В «Москве» прошла конференция «Индустрия кино»
Эксперты кино и ТВ встретились поговорить
3 апреля 2015 года в столичном кинотеатре «Москва» прошла деловая конференция «Индустрия кино», организованная изданием «Ведомости» и посвященная актуальным проблемам и тенденциям развития российского кинобизнеса. Встреча, большая часть которой была отведена экономическим проблемам и нехватке финансирования кинопроизводства, проводилась с достойным этого мероприятия размахом – в самом пафосном и дорогом кинотеатре Москвы, стоимость членства в котором стоит 50 тысяч рублей. Мероприятие было поделено на две сессии.
Сессия 1. Особенности развития рынка киноиндустрии в России
Модераторами выступили телеведущие Дарья Златопольская и Иван Кудрявцев, а в качестве спикеров аудитории были представлены:
- президент компании «Амедиа» Александр Акопов,
- кинорежиссер Павел Лунгин,
- генеральный директор ТНТ Игорь Мишин,
- генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе,
- генеральный продюсер Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский,
- генеральный продюсер Star media Владислав Ряшин,
- генеральный директор СТВ Сергей Сельянов,
- продюсер, президент ОРКФ Кинотавр Александр Роднянский.
В начале сессии Иван Кудрявцев поделился с участниками конференции последними статистическими данными по российскому кинопрокату: за три месяца 2015 года общие сборы составили 13,1 млрд рублей (по данным «БК» на 29.03 – 14 985 434 рублей), а количество зрителей, сходивших в кино – чуть больше 59 млн человек (по данным «БК» на 29.03 – 58 521 млн человек). При этом российские фильмы посмотрели 17 млн человек, которые оставили в кассах кинотеатров 4150 млн рублей (по данным «БК на 29.03 – 4 117 626 рублей). Общие показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли, однако доля российского кино, наоборот, несколько упала – по сборам на 11,94% (данные «БК»), а по зрителям на 13%. Понятно, что эти цифры не очень показательны, так как затрагивают лишь небольшой период, но данные послужили отправной точкой для дальнейшей оживленной дискуссии экспертов отрасли, которую можно условно разделить на несколько основных тем.
Общая характеристика состояния российского кино
Самое радикальное и короткое выступление по этому вопросу было у Екатерины Мцитуридзе, сравнившей ситуацию вокруг российского кино с фильмом ужасов. Остальные спикеры были настроены более оптимистично, сходясь в том, что в целом ситуация заметно улучшается, а главной проблемой назвали нехватку качественного жанрового кино. Большинство выделили самыми актуальными и удачными фильмами последнего времени ДУХLESS 2 и ПРИЗРАК, сумевшие не только собрать приличную кассу, но и продемонстрировать довольно высокий художественный уровень.
Однако на этом позитивном фоне Сергей Сельянов отметил, что несмотря на очевидный рост хорошего, крепкого кино все равно есть ощущение некоего застоя: «Проблема в том, что мы не взлетаем, а стоим ровно». Вроде как есть и ресурсы, и поддержка государства, но дальше дело не идет, нет тесного диалога с Министерством культуры, чиновники не видят реальную картину – что на самом деле происходит, что на самом деле собирает, что нужно, а что никто не будет смотреть, и, самое страшное, никто не думает, что будет через два года. Учитывая сегодняшний посыл Фонда кино при распределении госфинансирования, что все поддержанные ими фильмы должны «выстрелить», есть угроза повторения периода «малокартинья», который многие помнят еще по сталинской эпохе, когда по приказу «отца народа», что все картины отечественных киностудий должны были быть коммерчески успешными, стали снимать всего по 12 фильмов в год, все с народными актерами в главных ролях, все про светлую социалистическую жизнь, и это было самое скучное время для советского кинематографа. Снимать, по мнению Сельянова, надо много, потому что никто не отменял «Откровение Старджона»: «90% чего бы то ни было – полное дерьмо, и только 10% чего-то стоит». Это мнение горячо поддержал и Павел Лунгин: «Чем больше разных картин, тем больше шансов получить ту самую, единственную».
Госфинансирование и госрегулирование
Разумеется, не обошли стороной собравшие и противоречивый вопрос участия государства в регулировании кинопроката, в частности, его желания воздействовать на даты выходов западных студийных проектов, пересекающихся с отечественными картинами. С острой критикой данной практики выступил Александр Роднянский, подчеркнувший, что это может только навредить «единственной живой сфере кинематографа, которая называется отечественный кинопрокат, созданной исключительно, благодаря частным инвестициям», и что студийный проект, в любом случае, похоронит российский фильм, даже если их развести по датам на неделю. В противовес этому мнению довольно откровенно высказался Сергей Сельянов, признавшийся, что он будет пользоваться любыми доступными ему способами, чтобы его фильм получил лучшие условия: «Если есть у меня владелец сети, скажем, в друзьях, а уж лучше трех, и я с ним выпиваю и закусываю, то, конечно, я попрошу его мой фильм получше поставить. Мы же штучный продукт выпускаем, нам важно, чтобы он окупился. Да если будет у любого из присутствующих здесь административный ресурс – каждый им пойдет и воспользуется. Даты релизов – на вес золота, вам это любой прокатчик скажет. А конкуренция – дело жесткое. Даже взятки дают в нашем государстве», – «удивил» всех под конец выступления «патриарх кино», как окрестила Сергея Сельянова Дарья Златопольская.
Интернет и телевидение как альтернатива кинопроката
Участники сессии отметили мировую тенденцию массового перехода известных кинорежиссеров на телевидение, в частности, в производство сериалов. Подтвердил эту тенденцию планами своего канала и Игорь Мишин, рассказав, что у них готовятся к скорому выходу многосерийные проекты от Валерии Гай Германики, Анны Меликян и Бориса Хлебникова. На что Александр Роднянский заметил, что, по своей природе телевидение все равно никогда не станет альтернативой кинематографу, задача телевидения – развлекать, и, выпуская в эфир серьезные драмы, наподобие сериала «Родины», канал всегда будет рисковать, что зритель не захочет это смотреть.
В любом случае все согласились, что качество отечественного телеконтента растет и, как подчеркнул Владислав Ряшин, все планомерно идет по пути развития: «Сначала были вытеснены с экрана зарубежные многосерийные «мыльные» сериалы, затем ушли наши, теперь заходят сериалы-события. Есть что-то сильнее, что-то слабее, но рост очевиден. Зритель уже приучился к определенному качеству, поэтому «Родина» и собрала». Однако перспективы Ряшин нарисовал далеко не радужные: «Нужны новые качественные проекты, а сейчас ситуация такая, что все замерли. Телевизионный рекламный рынок упал на 70%, бюджеты упали, и производство серьезных картин упадет в разы». По расчетам Ряшина, без своевременной государственной поддержки мы это ощутим уже через 1,5–2 года.
Международные продажи российского кино
Как главный эксперт в этом вопросе Екатерина Мцитуридзе выделила две главные проблемы, которые нужно решить, чтобы добиться успеха на международных рынках – нужно увеличивать объемы производства и поддерживать дебютантов. Также необходим грамотный маркетинг и активное продвижение фильмов, и, как наиболее успешный пример из последнего Екатерина привела ЛЕВИАФАН, который буквально прогремел по всему миру. Необходимы программа поддержки русского кино за рубежом, дотирование иностранных покупателей отечественного кино. «Нужна серьезная поддержка, – продолжила глава «Роскино» – когда не одна Катя Мцитуридзе и ее десять классных ребят, выращенных в боях за три года, а когда за нами стоит страна. Не когда меня спрашивают, почему этот фильм в Лондоне что-то выиграл, ведь он показывает не те настроения, а когда любая победа любого русского кино – это зачет». Из последнего Екатерина Мцитуридзе отметила еще огромный потенциал на международном рынке у фильмов ДУХLESS 2 и БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ.
Более категоричен в потенциале наших фильмов за рубежом оказался Александр Роднянский, заметивший, что продаются только известные имена, и их всего четыре – пять, это все те же Сокуров, Звягинцев, до этого Тарковский, а все остальное никому неинтересно: «Наше кино по определению не преодолевает границ своего языкового рынка». Как реальный способ что-то изменить и пробиться к иностранному зрителю Роднянский видит только в изменении подхода продюсеров к своим проектам: «Наша работа не должна сводиться к тому, чтобы просто произвести негатив, мы должны производить тот самый пакет инструментов, который, будучи в умелых руках, может сыграть далеко за пределами страны. То, что умеет делать Голливуд. Умение продавать и очаровывать».
Поделился своими соображениями по поводу перспектив для нашего кино за рубежом и Дмитрий Литвинов, генеральный директор ГК «Планеты Информ», в состав которой входит одна из двух крупнейших российских компаний, занимающихся продвижением и продажей отечественных фильмов на иностранных рынках. По его мнению, важно и нужно работать над формированием аудитории не только среди наших бывших соотечественников, живущих за границей, но и среди иностранной публики, которая смотрит русские фильмы, а такие люди есть. «Могу сказать, что наиболее востребовано наше жанровое кино, такое, как экшн или исторические блокбастеры, в Азии и в Европе, во Франции. Тем не менее, мы стараемся прорваться и в Америку, и Канаду, и есть уже удачные истории продаж анимации, особенно 3D-анимации в Штаты, где права у нас приобретают крупные студии. Но это все нужно наращивать. Могу сказать, что средний доход российских продюсеров от продаж мировых прав – это всего 10% от общего производственного бюджета. Надеюсь, что, благодаря новым, только заявленным на рынке картинам – таким, как ЭКИПАЖ, КОЛОВРАТ, ВИКИНГ и МАФИЯ – показатели вырастут», – закончил свое выступление Дмитрий Литвинов.
Пиратство
Главный выступающий по этому вопросу, Александр Акопов, активный борец с нелегалами в Сети, питает серьезные надежды на новый закон, который вступит в силу 1 мая 2015 года и позволит закрывать пиратские сайты. В остальном же по отношению к Интернету глава «Амедиатеки» настроен скептически: «Мы должны понимать, что денег здесь нет, и, скорее всего, не будет в обозримом будущем, еще лет десять». Свою мысль он подкрепил цифрами, составляющими доход от кинобизнеса: «5 млрд долларов приносит телевидение, 1 млрд долларов с кинопроката, денег с Интернета – это почти ничего, в районе 300 млн долларов». В США, по словам Акопова, ситуация схожая: ресурс Hulu зарабатывает 900 млн долларов за год, когда весь рынок у них приносит сотни миллиардов долларов. Эти его заявления оспорил Сергей Сельянов, который, отмечая безусловный рост российского рынка VoD и опираясь на результаты интернет-дистрибуции своей анимации, сообщил, что показы на онлайн-площадках могут приносить продюсеру до 10% от бюджета производства, что не так уж и мало.
Как вариант развития онлайн-видеодистрибуции Александр Акопов видит создание единой легальной площадки, где бы был собран весь российский телеконтент, поскольку считает, что разрозненная работа «кучи площадок» смысла не несет – все вместе они просто недобирают денег. Президент «Амедиа» подчеркнул, что эта идея поддерживается рядом телеканалов, чем порядком удивил сидевшего рядом Игоря Мишина, который никогда не высказывался положительно по этому поводу, хотя контент ТНТ является одним из хедлайнеров по смотрению на всех интернет-платформах.
При этом абсолютное единодушие все участники дискуссии проявили в отношении глобальной лицензии, которую пытаются законодательно ввести еще с конца прошлого года – это однозначное зло, опасное и для телевидения, и кинорынка, поскольку приравняет пиратов к правообладателям.
Резюме
В конце беседы Дарья Златопольская попросила всех спикеров принять участие в опросе, который проводило издание «Ведомости», и ответить на вопрос, сможет ли индустрия кино стать точкой роста для российской экономики? Большинство ответило отрицательно, но ярче всех высказался Сергей Сельянов, посчитав этот вопрос даже унизительным: «Можете ли вы что-то своими руками сделать для страны? Ответ – нет. Страна должна что-то сделать, вкладывать. Что страна может сделать для кино – так надо ставить вопрос».
Перефразировав его ответ в новый афоризм: «Не спрашивай, что кино может сделать для российской экономики, спроси, что российская экономика может сделать для кино!» – Дарья Златопольская подвела первую сессию к логическому завершению.
Сессия 2. Проблемы поддержки и перспективы развития молодого отечественного кинематографа
После короткого перерыва началась вторая часть конференции.
В качестве модератора дискуссию вела Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор Disney в России, а участниками беседы стали:
- программный директор кинофестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева,
- кинорежиссер, сценарист Александр Бородянский,
- кинорежиссер, сценарист Владимир Грамматиков,
- кинорежиссер, сценарист Александр Митта,
- кинорежиссер Алексей Учитель,
- кинорежиссер, сценарист Олег Фомин,
- кинорежиссер, сценарист Владимир Хотиненко.
Первая часть беседы была посвящена обсуждению социального проекта СЧАСТЬЕ – ЭТО..., организованного Мариной Жигаловой-Озкан и компанией Disney. В задачи проекта входило открытие новых талантов и предоставление им шанса проявить себя. Сначала были организованы специальные образовательные курсы, мастер-классы, слушатели которых потом приняли участие в конкурсе. В результате профессиональной комиссией было отобрано несколько работ, в итоге и вошедших в альманах СЧАСТЬЕ – ЭТО..., который, в свою очередь, в марте этого года прошел в кинотеатрах. Участники дискуссии не раз выражали свое восхищение тем, как многие согласились поучаствовать в этом социальном проекте, как прославленные режиссеры и сценаристы охотно отбирали и оценивали работы конкурсантов, как кинотеатры безвозмездно выделили сеансы под показы альманаха, ведь для зрителей билеты были абсолютно бесплатными.
В проведении подобных социальных проектов все спикеры видят одно из решений проблем дебютантов, но этого, конечно, недостаточно. Отмечая в очередной раз кризис жанрового, в особенности, семейного кино, эксперты обозначили основную проблему в нехватке профессиональных режиссеров и сценаристов. Казалось бы, образовательных учреждений более чем достаточно, но, закончив учиться, выпускники остаются не у дел. Выход, как преодолеть этот замкнутый круг, ораторы искали в разных направлениях. Так, Алексей Учитель призывает крупные студии и продюсеров выращивать под своим крылом новые кадры, но так, чтобы государство тоже не оставалось в стороне и оказывало финансовую поддержку: «Мейджоры обязаны искать дебютантов: и режиссеров, и сценаристов. Все продюсеры сталкиваются с проблемой – или снимаешь в убыток, или снимаешь авторское кино. Как найти баланс для продюсера – никуда не деться от поддержки государства. 50% госсфинансирования должны давать именно на дебюты, я считаю». Продолжил его мысль Александр Бородянский: «50% – дебютам, 50% – семейному кино. А остальные продюсеры и так проживут», и заодно посетовал, что пришедшая на эту конференцию его студентка не смогла отдать свой сценарий ни одному из продюсеров, выступавших ранее, они просто ее проигнорировали.
Режиссеры Владимир Хотиненко и Александр Митта неоднократно повторяли про значение развития жанрового кино, высокий уровень которого в той же Америке обеспечивает зрительских успех их картин по всему миру. Митта как организатор собственной киношколы, специализирующейся на мастер-классах мэтров мирового кинематографа, заметил, что те системы в создании сценариев, которыми пользуются в США, подобно азбуке, в нашей стране никому не интересны, всем просто лень учиться, никто не воспринимает эти системы всерьез.
Ситора Алиева рассказала, что конкурс короткого метра «Кинотавра» за последние десять лет помог открыть такие имена, как Бакур Бакурадзе, Юрий Быков, Валерия Гай Германика. Однако в сегодняшней ситуации, когда, по имеющейся у нее информации в этом году Министерство культуры решило поддержать только три дебюта, будущее «Кинотавра» под угрозой. «Мы как фестиваль на следующий год просто перестанем существовать», – с горечью констатировала программный директор смотра.
Во второй части беседы участники обсуждали проблемы профессионального образования, почему ни старейшие киношколы, ни современные образовательные центры не выпускают специалистов, которые нужны рынку. Владимир Грамматиков видит проблему того же ВГИКа, что там студентам не дают снимать, что за 4 года они снимают от силы четыре – пять работ. А после выхода из института выпускники маются годами в поисках средств на съемки. «Они не могут себя реализовать, и в этот период теряется все, а главное, уверенность в себе. Надо придумать, как им помочь», – призвал Владимир Грамматиков.
Александр Бородянский попросил обратить внимание на зарплату преподавателей ВГИКа, что с этого тоже начинается отношение к профессии: «Вы знаете, как зарплата во ВГИКе у мастера? Пять тысяч рублей».
Под конец взяла слово директор Московской школы кино Екатерина Черкес-Заде, заявившая, все говорят о нехватке кадров, но при этом ее учреждение выпускает достаточно специалистов, и, в итоге, 95% из них потом устраиваются работать в индустрии. По ее мнению, все дело в системном подходе: необходимо устраивать больше фестивалей, питчингов и различных мероприятий, на которых дебютанты могли бы проявить себя и познакомиться с продюсерами и дистрибьюторами.
На этой ноте деловая часть мероприятия закончилась и гости конференции были приглашены на показ военной драмы БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ.