top banner

На Венецианском кинофестивале состоялись мероприятия в рамках программы Focus on Russia

Автор: БК

7 сентября 2021

Представители индустрий России и Италии обсуждали различные возможности взаимодействия

С 4 по 6 сентября в рамках бизнес-программы 78-го Венецианского международного кинофестиваля Venice Production Bridge состоялась серия мероприятий Focus on Russia при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры Италии, «Роскино», Национальной ассоциации в области кинопромышленности и смежных индустрий ANICA и Istituto Luce Cinecittà. Впервые фестиваль стал платформой профессиональной коммуникации России и Италии на индустриальном уровне. Стороны обсудили новые меры господдержки в обеих странах, возможности негосударственного финансирования, тренды на рынке международной копродукции, опыт и экспертизу в совместном кинопроизводстве, новую роль VоD-платформ в глобальной дистрибуции контента и их потенциал для продвижения копродукционных проектов.

КОПРОДУКЦИЯ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Главными темами программы Focus on Russia стали копродукционные стратегии и инвестиции между Россией и Италией, а также перспективы российского кинорынка с точки зрения международного сотрудничества. У стран много точек соприкосновения и есть немалый опыт совместного кинопроизводства – от первых коллабораций советского периода (КРАСНАЯ ПЕРЧАТКА Михала Калатозова, НОСТАЛЬГИЯ Андрея Тарковского, ОЧИ ЧЕРНЫЕ Никиты Михалкова) до современных копродукционных масштабных проектов, таких как ГРЕХ Андрея Кончаловского. Вместе с тем географическая удаленность, отсутствие системного диалога, определенная закрытость российского рынка не позволяли в полной мере реализовать потенциал сотрудничества в сфере копродукции. Сейчас ситуация меняется: представители итальянской индустрии видят как открытость к партнерству российских коллег-продюсеров, так и значительные меры господдержки копродукции в России.

Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Светлана Максимченко: «Сегодня Россия является привлекательным с точки зрения копродукции партнером на мировом рынке. Во-первых, с 2019 года Министерство культуры России поддерживает миноритарную копродукцию; в этом году мы уже получили 12 заявок на совместное кинопроизводство, две из них – проекты с Италией. Надеюсь, что в следующем году заявок будет еще больше. Во-вторых, в России работают и частные фонды, к примеру, «Кинопрайм», который также поддерживает копродукцию. Кроме того, Россия интегрирована в международный рынок копродукции и является членом европейского фонда «Евримаж» с 2011 года. Мы также имеем двусторонние копродукционные соглашения с восемью странами, включая Италию. Вместе с тем наш главный актив – это таланты: продюсеры, режиссеры, актеры международного уровня, многие из которых присутствуют в эти дни на Венецианском кинофестивале. Со своей стороны мы рады пригласить итальянских представителей индустрии в Россию для участия в таких масштабных профильных мероприятиях, как, к примеру, рынок российского контента Key Buyers Event. Я рада, что с программой Focus on Russia положено начало профессиональному диалогу между нашими странами».

Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова: «Бизнес-программа, инициированная «Роскино» совместно с ANICA, получилась насыщенной и плодотворной, она стала первым диалогом между нашими представителями индустрий за долгие годы, и, судя по обратной связи и энтузиазму как российских, так и итальянских коллег, нам действительно удалось заложить фундамент прочных отношений и наметить конкретные шаги дальнейшего взаимодействия. Я рада, что эта программа организована в тот момент, когда к сотрудничеству с итальянской стороной готовы российские продюсеры, и также государство в лице министерства культуры инициирует масштабную программу поддержки копродукции. У нас богатая история российско-итальянских взаимоотношений в сфере кинематографии, и мы надеемся, что это взаимодействие будет способствовать возрождению сотрудничества. Я бы хотела выразить особую благодарность коллегам из ANICA за то, что они настолько быстро откликнулись на нашу инициативу организовать диалог индустрий именно на площадке Венецианского кинофестиваля».

Готовность итальянских кинодеятелей к совместному производству с международными партнерами подкреплена и новыми мерами итальянского правительства по поддержке киноиндустрии. Так, в 2021 году на поддержку индустрии выделено почти 700 млн евро. Налоговые льготы, временно увеличенные в период пандемии с 30% до 40%, теперь официально закреплены на этом уровне. Работает и поддержка миноритарной копродукции – в 2021 году на эти цели выделено 5 млн евро. Все эти меры являются важным стимулом для итальянских продюсеров увеличивать количество проектов, в том числе и копродукционных.

КОНТЕНТНАЯ ПОЛИТИКА

Говоря о том, какие сюжеты могли бы стать основой совместных кинопроектов, российские и итальянские продюсеры сошлись во мнении, что универсальные, захватывающие истории являются ключевым фактором успеха любого копродукционного проекта.

Продюсер и основатель AR Content Александр Роднянский: «Мы живем в эпоху революции контента. Модель, когда осуществляется централизованная дистрибуция фильмов из Голливуда по всему миру, больше не работает. Сегодня мы наблюдаем большое количество производителей фильмов и сериалов, размещающих свой контент на глобальных платформах. Кроме того, растет конкуренция среди платформ, идет борьба за контент. Формула Content is the king! (Контент решает все!) сегодня работает на 100 процентов. И мы должны выходить на международный рынок с уникальными, интересными историями, которые рассказывают о времени, людях, образе жизни, причем это может быть история с итальянской или российской спецификой – не важно, главное – то, как она рассказана. Мировая аудитория с удовольствием смотрит сериалы из Израиля, Франции, Германии, Турции, США, Мексики; российские сериалы выходят в топ по просмотрам на международных платформах. Это говорит о том, что на самом деле важен качественный контент – истории должны отзываться в сердце, они должны развлекать, вызывать сопереживание, эмоции».

Представители итальянской киноиндустрии отметили интерес копродукции сериалов, поскольку Россия сегодня является сильным сериальным производителем. Вместе с тем большой потенциал для копродукции есть и у анимационных проектов, и Италия в этом плане могла бы выступать не только как сопродюсер, но и как платформа продвижения копродукционной анимации – сегодня в стране работает более 20 телеканалов для детской и подростковой аудитории. Кроме того, последние несколько лет значительно возросла господдержка этого сектора индустрии – налоговые льготы составляют 40%, осуществляется поддержка копродукционных проектов: так, Италия уже успешно работает с Францией, Германией, Индией.

Председатель правления Ассоциации организаций индустрии анимационного кино, председатель правления киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева: «Мы очень заинтересованы в копродукции с итальянскими студиями и продюсерами. У нас уже есть определенная экспертиза и опыт совместной работы с французскими компаниями, сейчас у нас в работе два совместных проекта, созданные на нашей студии и получившие высокую оценку наших французских партнеров – компании Cyber Group. Благодаря международной кооперации мы приобретаем уникальный опыт и понимание механизмов копродукции, и, учитывая наш опыт работы с Францией, мы готовы работать с итальянскими партнерами. У нас есть ряд проектов для детей 8–12 лет – в этом сегменте аудитории в России наблюдается определенный дефицит контента, в отличие от Европы, где существует множество телеканалов для подростков, и в этой нише мы видим большой потенциал развития, в том числе и для копродукции. Если говорить о содержательной стороне контента, то мы следуем мировым трендам и уделяем все больше внимания социальным вопросам, темам экологии, толерантности».

Основатель и генеральный продюсер Metrafilms Артем Васильев также затронул тему копродукции в секторе взрослой анимации: «Этот сектор активно развивается в России, и мы готовы обсуждать тему копродукции с итальянской стороной. Также мы сегодня развиваем жанр анимационного хоррора на основе русской литературы, сказок. В целом копродукция в анимации очень перспективна – кроме того, что в процесс вовлекается несколько стран, сама работа технически намного проще. В настоящий момент мы взаимодействуем по теме копродукции с Польшей, Японией, Ирландией, Канадой».

ПРОДВИЖЕНИЕ КОНТЕНТА: НОВАЯ РОЛЬ VOD-ПЛАТФОРМ

В рамках бизнес-программы на VоD Market Day также прошла дискуссия на тему взаимодействия с аудиторией, пользовательского опыта, использования принципов разнообразия и доступности на рынке VоD. В мероприятии приняли участие представители около 20 европейских VоD-платформ. Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова выступила с презентацией рынка российских онлайн-видеосервисов и их новой роли в продвижении контента. Так, сегодня в России более 20 платформ, что сопоставимо с Индией – при том, что население этой страны в 10 раз превышает население России. Аудитория VоD-платформ в России составляет 63 миллиона пользователей. Российские онлайн-сервисы следуют общемировым тенденциям и предлагают аудитории социальный импакт-контент.

Как отметили участники дискуссии – представители онлайн-платформ из разных стран, сегодня важными трендами на мировом рынке VоD является производство собственного оригинального, смелого контента, за счет чего растет интерес аудитории. При этом отличие европейского подхода к контенту и взаимодействию с аудиторией – в локализации: европейские онлайн сервисы больше внимания уделяют субтитрированию и дублированию. Еще один тренд – включение платформ в экосистемы.

Кроме того, растет конкуренция среди платформ: сегодня европейские онлайн-сервисы обеспокоены приходом мировых VоD-гигантов на свои рынки и им приходится бороться за свою аудиторию. В целом диджитальная дистрибуция контента сегодня во многом упрощает международное продвижение контента и взаимодействие с мировой аудиторией, поэтому для производителей копродукции крайне важно партнерство с VоD-платформами и их вовлечение в копродукционный процесс.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее