top banner

Итоги «Движения»

Автор: Максим Туула

30 апреля 2013

Лучшей картиной фестиваля стал "Доктор" Владимира Панкова

В прошедшее воскресенье завершился новый громкий фестиваль – фестиваль национальных дебютов «Движение». На пять дней в Омск переместился фокус российского  кино – сюда приехали не только дебютанты, но и главные герои киноиндустрии: режиссеры Хлебников, Сигарев и Федорченко, актеры Куценко, Дыховичная и Хазанова, продюсеры Сельянов, Мокрицкая и Мишкинене, министр культуры Мединский и глава Департамента кинематографии Тельнов – и многие-многие другие. Президент фестиваля Артем Михалков и Владимир Мединский говорили о важной тенденции смещения культурной жизни в провинцию. В итоге получился эдакий мини-«Кинотавр», только более демократичный, непринужденный и ориентированный на местную публику – даром, что организацией занимались те же люди, что причастны к сочинскому фестивалю.

Собрать программу первого «Движения», очевидно, было нелегкой задачей: ведь уже через месяц наступит «Кинотавр», которому тоже нужны интересные дебюты и интересные имена – но фестивали поделить  поляну как-то сумели. Когда министр культуры на закрытии «Движения» порекомендовал отборщикам сузить понятие дебюта, он явно не подозревал, какую работу, должно быть, проделал программный директор Стас Тыркин: найти хороший дебют непросто. Поэтому к селекции фестиваль подошел гибко – рассматривались дебюты в разных областях: например, САЛАМ МАСКВА Павла Бардина – это первый авторский сериал режисссера.

Стас Тыркин охарактеризовал конкурс как «лабораторию новых стилей», «бутик актуальных стилей», «кино, откликающееся на события, происходящие здесь и сейчас». Восемь соревновавшихся за призы фильмов – это «истории, рассказанные в форматах поискового авторского или энергичного жанрового кино, “игрового” или “неигрового”, “театрального” или “телевизионного”». Потому программа получилась действительно неоднородной.

Открыла фестиваль картина Александра Баршака 12 МЕСЯЦЕВ – сказочная романтическая комедия, в которую попали Иван Дорн, DJ Smash и братья Запашные. Местами эксплуатация избитых жанровых схем определенно вызывает чувство неловкости, но фильм открытия и не должен быть откровением: ведь даже в Каннах Гор Вербински не задает тон программе, в  которой участвуют Ханеке или фон Триер. Зато 12 МЕСЯЦЕВ заинтересовал мейджора «Двадцатый Век Fox СНГ», который выпустит фильм 5 сентября. В прокат 2 мая выйдет и фильм закрытия – анимационная ПЕЧАТЬ ЦАРЯ СОЛОМОНА, дистрибьютором которой является «Вест».

Из конкурсной программы у критиков (и, по слухам, у жюри, состоявшего из режиссера Василия Сигарева, продюсера Натальи Мокрицкой и актеров Игоря Петренко и Алисы Хазановой) больше всего нареканий вызвал «первый российский фильм о зомби» МЕТЕЛИЦА. ЗИМА МЕРТВЕЦОВ Николая Пигарева. Этот хоррор действительно скатывается временами в любительщину, часто не хватает профессионализма, но главное – плохо проработана сама сценарная основа. На выходе получается образчик того трэша, который западное кино прошло еще годах эдак в 50-х. Тем не менее, МЕТЕЛИЦА приглянулась западным фестивалям – очевидно, благодаря русской экзотике вроде братков и попа с топором: международная премьера фильма состоялась в Тромсё.

Жанр хоррора разрабатывает и ЗВЕНО Романа Романовского – тут авторы вступают на более благодатную почву: школьных страшилок и легенд о пионерах-мучениках. В принципе получился добротный фильм ужасов не хуже какой-нибудь пафосной ЮЛЕНЬКИ, но его иногда подводят жанровые штампы, хромающий ритм, приемы в стиле deus ex machina, а больше всего – злоупотребление музыкой.

Удивительно, что без призов осталась трогательная и грустная история о русских эмигрантах МАРУСЯ, премьера которой состоялась в берлинской программе Generation. По сути, кроме русской темы и языка в фильме ничего русского нет (да и сама режиссер Ева Перволовичи – румынка), это европейский арт-мейнстрим. Сопродюсерами МАРУСИ были Сергей Сельянов и Наталья Дрозд, и вполне вероятно, что дистрибьютор «Наше кино» на произвол судьбы картину не бросит.

Судя по комментариям жюри, председатель Сигарев выступил радикально против награждения главными призами документального кино, поэтому два довольно сильных конкурсных дока – ЛИНАР Насти Тарасовой и ДЕНИС ДАВЫДОВ TRIP Ксандры Колесник и Антона Серегина удостоились лишь специальных упоминаний. Авторы ЛИНАРА взялись за важную тему: фильм рассказывает о мальчике, которого ждет трансплантация сердца. Возможно, авторы слишком жмут на нерв (в том числе порой избыточной музыкой), но это вовсе не повод избегать лирики. Логично, что этой же ленте достался и приз зрительских симпатий.  ДЕНИС ДАВЫДОВ TRIP был фаворитом Павла Бардина, который вышел получать приз вместо уехавших режиссеров. Это, по сути, некая энциклопедия настоящей русской жизни, в которой уживаются тоска по советской газировке и любовь к официозной патетике, домашний холодец и цитаты из Роберта Бернса, «Земля в иллюминаторе» и сельская дискотека на фоне гусарских портретов – и все это под сенью мундира Дениса Давыдова.

Таисия Крамми, актриса, сыгравшая в МОРЕ Александры Стреляной (уже получившей один из призов в Ханты-Мансийске), заработала награду за лучшую женскую роль. Этот исключительно авторский фильм, снятый на зыбкой границе между игровым кино и документалистикой, построен на ярком женском образе – и завораживающей экзотике кольского побережья.

Триумфаторами же фестиваля стали два фильма: ДОКТОР Владимира Панкова, награжденный за мужской актерский ансамбль и как лучшая картина, и САЛАМ МАСКВА Павла Бардина, отмеченный за лучший сценарий и лучшую операторскую работу. ДОКТОР уже побывал в Выборге, где ему прочили главный приз. Панков экранизировал некогда поставленную им пьесу: история медработника превращается здесь в мюзикл с элементами черной комедии и социальной драмы. Ничего странного, что именно он приглянулся жюри (и в первую очередь – Василию Сигареву).

Тем не менее, три серии из телепроекта Павла Бардина САЛАМ МАСКВА (спродюсированного не абы кем, а Первым каналом), были чуть ли не важнейшим событием фестиваля: в нынешней ситуации этот филигранно сделанный авторский сериал вряд ли когда-нибудь сможет выйти в эфир. В нем есть все то, что отражает правду сегодняшней жизни и что так не по нраву Государственной думе. Более того, он исследует крайне интересную тему: жизнь эмигрантов (с Кавказа, из Средней Азии или Вьетнама) в разных социальных средах Москвы – от милицейской бюрократии и криминализированных диаспор до рынков-муравейников и подпольных фабрик.

Другим событием – уже внеконкурсной программы – был показ избранных эпизодов документального мультимедиа-проекта РЕАЛЬНОСТЬ Костомарова-Расторгуева-Пивоварова-Кубасова-Каттина-Баранжиевой: это был единственный фильм, показанный на фестивале не один, а два раза. Стас Тыркин назвал РЕАЛЬНОСТЬ  «уникальной репрезентацией современной российской жизни в форме самой этой жизни, уже не мыслящей себя без беспорядочных съемок на камеры мобильных телефонов». Вместе с фильмами Костомарова и Расторгуева Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ и Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ проект составил своего рода триптих, исследующий новые горизонты экспериментального кино.

Гордостью «Движения» были и показы документальных и короткометражных фильмов Алексея Федорченко (три истории из цикла «Тот свет») , Кирилла Серебренникова (цикл  «Титаны»)и Сергея Лозницы (ПИСЬМО и ЧУДО СВЯТОГО АНТОНИЯ): некоторые из них были российскими премьерами, что придало фестивалю некий статус . Определенно «Движение» теперь нанесено на российскую фестивальную карту и имеет все шансы занять на нем важное место – если сумеет решить главную задачу русского кино на сегодня: открыть новое поколение, которое наконец-то сможет прийти на смену  нынешним сорокалетним.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее
Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» представил шорт-лист и гостей форума
Подробнее