top banner

Елена Тазетдинова и Евгений Гусятинский: «Чем больше в Москве кураторских кинотеатров, тем лучше для всех»

Автор: Никита Никитин

7 июня 2021

Ведущий менеджер и куратор Garage Screen рассказали о специфике площадки и целевой аудитории кинотеатра

БК продолжает следить за территорией альтернативного проката в поисках конкретных примеров, где культуртрегерская деятельность приблизилась к состоянию прибыльного бизнеса. Прошлым летом мы изучали примеры музеев в крупных мегаполисах, которые превратились в специализированные мультимедийные центры, где подготовленная аудитория находит себе развлечения и контент на любой вкус. 13 мая состоялось открытие нового сезона летнего кинотеатра Garage Screen и российская премьера эксцентричной драмы ДЕВУШКА И ПАУК швейцарских режиссеров Рамона и Сильвана Цюрхер. В продолжение темы музейного проката мы поговорили с ведущим менеджером Garage Screen Еленой Тазетдиновой и куратором Garage Screen Евгением Гусятинским. 

Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что такое Garage Screen.

Елена Тазетдинова: Garage Screen – летний кинотеатр, который существует в рамках Музея современного искусства «Гараж». Программа показов, проходившая в стенах музея, стартовала еще в 2012 году, но летний кинотеатр в актуальном формате на Площади искусств существует с 2017-го. С 2018-го мы каждый год проводим конкурс среди молодых архитекторов из России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии на создание концепции нового здания кинотеатра. Благодаря такой временной архитектуре мы размышляем о том, каким образом люди будут смотреть кино в будущем, пусть и на примере временного кинотеатра. Важно понимать, что Garage Screen – это не только летний кинотеатр, но и название масштабной кинопрограммы музея «Гараж». Помимо кинотеатра, у нас есть путешествующая кинопрограмма Garage Screen Film Festival, которая проходит в музеях, центрах современного искусства и культуры в городах России и странах СНГ. Также Garage Screen – это начинающий кинодистрибьютор. По сути, Garage Screen – уже давно не просто кинотеатр, а некая платформа, на которой происходит самая различная деятельность музея, связанная с кино. Это и сами кинопоказы, и образовательная программа (у нас есть специальный кинокурс), и издательская деятельность. Очень скоро мы запустим серию книг о кино под названием Garage Screen. Это также поддержка молодых режиссеров и художников, снимающих кино на стыке с современным искусством, создание фильмов о художниках, как, например, снятая при поддержке музея «Гараж» картина о Кабаковых.

Планируете ли вы не ограничиваться только летним кинотеатром?

Евгений Гусятинский: Пока нет, но и существующий сейчас кинотеатр – не такой уж и летний. Учитывая, что мы открываемся в мае, а закрываемся в начале октября, получается, что мы работаем пять месяцев в году в безостановочном режиме. У нас есть небольшой кинолекторий внутри самого музея. Он, конечно, не действует как круглогодичный кинотеатр, но в холодные месяцы там идет кураторская кинопрограмма и много чего еще.

По какому принципу вы отбираете фильмы в репертуар?

Евгений Гусятинский: Garage Screen – часть Музея современного искусства «Гараж», то есть контекст современного искусства является определяющим для нас, и наша кинопрограмма так или иначе связана с тем, что происходит в сегодняшнем культурном ландшафте. Это фильмы о состоянии современности, разговаривающие с аудиторией на актуальном и подчас неожиданном языке, формирующие этот язык, а он неизбежно связан с другими художественными практиками. Поле бытования современного искусства сегодня очень широкое и междисциплинарное, в нем происходит синтез всего со всем, поэтому фильмы, которые мы показываем, обладают гибкостью, междисциплинарностью, открытостью к совершенно разным художественным контекстам.

То есть подавляющую часть вашего репертуара можно назвать альтернативным контентом?

Евгений Гусятинский: По отношению к контенту репертуарных кинотеатров и в целом к масс-маркету, коммерческой киноиндустрии – да, он альтернативный. По отношению к актуальному искусству – нет. Прокатное кино у нас занимает обычно 10, иногда 20 процентов от общей программы, не более. И важно, чтобы оно тоже обладало актуальностью, чтобы в них был этот «пульс времени». Примеры – фильмы Вонга Карвая и Хаяо Миядзаки, без которых невозможно представить кино настоящего и будущего. Но таких фильмов сейчас выходит меньше, чем обычно – прежде всего из-за пандемии, повлиявшей на ситуацию в прокате.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про структуру ваших показов.

Елена Тазетдинова: Мы много работаем с международными и российскими кинофестивалями, совместные программы с которыми занимают значительную часть нашего расписания. Наши собственные показы мы делим на программы и рубрики, некоторые из них существуют не первый год. Одна из самых долгоживущих рубрик – «Один раз увидеть». Там мы показываем новинки, которые Евгений или кто-то еще из нашей команды видел на европейских или американских фестивалях и которые не выйдут в прокат в России. Например, все три фильма открытия нового сезона относятся к этой рубрике. В рамках рубрики «Серебряные копии» мы показываем фильмы на 35-миллиметровой пленке (название отсылает к серебру как к одному из основных элементов, входящих в состав пленки). А недавно мы поставили проектор для показа картин на 16-миллиметровой пленке.

Евгений Гусятинский: Можно сказать, что у нас всегда есть две параллельные и при этом пересекающиеся линии в программе. Первая – новейшее кино, которое можно увидеть только в Garage Screen и которого не будет в прокате. Эти фильмы мы показываем первыми в России. Другая линия – синематечная, связанная с историей кино: ретроспективы, пленочное кино, архивные фильмы. Важно исследовать преемственность между прошлым и настоящим, и нередко старое кино оказывается более актуальным, чем кино, снятое сегодня.

На каких условиях вы договариваетесь с правообладателями?

Елена Тазетдинова: У нашей команды большой опыт общения с российскими и иностранными правообладателями, прокатчиками, архивами. Связываясь с ними, мы обсуждаем условия каждого отдельного показа в Garage Screen, и каждый раз приходится учитывать тысячу нюансов. Конечно, почти всегда мы приобретаем права на коммерческих условиях, но чтобы прийти к какому-нибудь соглашению, очень долго можем обсуждать требования технического характера – например, каким именно звуковым или проекционным оборудованием должен быть оснащен зал. Или вопрос вместимости, который в условиях ограничений стал серьезным козырем в переговорах. В прошлом году мы начали показывать кино с пленки, и так как во многих архивах, в том числе иностранных, копии некоторых фильмов существуют в единственном экземпляре, про- цесс обсуждения условий выдачи копий проходит порой крайне тяжело. Часто нам помогают достать пленку посольства и культурные центры. Например, в самый разгар локдауна нам удалось привезти пленочную копию фильма Жана Эсташа МАМОЧКА И ШЛЮХА из Французского института в Париже благодаря поддержке коллег из Французского института в России.

Какие кейсы вы могли бы назвать самыми успешными с точки зрения посещаемости?

Елена Тазетдинова: Мы не ожидали такого спроса и ажиотажа вокруг нашей программы «Серебряные копии», не думали, что она окажется столь востребованной. Многие зрители просили повторить фильмы из программы и расстраивались, узнав, что повторов не предвидится. Еще у нас сложилась крайне удачная коллаборация с международным фестивалем короткометражного кино shnit. Поначалу фестиваль шел на других площадках, но с 2017 года, когда музей «Гараж» стал одной из основных его площадок, на показах shnit в Garage Screen всегда аншлаги. Вспоминаются также фильмы, которыми мы открыли текущий сезон: швейцарская картина ДЕВУШКА И ПАУК братьев Цюрхер, СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА Дени Коте и ПЛАНЕТА из конкурса «Сандэнса». Первый фильм мы уже показали два раза и по одному разу два других – и билеты на все эти показы были у нас полностью распроданы. Причем я уверена: не будь ограничений, на всех сеансах обязательно наблюдались бы полные залы.

Кто ваша аудитория? Вы можете дать ее общий портрет?

Евгений Гусятинский: Наша аудитория довольно большая и разная, но если говорить о ее ядре, то это люди, которые интересуются кинематографом профессионально (студенты киношкол, режиссеры, представители московской кинотусовки), и те, кому интересно кино как часть более широкого культурного контекста. Это аудитория самого музея, люди творческих профессий, с определенным культурным или синефильским бэкграундом, которые всегда готовы пополнить его чем-то новым. Принято считать, что современный кинозритель всегда хочет смотреть что-то уже знакомое, похожее на то, что он видел раньше, чтобы его ожидания оправдывались. В случае Garage Screen можно наблюдать обратный кейс – наша аудитория всегда готова к тому, что увидит что-то принципиально иное, и это не будет соответствовать их ожиданиям и уже сформированным представлениям о кино. В каком-то смысле мы – вместе с нашими зрителями – ставим эти представления под вопрос. Все наши фильмы по сути очень разные, бывает, что один полностью опровергает другой, но и связь между ними тоже прослеживается. Наша публика, повторюсь, прежде всего готова к новому опыту – эмоциональному, интеллектуальному, визуальному. Это вполне глобалистская аудитория: ей важно смотреть кино на языке оригинала и она может легко найти общий язык с аналогичной зарубежной аудиторией.

Средний возраст посетителя Garage Screen – 27 лет, женщин почти в два раза больше, чем мужчин. Абсолютное большинство живет в Москве и имеет законченное высшее образование. Доля студентов составляет примерно 17 процентов. В основном кинопрограмма привлекает профессиональную и околопрофессиональную аудиторию: доля занятых в сфере культуры и искусства среди респондентов – 22,2 процента. А суммарная доля околопрофессиональных сфер занятости (реклама, маркетинг, дизайн, архитектура) – 24,5 процента. Также значительные доли респондентов отметили, что работают в IT (11,9 процента) и в образовании и науке (10,2 процента). Доля владельцев карт Garage составляет 15,7 процента.

Как вы формируете ценовую политику?

Елена Тазетдинова: Мы позиционируем себя как демократичный кинотеатр, доступный совершенно разной аудитории. Цена нашего обычного сеанса – 350 рублей, плюс у нас есть льготы для студентов и людей с ограниченными возможностями. Кроме того, у музея есть программа лояльности – карта Garage, которая дает 50-процентную скидку от полной цены билета на показы музейной кинопрограммы. Карта обеспечивает бесплатный проход на выставки без очереди и скидки в кафе и магазине музея. Владельцев карт всегда приглашают на превью выставок и специальные мероприятия. Также есть чуть более коммерческие сеансы, на которые цена немного выше, но наши показы остаются доступными и для студентов, и для пенсионеров.

Вы могли бы рассказать про ваш KPI?

Евгений Гусятинский: Важно понимать, что мы – некоммерческая площадка, наша главная задача скорее символическая, связанная с формированием среды и культуры восприятия самого разного кино. Но да, мы стараемся привести максимум зрителей на наши фильмы, устанавливаем для себя в этом плане самую высокую планку. Мы стараемся максимально подробно рассказывать о наших фильмах в СМИ, в наших соцсетях и на ресурсах музея, чтобы привлекать аудиторию.

Как вы пережили локдаун?

Евгений Гусятинский: Пандемия в некотором смысле пошла нам на пользу. Интересного прокатного кино стало еще меньше, и нам пришлось формировать программу исключительно из уникальных, событийных показов.

Расскажите, пожалуйста, про концепцию вашего кафе. Наблюдается ли какая-нибудь синергия между ним и кинопоказом?

Елена Тазетдинова: Да, к большим программам мы всегда придумываем что-нибудь интересное, чтобы во время фестиваля, условно говоря, гонконгского или иранского кино наш зритель мог попробовать что-нибудь из блюд данных регионов. Например, к грядущей ретроспективе Аббаса Киаростами мы готовим специальные блюда ближневосточной кухни. А для кинопрограммы «Настроение – Вонг Карвай» наш шеф-бармен разработал три специальных коктейля, вдохновленных фильмами гонконгского режиссера.

Как вы оцениваете конкурентное окружение? Чем вы отличаетесь от «Пионера» или, например, недавно открывшегося «Художественного»?

Евгений Гусятинский: Мы не существуем в режиме конкуренции с другими арт-площадками города. Чем больше будет в Москве мест, нацеленных на развитие аудитории, тем лучше для всех. Наше принципиальное отличие от многих площадок – мы максимально нерепертуарный кинотеатр, который стремится показывать то, что существует за границами привычных – или «репертуарных» – представлений о кино.

Видите ли вы сегодня какие-нибудь угрозы кураторскому сегменту кинопоказа?

Евгений Гусятинский: Нет, вижу только потенциал для развития и новые возможности. Существенная часть коммерческого кино уходит сейчас на стриминг-платформы, и это дает возможность несетевым кинотеатрам стать еще более кураторскими и в этом смысле обрести свою индивидуальность.

Согласны ли вы с главой АВК Олегом Березиным, что сегодня кинотеатр становится фактически элитарным, дорогим видом досуга? Делаете ли вы ставку на элитарность или еще какую-нибудь специфичность вашей площадки?

Евгений Гусятинский: Мне не нравится слово «элитный». Это устаревшее определение, которое не помогает описывать те процессы, которые реально происходят в современной культуре. Только в России билет в театр на актуальный современный спектакль может стоить баснословных денег. В Берлине или даже в Париже он в разы дешевле, а студенты или журналисты могут получить его бесплатно или с огромной скид-
кой. Я в принципе не сторонник «элитизации» культурного процесса, тем более за счет ценовой политики – это как раз приводит к оскудению и сегрегации аудитории. Авторское кино во всем мире становится все более и более демократичным. Оно сегодня существует в совершенно разных форматах, и его авторы хотят, чтобы их фильмы смотрели самые разные люди. Они ищут и находят своего зрителя – порой абсолютно неожиданного, порой совсем не там, где ожидали. Ведь не только кино ставит под вопрос ожидания публики, но и публика часто обманывает ожидания режиссеров по поводу того, кто хочет и может смотреть их фильмы. Мы же со своей стороны помогаем их встрече состояться и стать максимально интересной.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Мэрил Стрип получит почетную награду Каннского кинофестиваля
Подробнее