«Газпром-Медиа Холдинг»: рынок отечественной анимации вырастет вдвое за семь лет
Российский рынок растет с опережением глобального
«Газпром-Медиа Холдинг» провел исследование российского рынка детской анимации. Это первый полноценный анализ за последние пять лет. Согласно отчету, уход зарубежных мейджоров в 2022 году дал старт изменениям, которые определят развитие этой индустрии в текущем десятилетии.
Данные анонсировала заместитель генерального директора холдинга «Газпром-медиа» (ГПМХ) Юлия Голубева, выступая на пленарной дискуссии индустриального конвента «TeleMultiMedia Forum 2023. Лидеры цифровой медиасферы».
«Рынок отечественной анимации по темпам роста опережает глобальный: за 2020–2022 годы российский рос в среднем на 15 процентов в год, мировой – на 13 процентов. Одна из основных причин – увеличение объема государственной поддержки. С 2018 года анимационные студии суммарно получили более 4 миллиардов рублей в виде субсидий министерства культуры и Фонда кино, из которых более 3 миллиардов – на безвозвратной основе», – рассказала она.
По словам Голубевой, частичный уход зарубежной анимации также послужил драйвером для роста российского производства. «Исследование показало, что в 2016 году мы производили около 4,4 тысяч минут, а уже в 2022 году – более 9 тысяч, сохранив объем рынка на уровне 2021 года. Российский рынок анимации, по прогнозам, к 2030 году может увеличиться более чем в два раза и достигнет отметки в 38,8 миллиарда рублей», – заявила Голубева.
В 2022 году российские премьеры отчасти сумели заменить американские анимационные проекты в статусе лидеров кинопроката: шесть из десяти мест в первой десятке заняли российские релизы. Год также стал рекордным по количеству российских полнометражных анимационных премьер: 13 тайтлов.
Отчет «Газпром-Медиа Холдинга» рассматривает анимацию как стратегически важное направление бизнеса: дети до 12 лет составляют 13% населения России и являются носителями медиапривычек будущего.
С 2018 по 2022 год количество анимационных студий увеличилось более чем на треть, тем не менее рынок консолидирован. Доходы десяти крупнейших студий в течение последних пяти лет составляют около 60% доходов всех анимационных организаций в стране, показывая среднегодовой темп роста в 14%. За этот период топ-10 компаний создали 83 из 150-ти новых проектов.
Всего в 2022 году было произведено более 9 тысяч минут нового оригинального контента. На телевидении анимация отечественного производства транслировалась в эфире тридцати основных телеканалов вдвое дольше, чем в 2020 году: совокупное эфирное время выросло с 0,77 млн до 1,61 млн минут.
Подводя итоги, авторы исследования отмечают, что для достижения максимальных результатов развития индустрии требуется расширение направлений государственного стимулирования: поддержка может быть направлена не только на субсидирование производства контента, но и на развитие маркетинга, дистрибуции и лицензирования, а также на привлечение частных инвестиций. Новыми драйверами роста могут стать переход студий к бизнес-модели экосистем для расширения точек соприкосновения с брендами компаний, развитие собственного инструментария, повышение доступности квалифицированных кадров для обеспечения полного цикла серийного производства, наращивание библиотеки литературных сценариев и оптимизация воронки отбора на основе глубокой интеграции аналитики потребительских предпочтений.
Фото: кадр из мультфильма «Дракоша Тоша»