top banner

Кинематографисты России и Центральной Азии подписали новые соглашения о сотрудничестве

Автор: Виолетта Палий

6 октября 2021

Также в рамках Ташкентского кинофестиваля состоялось открытие филиала ВГИКа в столице Узбекистана

Итогом участия российских кинематографистов в XIII Ташкентском международном кинофестивале «Жемчужина Шелкового пути», в рамках которого прошли Дни российского кино в Узбекистане c 29 сентября по 2 октября, стало достижение ключевых соглашений по копродукции и сотрудничеству с ведущими игроками индустрии Центральной Азии. Широкая программа российского участия также включала показы российских фильмов в Ташкенте, Самарканде, Бухаре: Russian Film Festival, стартовавший онлайн в 2020 году, впервые прошел в очном формате с масштабным присутствием российской делегации. В рамках Дней российского кино был открыт первый зарубежный филиал ВГИКа в столице Узбекистана.

Дни российского кино прошли при поддержке «Роскино», Russian Film Festival, режиссера и продюсера, посла туризма Узбекистана в зарубежных странах Тимура Бекмамбетова и при участии Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино. Соорганизатором панельных дискуссий выступил Молодежный центр Союза кинематографистов России.

Одним из важнейших итогов стало стратегическое соглашение между кинокомпанией «Базелевс», Агентством кинематографии Узбекистана и студией «Казахфильм» о совместном производстве нового анимационного проекта Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин», для которого стороны договорились открыть анимационные школы-студии в Узбекистане и Казахстане. Соглашение было подписано в присутствии заместителя премьер-министра Республики Узбекистан Азиза Абдухакимова и заместителя министра культуры Российской Федерации Ольги Яриловой в рамках дискуссионной панели «Рост рынка онлайн-платформ как фактор развития копродукции между Россией и Средней Азией», в которой приняли участие руководители ведущих российских VоD-плаформ IVI, «КиноПоиск HD», Okko, Premier, Kion, представители киноиндустрий Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Также в рамках панели состоялась презентация первой узбекской платформы Umovie, созданной совместно с российской компанией SPB TV. Одним из востребованных жанров для потенциальной копродукции со странами Средней Азии представители российских онлайн-платформ назвали детский и семейный контент, в частности, сказки и фольклор, герои которого известны как в России, так и в странах Ближнего Востока и Средней Азии.

Сегодня доля копродукционных проектов в российском кинематографе составляет порядка 10%, и одной из задач индустрии является увеличение этого показателя. Возможной зоной роста является и наращивание совместного кинопроизводства с производителями контента из Центральной Азии. Опыт копродукции с этим регионом включает такие проекты, как АЙКА и МОНГОЛ (Россия Казахстан), БАРОН. ВОЗВРАЩЕНИЕ, СОЛНЦЕ НА ВКУС (Россия Узбекистан), ПУСТОЙ ДОМ, ПЕСНЬ ДЕРЕВА (Россия Киргизия) и другие. Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова представила потенциальным партнерам возможности совместного кинопроизводства с Россией: программу поддержки миноритарной копродукции, запущенной Минкультуры РФ в 2019 году; программу рибейтов (3040%) и работу кинокомиссий в России, а также возможности частного фонда «Кинопрайм», предоставляющего до 50% поддержки от стоимости проекта. В качестве возможных направлений развития копродукции были названы участие кинематографистов Центральной Азии в российских питчингах, а также организация копродукционных панелей в рамках ММКФ и ежегодных мероприятий Russian Film Festival в Узбекистане. 

Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова: «Достигнутое копродукционное соглашение – свидетельство того, что сейчас сложилось очень много предпосылок к дальнейшему развитию сотрудничества России и стран Центральной Азии в сфере кинематографии. Во-первых, уже есть опыт успешной копродукции с Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией, особенно в последнее десятилетие. Во-вторых, в киноиндустрии каждой из этих стран есть свой уникальный национальный характер и специфика, локальные самобытные истории, которые могут стать отправной точкой для интересных совместных проектов. Сегодня с учетом спроса в мировой киноиндустрии на региональный контент крайне важно иметь локальную историю – и мы видим это в тех сериалах и фильмах, которые становятся хитами на международных платформах. Также усиливающаяся роль VоD-платформ в создании оригинального контента и его продвижении на мировой рынок делает их важными игроками в копродукционном процессе, и российские VоD-платформы готовы участвовать в создании контента разных жанров – фильмов, сериалов, анимации. Еще один важный фактор, способствующий развитию копродукции, – это новые образовательные инициативы в сфере киноиндустрии. Открытие филиала ВГИКа в Ташкенте – знаковое событие; обмен опытом и коммуникация молодых кинематографистов с экспертами из России также будет вдохновлять на новые совместные проекты. И, конечно, активные действия по поддержке копродукции на государственном уровне, как со стороны Минкультуры РФ, так и со стороны «Узбеккино», способствуют развитию этого направления».

Генеральный директор Агентства кинематографии Узбекистана Фирдавс Абдухаликов: «Российское участие стало важнейшей составляющей возрожденного по инициативе президента нашей страны Шавката Мирзиёева Ташкентского международного кинофестиваля. Мы рады, что начатый диалог индустрий уже дал конкретные результаты и договоренности как на уровне производства контента и взаимодействия с российскими VоD-платформами (как в случае с копродукционным соглашением с «Базелевс», так и на уровне образования) на примере открытия в Узбекистане первого зарубежного филиала ВГИКа – старейшего в мире кинематографического вуза, история которого насчитывает более ста лет. Сегодня в Узбекистане президентом страны реализуются серьезные меры по реформированию киноиндустрии: проведена реконструкция «Узбекфильма», возрожден Дом кино, создан Музей кино, создан и открыт Госфильмофонд, осуществляется поставка новой техники на 30 миллионов долларов США, планируется строительство новых павильонов, увеличивается количество кинотеатров в стране. Мы уверены, что все эти инициативы в совокупности дадут мощный старт новой истории сотрудничества. Если после 1991 года это были единичные случаи копродукции, то за 2020-2021 годы таких проектов уже пять – как готовых, так и в стадии производства. На кинофестивале мы подписали с российскими студиями еще три совместных проекта. Мы также рады, что показ широкой программы российских фильмов в разных городах Узбекистана привлек большое количество местных зрителей, это говорит о высоком интересе аудитории к российскому кино».

Важной частью деловой программы также стал круглый стол «Кино будущего. Новые технологии в кинопроизводстве», в рамках которого российские компании («Базелевс», ГПМ КИТ, Main Road Post, CGF) представили свои технологические возможности и рассказали об инновационных форматах в фильмах screenlife, extended reality («расширенная реальность»), технологии ViewGA и других. Большая образовательная панель Дней российского кино включала мастер-классы Тимура Бекмамбетова, Владимира Хотиненко, Рената Давлетьярова, продюсеров Анны Гудковой, Лалы Рустамовой и других. 

Впервые в истории Russian Film Festival Недели кино прошли в очном формате с присутствием большой российской делегации. Специальный гость фестиваля, режиссер Никита Михалков, открыл Дни российского кино вместе с генеральным директором «Роскино» Евгенией Марковой и представителями «Узбеккино», российского Фонда кино и Ташкентского фестиваля. 

В Ташкенте, Самарканде и Бухаре было показано семь российских фильмов из программы Russian Film Festival  ДЕВЯТАЕВ, МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР, ДОКТОР ЛИЗА, КОНЕК-ГОРБУНОК, ПАЛЬМА, РОДНЫЕ, БЕЛЫЙ СНЕГ. Кроме того, состоялся спецпоказ мультфильма ЗНАЕШЬ, МАМА, ГДЕ Я БЫЛ?, премьерный показ фильма НОРМАЛЬНЫЙ ТОЛЬКО Я и презентации других российских проектов. На творческих встречах со зрителями в городах Узбекистана фильмы представили актеры Павел Прилучный, Артем Михалков, Павел Чинарев, Антон Богданов, Игорь Жижикин, Алексей Чадов, Дмитрий Лысенков, Леонид Басов, режиссеры Оксана Карас, оператор Сергей Мачильский и другие деятели российской киноиндустрии.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее