Дневники «Кинотавра». День второй: Все дело в сгущенке
«Стыд», «Жажда» и «Роман с кокаином» глазами обозревателей «БК»
Главное из новостей второго дня работы фестиваля: СТЫД покажут в конкурсе Карловых Вар, Станислав Говорухин отменил повторный показ WEEKEND’A, актеры все активнее стремятся переходить в режиссуру (теперь и Григорий Добрыгин представил свою короткометражную работу), а погода в Сочи, похоже, налаживается.
Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева обычно открещивается от предположений о нарочито срифмованной компоновке фильмов в расписании киносмотра. И тем не менее рифма есть. Даже между столь непохожими, на первый взгляд, ЖАЖДОЙ от RWS и СТЫДОМ Юсупа Разыкова, показанными во второй день работы фестиваля.
ЖАЖДА, конечно, не лишена налета телевизионности. Что поделаешь – и студия, и режиссер Дмитрий Тюрин заточены на работу для ТВ. Однако, возможно, именно благодаря этому кино получилось абсолютно не претенциозным, а оттого органичным и честным. Фильм уже успели окрестить БЕЛОРУССКИМ ВОКЗАЛОМ нашего времени. Главный герой картины – Костя, участник Чеченской войны, вернувшийся к гражданской жизни с обожженным лицом, бесконечной грустью в глазах, но по-прежнему добрым сердцем. Вместе со своими друзьями, менее искалеченными физически, но не морально, он ищет пропавшего в Москве фронтового товарища Сергея, а заодно и себя.
ЖАЖДУ отличает яркий актерский состав. При этом центральные роли играют преимущественно сериальные исполнители. Безусловным открытием 24-го «Кинотавра», пока, правда, авансом – ведь отсмотрена лишь треть фестивального конкурса – можно считать Романа Курцына, сыгравшего друга главного героя, бабника Гену. Курцын буквально живет в кадре, и если бы на «Кинотавре» давали приз за мужскую роль второго плана, он по праву мог бы являться серьезным претендентом на эту награду.
Исполнитель главной роли Михаил Грубов и Роман Курцын на съемках ЖАЖДЫ
Кстати, именно с Романом Курцыным, главным образом, и связана рифма двух конкурсных картин второго дня. Во-первых, он также появился и в СТЫДЕ – уже в эпизодической роли моряка Сердечкина. Во-вторых, в ЖАЖДЕ актер, попивая сгущенку прямо из банки, произносит монолог, в котором вспоминает Новый год в Чечне, когда на столе была только эта самая сгущенка, но праздник был по-настоящему светлым. В СТЫДЕ сгущенное молоко тоже играет немаловажную роль и тоже символизирует скромную радость. Собственно, кроме нее в фильме радости почти что и нет. Жены подводников, ушедших в море, переживают муки ожидания своих кормильцев и не дожидаются. Тем временем главная героиня, недавно вышедшая замуж и приехавшая в поселок, старательно ищет в себе любовь, но не находит. А от того, по всей видимости, испытывает стыд.
И стыд – тот самый рефрен. Зрителю, не служившему и не пережившему тяготы и невзгоды гражданской ответственности, по итогам просмотра должно стать стыдно. Так и выходит.
Третьей полнометражной премьерой второго дня «Кинотавра» стал внеконкурсный РОМАН С КОКАИНОМ, ушедшего из жизни режиссера Геннадия Сидорова. В знак уважения к постановщику, чьи друзья и близкие присутствовали в зале, кажется неэтичным критиковать его последнюю работу. Но экранизация романа Михаила Агеева (Марка Леви) не удалась. И главным образом из-за мискаста. Главную женскую роль в картине исполнила Ксения Собчак.