, тот же ДОВОД выходил в Европе раньше, чем в Америке. Мы ориентируемся на Европу, США и Китай. Финансовые аналитики в студиях оценивают потенциал выпуска фильма в зависимости от открытых площадок, производственного бюджета картины и расходов на продвижение. При том, что сейчас средств на рекламу, естественно, выделяется меньше относительно доковидных уровней. Великобритания, к примеру, показала достаточно позитивный пример того, как власти, добившись определенных успехов в борьбе с ковидом и выйдя на приемлемую статистку по заболеваемости, ослабляют ограничительные меры и все это ведет к росту позитива в настроении граждан. Это даже назвали «днем свободы».

Насколько отложенного спроса публики хватит на все фильмы? Тем более вы говорите о финансовых затруднениях у зрителей.

Конечно, его хватит не на все релизы. Если зритель в доковидные времена в среднем ходил в кино один-два раза в месяц, то сейчас он будет делать это реже. Даже когда у него поднимется настроение. Потому что сработает экономический фактор. Даже не столько в моменте, а скорее на перспективу – он не знает, что будет завтра, какие ограничительные меры введут в следующем месяце, чего его лишат. Мы видели, как в первый день введения QR-кодов ресторанная отрасль Москвы упала на 90 процентов и более, а такие вещи очень сильно бьют психологически по умам граждан. И понимая, что может лишиться каких-то намного более важных функциональных действий, чем поход в кинотеатр, определенная часть людей старается повременить с развлечениями, подождать, пока все успокоится. Только медленное поступательное развитие, только релиз за релизом со временем раскачают прокат. Когда будут сниматься ограничения и не вводиться новые, люди начнут выбираться в кинотеатры хотя бы один раз в месяц либо раз в полтора месяца. После лета с такой низкой посещаемостью, даже если зрители придут в два раза реже, чем в доковидные времена, это все равно даст существенную прибавку в посещаемости и бокс-офисе. От того, что человек сходил в кино и ничего с ним не случилось, он увидел, что там по-прежнему замечательная картинка, классный звук и вкусный попкорн, он морально успокоится и будет стараться выводить режим посещения кинотеатров на прежний уровень, чего мы очень ждем.

До выборов в Госдуму власти с большой долей вероятности не будут перегибать с ковидными ограничениями и усиливать психологическую нагрузку. А вот дальше предсказать что-либо трудно...

Надеюсь, ничего радикального не случится, но можно предположить, что введение жестких мер возможно в период после выборов. Мы прекрасно знаем, как власти умеют играть и со статистикой, и с общественным мнением на фоне важных для себя мероприятий. При том, что вся страна была закрыта и всех посадили по домам, в прошлом году очень долго не отменялись ни парад на День Победы, ни шествие «Бессмертного полка» и так далее. Там, где для власти это политически важно, нет никаких ковидных ограничений. Это ярко показала история с фестивалем «Алые паруса» в Петербурге нынешним летом. Остается только надеяться, что у власти осталось зерно рационального и аналитического подхода к своим действиям. Я уверен, что уже посчитан объем недополученных налогов, количество закрытых предприятий и уволенных людей, насколько пополнились биржи труда с прошлого года – и выводы сделаны соответствующие.

Можете ли вы дать прогноз на четвертый квартал 2021-го и на кассовые итоги года? 

Сейчас сложно давать прогноз по завершению этого года, так как не очень понятно, насколько активно аудитория будет возвращаться в кинотеатры в конце августа, в сентябре и октябре. Это очень сильно повлияет на итоговый бокс-офис. В этом году потрясающими были январь и февраль, потом кривая пошла вниз, ФОРСАЖ и КРУЭЛЛА немного приподняли сборы, затем уныло прошли летние блокбастеры, совершенно не в тех цифрах, которые мы ожидали. Тем не менее мы работаем весь этот год, в отличие от прошлого, когда кинотеатры были закрыты несколько месяцев. А многие страны мира были закрыты зимой и весной. Мы видели, как из-за усиления ковидных ограничений, вызванных ростом заболеваемости, уже закрывались кинотеатры в Бурятии и Астраханской области. Никто не застрахован от того, что завезут новый штамм и придется все закрывать, поэтому для прогноза слишком много переменных неизвестно. Согласно еженедельному отчету comScore, на текущей неделе мы превышаем прошлый год по бокс-офису на 53 процента, а по посещаемости – на 44 процента. Стоит обратить внимание на разрыв роста бокс-офиса и посещаемости в 9 процентных пунктов. Эта огромная разница о многом говорит. Для большого количества людей, живущих в рамках скромных бюджетов и зарплат, фактор цены билета вполне вероятно стал определяющим. Кино – это не только один-два билета, но и попкорн, напитки, начос. Посещение кинотеатра стало накладным для части населения, чувствующей себя стесненной в средствах. Но и не повышать цену тоже было нельзя, потому что мы прекрасно отдаем себе отчет и в проценте инфляции за все прошедшие годы, и в росте цен на товары первой необходимости, на продукты, бензин, на стройматериалы, кинооборудование. Как подорожали евро и доллар к рублю, и говорить не стоит. А цена на билет за десять с лишним лет менялась крайне незначительно. Кинотеатру сейчас стало в разы сложнее окупаться. Поэтому это вынужденная, но правильная мера. Кроме того, растущая цена может подчеркнуть премиальность просмотра в кинотеатре относительно домашнего.

Цена билета так и будет расти дальше, как вы думаете?

Рост не может быть постоянным, поскольку это психологически отпугнет людей, поэтому, я думаю, он станет происходить волнообразно. В конце прошлого года и в начале этого цены повысились практически во всех кинотеатрах страны. Аудитория отреагировала на это в основном спокойно, какого-то массового негатива со стороны зрителей не было. Все отнеслись с пониманием и благодарностью к тому, что кинотеатры столько лет удерживали цены. Звучит немного цинично, но с точки зрения экономики кинотеатра абсолютно оправданно перед новогодними праздниками поднять цены и оставить их потом на этом уровне. Возможно, такие волны могут происходить два раза в год, но, опять же, каждая сеть кинотеатров и каждая площадка решает для себя самостоятельно, исходя из своего конкурентного окружения и динамики посещаемости.

Повышение цены билета свидетельствует о премиальности просмотра, но в существующих непростых условиях вызовет еще и потерю части зрителей? 

Часть зрителей потеряется, а для оставшихся просмотр кино продолжит быть яркой эмоцией, доступной только в зале. Существует большое количество сегментов аудитории, которые видят в походе в кинотеатр некое событие, семейную, коллективную эмоцию. Такие зрители со временем взрослеют. Для тинэйджеров посещение кинотеатров имеет существенно меньшую социальную составляющую, для них это просто потребление контента на большом экране, а коллективная эмоция от просмотра им важна меньше. Они все больше погружаются в онлайн-пространство и живут там практически 24 на 7. Тем не менее, как мы знаем, нельзя пригласить девушку на свидание в планшет, поэтому поход в кинотеатр сохраняет романтическую событийность. В случае с семьями выход в кино остается праздником для детей, оказывающимся в красивом месте с определенной магией, которую не получишь дома, даже имея большой телевизор. Если потерянная часть аудитории компенсируется дополнительной монетизацией за счет роста цены билета хотя бы наполовину или на две трети, значит, эта финансовая модель работает. А у кинотеатров не остается выбора. Поток зрителей в любом случае уменьшился, надо что-то предпринимать, чтобы сводить концы с концами. И поднятие цены билета – самый очевидный шаг для достижения цели. Основная часть аудитории отнеслась к этому нормально, соответственно, теперь на меньшем числе зрителей зарабатываются бόльшие деньги. Это позволяет кинотеатрам хоть как-то сводить свою математику.

В прошлом году вы предполагали, что 2021-й может стать самым кассовым за всю историю мировой киноиндустрии. Когда теперь, по вашим прогнозам, отрасль сможет вернуться к показателям 2019 года, а когда – превысить их?

В прошлом году все считали, что выйдет ДОВОД, пандемия закончится, и с осени 2020-го наступят мир и благоденствие. Исходя из этого мы предполагали, что огромное количество перенесенных на 2021-й релизов дадут самый кассовый год за всю историю киноиндустрии. В настоящее время мы видим аналитику ковидной динамики и ситуации в мировой экономике уже на протяжении практически полутора лет. Если не произойдет чего-то драматичного в виде появления новых штаммов со стопроцентной летальностью или еще чего-нибудь, что скорректирует текущее видение мира, то, по нашим прогнозам, 2023-й может стать годом выхода на показатели 2019-го или приблизиться к ним, а 2024 год – дать прибавку. По 2022-му ощущения такие, что это будет год восстановления и вылезания из ямы.

Как в целом восстанавливается рынок в остальном мире?

Американский рынок восстанавливается хорошо и показывает оптимистичные цифры, но мы с волнением наблюдаем за ростом заболеваемости в США. Как мы знаем, Америка долго стояла закрытой. Теперь на протяжении лета сжатая пружина отложенного спроса очень хорошо монетизируется. Люди активно приходят в кинотеатры, и американские показчики чувствуют себя комфортно. Что касается Европы, то впечатляет опыт Франции, которая открылась в мае и люди ринулись в кинотеатры. Эмоциональная составляющая французского менталитета очень хорошо показала себя, и зрители стали активно возвращаться в кино. В Великобритании люди тоже неплохо пошли в кинотеатры после открытия. На остальных европейских рынках все достаточно ровно: в Германии без каких-либо всплесков, Испания весной частично работала, поэтому там тоже не было ярко выраженного интереса. Тем не менее с открытием большего числа кинотеатров бокс-офис рос. В Австралии закрыты два больших региона из-за всплеска заболеваемости. Насколько я знаю, все позитивно в Китае.

Но ведь введение «паспортов здоровья» во Франции и Италии привело к обрушению посещаемости.

Да, в моменте было драматическое падение при их введении (как с общепитом в России). Но мы видим, какое во Франции идет большое сопротивление граждан против инициатив властей, по 150 тысяч человек выходят на демонстрации против ковид-паспортов. Будем наблюдать за развитием ситуации.

Коронакризис заставил обратить еще большее внимание на рынки, где все плохо с прозрачностью – в частности, с недобором правообладателей на рынках Украины, Беларуси и Казахстана. Как вы оцениваете на данный момент прозрачность этих территорий? Когда наладится и появится единая система сбора данных?

Тут надо все-таки разделить Украину, Беларусь и Казахстан. Беларусь в автоматическом режиме посылает нам данные на 100 процентов. Соответственно, цифры по республике абсолютно прозрачные. В Казахстане крупнейшая сеть кинотеатров на протяжении последних лет никак не могла перейти на автоматическую выгрузку. Мы очень долго и активно решали этот вопрос с помощью Universal и компании «Меломан», прокатывающей релизы Sony и Disney на территории Средней Азии. Лед тронулся, «Кинопарк» начал осуществлять автоматическую выгрузку в IBOE. Остальной рынок Казахстана достаточно фрагментированный. Другие крупнейшие сети давно предоставляют нам данные по автоматической выгрузке, поэтому с ними все было понятно и прозрачно. Есть определенный сегмент рынка, который еще не вышел на требуемый уровень прозрачности, но, думаю, это вопрос времени – и уже недалекого. Что касается Украины, то мы находимся в некотором затишье относительно переговоров по входу comScore на их рынок. Данные по Украине собирает и анализирует исключительно компания B&H, поэтому рынок, конечно, не может похвастаться прозрачностью, и в этом направлении нужно еще много работать.

Как вы относитесь к появлению программы добровольной сертификации кинотеатров в России, которую инициирует АВК?

Формализованное признание качества услуг кинотеатров, подтвержденное авторитетной организацией, назрело давно. Нарекания по качеству демонстрации в кинотеатрах, поступающие от простых зрителей и экспертов рынка, очень часто оправданы. С подтверждением качества кинопоказа, по сути, ничего не менялось с конца 90-х, когда у кинозалов с установленным в них стереозвуком Dolby вешали специальную информационную табличку. Очень надеюсь, что процедура проверки и выдачи сертификата будет разумно оптимизирована финансово и организационно. Перед зрителями и индустрией кинотеатр сможет подтвердить, что уважительно относится к своей аудитории и обеспечивает высокий уровень кинопоказа. А внутри рынка это будет служить свидетельством того, что кинотеатр выступает порядочным партнером. Очень надеюсь, что ребята из Научно-исследовательского кинофотоинститута, собиравшиеся взять эту историю под свой контроль, не станут вставлять АВК палки в колеса. Не хочется, чтобы государственную организацию уполномочивали к исполнению этой задачи, а то мы знаем, чем это все, как правило, заканчивается. Данная инициатива сможет способствовать повышению посещаемости конкретной площадки, так как зрителям будет интересно прийти именно в те места, которые снабжены «знаком качества» АВК. Но людям нужно как-то узнать об этой программе, поэтому очевидно, что без информационной поддержки данная инициатива иметь успеха не будет. Так что эта программа должна обязательно сопровождаться соответствующей информационной и пиар-кампанией.

Глава АВК Олег Березин предполагает, что доля Голливуда в дальнейшем будет снижаться из-за несовпадения ценностей российского общества и ценностей, которые будет транслировать голливудская продукция. Возможно ли такое развитие событий, на ваш взгляд?

Это вполне вероятный вариант развития событий. Российское общество в целом и та его часть, которая является киноходящей аудиторией, достаточно консервативны. Даже тинэйджеры, растущие в мировом инфопространстве и попадающие под волну пропаганды новых западных ценностей, находятся под влиянием родителей и своего старшего по возрасту круга общения. И пока это в любом случае будет являться чем-то чуждым для них. Проблема в количестве такого контента и в том, насколько будут интегрированы подобные персонажи в сюжет – они станут эпатировать или незаметно стоять в уголке? Неизвестно, будут ли Голливуду продолжать ставить цель в 25 процентов контента с обязательным присутствием представителей ЛГБТК-сообществ или эту квоту пересмотрят. Конечно, на отдельно взятую Россию с ее патриархальными устоями Голливуд смотреть не станет и пойдет своей дорогой, ориентируясь на востребованность такого контента на западных рынках. При этом даже США является достаточно патриархальной страной, особенно на юге, где такие вещи тоже большинством не особо приветствуются. Все это будет анализироваться, для этого нужно выпустить определенное количество проектов и посмотреть, что у них окажется с посещаемостью и с бокс-офисом. Что касается России, то я абсолютно согласен с мнением Олега Березина. Таким картинам могут не выдать прокатное удостоверение или предписать иные ограничительные меры со стороны надзорных государственных органов. России подобные фильмы так же не близки, как традиционно не близки картины про проблемы и жизнь темнокожих героев, которые хорошо работают в США. У нас такие проекты не выходят вообще, поскольку, по большому счету, здесь у них нет аудитории. Примерно то же самое может происходить и с фильмами, где присутствуют ЛГБТК-персонажи.

Если сборы в России студии могут не учитывать, то Китай они уже не способны игнорировать.

Думаю, эксперименты не закончатся. Они происходят в рамках целенаправленного действия мировой элиты на разрушение традиционных устоев, на расшатывание умов подрастающего поколения. Китайский рынок так или иначе уже стал номером один в мире по кассовым сборам. Он и до ковида приближался к американским цифрам, но в прошлом году превзошел их в силу того, что Америка была закрыта, а Китай открылся. И, конечно, нельзя не учитывать это при финансовом планировании сборов студий на тех или иных территориях. Если главный персонаж фильма – гей, его нельзя вырезать для китайского рынка, все инфополе вокруг проекта будет сконцентрировано на этом. Китайские надзорные органы такое кино не пропустят. Даже если 25 процентов голливудского контента будет создано с участием ЛГБТК-персонажей, из остальных 75 процентов картин студии найдут, что предложить для проката Китаю в рамках квотирования голливудских релизов. Думаю, ближайшие года два дадут нам четкое представление, как все это будет происходить.

Самое читаемое

Kion представил новинки декабря 2021 года
Подробнее
ViP Play представил новинки декабря 2021 года
Подробнее
«Кинопоиск» представил новинки декабря 2021 года
Подробнее
Okko представил новинки декабря 2021 года
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов отойдут от управления каналом ТВ-3
Подробнее
Владимир Путин поручил распространить «Пушкинские карты» на покупку билетов в кинотеатры
Подробнее
Онлайн-кинотеатр IVI анонсировал новинки декабря 2021 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: мультфильм «Энканто» возглавил российский кинопрокат
Подробнее
«Амедиатека» рассказала о новинках декабря 2021 года
Подробнее
ИРИ планирует перезапустить образовательную программу для авторов контента
Подробнее
Okko провел презентацию нового сезона
Подробнее
Николай Лебедев избран президентом Гильдии кинорежиссеров России
Подробнее
МТС будет финансировать производство контента для внешнего рынка
Подробнее
Компания Walt Disney выбрала нового председателя совета директоров
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Дом Gucci» занял лидирующую позицию
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 декабря
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Дом Gucci» обгоняет «Джентльменов» и «Богемскую рапсодию»
Подробнее
В столице состоялась премьера сериала «Последний аксель»
Подробнее
В Москве прошла премьера фильма «Нормальный только я»
Подробнее
Трейлеры новинок уикенда: у «Охотников за привидениями» лучший результат с начала октября
Подробнее