top banner

Все фильмы «Зимнего»: краткий путеводитель

Автор: Максим Острый, Вероника Скурихина

7 декабря 2024

БК рассказывает о картинах, вошедших в конкурс смотра, и об одной внеконкурской премьере

ОПЕРАЦИЯ «ХОЛОДНО», реж. Данил Иванов
О чем. Коррумпированный чиновник Гриша накануне Нового года организует похищение своего начальника, чтобы в его отсутствие выдать разрешение на строительство ТЦ на месте старинного особняка. Похищение идет не по плану, в сюжете появляется труп, к разворачивающемуся хаосу присоединяются сотрудники полиции.
Впечатления. Желание снять своего ФАРГО – на почве российской такой же холодной и бессердечной, как и в оригинале, зимы – одно из самых распространенных желаний в российском молодом кинематографе. ОПЕРАЦИЯ «ХОЛОДНО» выполняет все элементы обязательной программы в этом особом жанре, но картине зачастую не хватает драйва и изобретательности, особенно в выборе типажей и в чувстве юмора. В то же время с беспощадностью и абсурдом тут все в полном порядке.
Отдельно хочется пожелать, чтобы в 2025 году отечественным авторам перестали казаться смешными шутки про изнасилование – иначе иногда на происходящее на экране приходится смотреть с той же грустью и меланхолией, с которыми за сюжетом следит бассет-хаунд, принадлежащий героине-полицейской.

Максим Острый

РОВЕСНИК, реж. Федор Кудрявцев
О чем. Рассказчик и режиссер этого внеконкурсного мокьюментари, студент Гриша, после отчисления с журфака отправляется к бабушке в Самару – поесть пирожков, поплавать в Волге, пережить не только изгнание из института, но и расставание с девушкой. У бабушки он находит сделанные в конце 90-х фотографии своих родителей в компании друзей – Пети и Дэна. Первый пропал без вести, второго убили в 99-м. Вооружившись архивными видеосвидетельствами, Гриша начинает брать интервью у очевидцев той эпохи и тех отношений.
Впечатления. Общее место, но приходится снова его проговаривать: 90-е не отпускают. Ни тех, кто их помнит достаточно отчетливо (наследие того времени со зловещей стабильностью аукается в настоящем), ни тех, кто тогда максимум ходил в начальную школу (как родившийся в 1991-м режиссер РОВЕСНИКА). Эта хватка создает натяжение, из-за которого любое обращение к тому времени воспринимается зрителями максимально субъективно и принципиально по-разному. Для одних такое кино в первую очередь никогда не будет достаточно жизненным, для других оно, напротив, изначально абсолютно мифично.
В случае с РОВЕСНИКОМ и его создателями второй путь подчеркивается аналогиями с настоящим – такие же молодые люди так же нелепо дурачатся, влюбляются, расстаются. Для них 90-е – зеркало, та самая упоминаемая в архивных кадрах амальгама. И далее можно то время просто переводить в плоскость эстетики, можно им демонстративно ужасаться, но фильм Кудрявцева, надо отдать ему должное, претендует на большее – он пытается понять, как так выходит, что тогда за всю эту дурашливость могли совершенно взаправду убить, а сейчас – максимум из института выгонят, а мать понимающе обнимет. Горькая ирония, впрочем, заключается в том, что на дистанции, еще через двадцать лет, уже следующее поколение может все-таки посмотреть на наше время с еще большим ужасом.

Максим Острый

 

СУММА КВАДРАТОВ КАТЕТОВ, реж. Кита Фрайхайт
О чем. Из провинции в Москву переезжает старшеклассница Соня с мамой – «эзотерическим психологом». Вдвоем они немедленно заселяются в новостройку с панорамным видом, а девочка поступает в школу, которая выглядит, как декорация для «Гостьи из будущего». Там Соня заводит дружбу сразу с двумя мальчиками – слегка забитым интеллигентом и дерзким красавчиком, в то время как приревновавшие одноклассницы пытаются выяснить, откуда эта Соня взялась.
Впечатления. Не стоит ждать от СУММЫ КВАДРАТОВ КАТЕТОВ драматизма ЧУЧЕЛА или пронзительности ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА. Школа, в реальности будучи одним из самых страшных мест на Земле, здесь существует в режиме иллюстрации на сайте «мос точка ру». Под стать школе и местная Москва, и местные родители, и местные конфликты. Здесь травля оборачивается лучшей в мире дружбой уже через пару дней, контролирующая все и вся мать мгновенно обнимет, как только узнает, что сын принял решение учиться на «урбаниста», а окружающий героев город сплошь состоит из выстриженных парков, вымытых набережных и Даниловского рынка. Это такое пространство, в котором все персонажи друг друга фундаментально принимают, понимают и готовы, чуть что, полюбить. Проблема только в том, что и сами и они, и материя вокруг них, и даже воздух тотально гомогенны и состоят из пластика.

Максим Острый

СПИД СТАР, реж. Алексей Амбросьев-мл. (Чоох Мунду)
О чем. В 2009 году в Якутск из Москвы привозят жеребца Спид Стара для участия в скачках. Волею случая его жокеем становится Егор, чье увлечение лошадьми не понимает даже его собственная семья. Теперь, чтобы стать чемпионом, Егору предстоит преодолеть испытания на прочность и проявить верность себе. На главных скачках он должен не просто победить соперников, но и доказать самому себе и близким, что нашел свое истинное призвание.
Впечатления. Это кино настолько классическое, что единственное определение, которое ему подходит – фильм о настоящей мечте. Если не обращать внимания на якутский язык, это типичная универсальная история успеха со всеми обязательными составляющими: герой-изгой, друг-соперник, нечаянная любовь, попытка усидеть на двух седлах, предложение слить заезд и, разумеется, триумфальный отказ. Сшитый по классическим лекалам, СПИД СТАР может вписаться в любую прокатную сетку и стать настоящим краудплизером для ценителей выверенных предсказуемых драм о преодолении себя через спорт и соревнования. От бренда «якутское кино» в нем лишь уважительная и бытовая демонстрация поклонения духам и уже упомянутый язык. Титр «основано на реальных событиях» словно извиняет чрезмерную аккуратность режиссера, снимающего как по учебнику. Ведь только так можно не обидеть тех, для кого эта история – личная правда. Впрочем, и без этого титра трогательный дуэт молодого, очаровательно наивного жокея и своенравного скакуна подкупает своей искренностью. Но эпитета «фестивальный» этот фильм точно можно спокойно лишать.

Вероника Скурихина

ЧУВСТВА, реж. Виктория Мокерова
О чем. Собранная из двух коротких историй асимметричная дилогия рассказывает, как бы наивно это ни звучало, о любви, жизни и смерти. В «Балерине» 40-летний безработный сын живет с матерью, не реагирует на ее требования устроиться на работу и мечтает что-то изменить – например, разобрать хлам в шкафу. Все, конечно, изменится само – и самым обязательным в природе образом. В «Гейше» медсестра Лера, ухаживая за смертельно больным переводчиком с японского на его забитой книгами даче, обнаруживает в мире что-то невыразимое и очень важное.
Впечатления. «Балерина» при кажущейся простоте подкупает достаточно глубокими и нескучными структурой и динамикой отношений между персонажами, но на большее, в общем-то, не претендует. «Гейша», в свою очередь, замечательным образом амбициозна. Складывая внутрь себя сразу очень многое, она разворачивается во времени, как сверхновая: здесь находится место честно зафиксированной болезни, нежному любованию красотой, сексу и желанию в их какой-то настоящей, витальной и ничем не отягощенной форме. В «Гейше» на пленку заглядывает язык как форма, модус бытия: человек уйдет, а его слова останутся. И, разумеется, здесь есть смерть – но Мокерова справляется с задачей не драматизировать ее, не сокрушаться ею, а использовать ее как меру глубины, сложности и неоднозначности жизни.

Максим Острый

ГИРОКАСТРА, реж. Юрий Арабов
О чем. Выпускница МГУ Катя выходит замуж за албанца, работает в школе в городе Гирокастра и пытается забеременеть, прибегая к помощи местной жительницы и святой грязи. За окном 60-е, у власти импозантный и болезненный Энвер Ходжа, и построение очередной утопии на глазах оборачивается очередным кошмаром.
Впечатления. Режиссерская работа Юрия Арабова – тот случай, когда пафос и тематика высказывания (не говоря уже о фигуре автора) задвигают на второй план откровенные технические слабости фильма. Поэтому разговор стоит начать с них: ГИРОКАСТРА затянута, периодически теряет нить повествования и слишком многое хочет извинить театральностью постановки. При этом радикальность некоторых сцен, особенно в заключительной части фильма, делает его картиной, которая может не понравиться и не может понравиться. Это не то кино, которое приносит удовольствие, но даже его местами неуклюжая эстетика все равно работает на идею. Реальность арабовской Албании расплывчата, то в расфокусе, то теряет цвет (иногда – внутри одного кадра), и в целом стремится произвести впечатление дурного сна и дурной бесконечности. Это универсально-историческое кино, которое, конечно, в чем-то страшно устарело, но при этом, к сожалению, для России в 2024 году более чем актуально.

Максим Острый

ДЕНЬ НЕДЕЛИ – ЛЮБОЙ, реж. Алена Званцова
О чем. Алексей и Туся кажутся идеальной парой. После тяжелого диагноза они решают уйти красиво вместе, но Алексей встречает юную Луизу и понимает, что любит жизнь. Что теперь делать: остаться с тяжело больной женой до конца или использовать шанс начать новую жизнь?
Впечатления. Алена Званцова – безусловно, независимый автор со своим почерком. Камерная история о паре, которая пускает оператора в свою интимную жизнь, тема расставания, которая прослеживается почти во всех сценарно-режиссерских работах Званцовой, вычурные интерьеры и интеллектуальные, сложносочиненные, литературоцентричные диалоги даже у представителей молодого поколения – все это мы уже видели полгода назад на фестивале «Горький fest», где Алена представляла свою ЯЧЕЙКУ ОБЩЕСТВА. А рассуждения о смерти, в свою очередь, пришли из прославивших Званцову проектов НЕБЕСНЫЙ СУД и «Московские сумерки». Этот фильм претендует на звание изысканного, но эта возвышенность лишает его кинематографичности. Это театр, разыгранный на камеру хорошими артистами, которые искренне страдают в кадре от животрепещущей истории ухода одного человека и жажды жизни другого. Но на крупном плане видно не жизнь, а именно игру. Герой Михаила Тройника не раз обвиняет свою экранную партнершу Евгению Крегжде в переигрывании, подхватывая зрительские мысли. Впрочем, эта картина подкупает своей неудобной искренностью, показывая, какими эгоистичными бывают в болезни люди и какими неблагородными бывают мысли их близких.

Вероника Скурихина

ШАМАН, реж. Михаил Мерзликин
О чем. Старик шаман просит духов отпустить его. Он всю жизнь служил людям, которые требовали исполнить их желания, порой глупые, ничтожные, причиняющие зло другим. Никто ни разу не спросил его о богах, о смысле жизни, о том, почему люди страдают. Шаман разочарован в людях – в их алчности, злобе, мещанстве и низости. Он устал. Но за все надо платить – и алчущим славы, денег, власти, чужих мужей, и шаману, который вынужден быть проводником между людьми и духами. И плата за уход от служения – смерть.
Впечатления. Антология человеческих грехов или шаманизм – руководство для начинающих. Режиссер Михаил Мерзликин знакомит публику с родной Хакасией, но не через классическое живописное роуд-муви, а через погружение зрителя в одну из корневых традиций своего края, где бок о бок живут вера в «лайки», христианского Бога и местных духов. Замкнутое пространство эклектичного дома, где в рогатом кресле сидит шаман, становится основной сценой всего действия. К старику приходят просители разной степени грешности и узнаваемости: герои Марины Федункив, Олега Василькова, Антона Зацепина, Ананке Арейру. Шаман дает им задания, которые, по сути, испытывают их совесть на прочность, а их желания – на адекватность. Саму реализацию заданий показывают словно в дымке, ведь сразу понятно, что в этом триллере о столкновении бытового и духовного добром ничего не закончится. Это поучительное, даже назидательное кино с простой мыслью, знакомой всем по «Сказке о рыбаке и рыбке». В отличие от произведения Пушкина, ШАМАН зачастую грешит высокопарными фразами и переусложненной конструкцией. Но главная проблема этой картины в том, что она словно не додает зрителю культурной аутентичности. После триумфатора «Кинотавра», фильма ПУГАЛО, требования к картинам о современном шаманизме крайне высоки. А ШАМАН, в том числе за счет яркой цветокоррекции, смотрится как телефильм для вечернего познавательного эфира.

Вероника Скурихина

ON И ОНА, реж. Евгений Корчагин
О чем. Талантливая, даже гениальная программистка снимает на время вынужденного отпуска «умный дом» в Таиланде. По приезду и спустя некоторое время выясняется, что «умный дом» оказался даже слишком умным – и теперь не выпускает героиню на волю, потому что и так обеспечивает ее всем необходимым для счастья.
Впечатления. ON И ОНА – тот случай авторского кино, когда собственно автора видно не в киноязыке, стилистике или иных эстетических изысках, а в теме и месседже картины. И надо отдать фильму должное, он умеет преподносить сюрпризы: довольно дурацкие футуристические образы искусственного интеллекта, просчитывающего, как людям выгоднее поступать ради карьеры или иных благ, в какой-то момент сменяются на неглупые рассуждения о природе счастья и свободной воли. Отдельно невозможно не похвалить Юлию Пересильд – фильм предполагает довольно высокий по текущим меркам градус откровенности плюс большую часть хронометража актриса в кадре одна. Сюжет в какой-то момент начинает метаться между триллером и мелодрамой, а затем и вовсе угрожает обернуться абсолютно системной историей про «настоящие ценности», но, как уже было сказано выше, это авторское кино – гордое и независимое.

Максим Острый

Фото: кадр из фильма ЧУВСТВА

Самое читаемое

Предпродажи уикенда: «Плохая девочка» и «Шаман» доминируют среди новинок
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Финист» продолжает лидировать
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вернули первенство
Подробнее
Роскомнадзор раскрыл сумму штрафов за ЛГБТ*-контент в 2024 году
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 16–19 января
Подробнее
Гильдия сценаристов США объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Борис Ханчалян назначен заместителем генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга»
Подробнее
Стали известны номинанты на премию BAFTA
Подробнее
Аудитория YouTube продолжила снижаться после замедления платформы в России
Подробнее
Берлинский кинофестиваль анонсировал часть картин грядущего смотра
Подробнее
Объявлены даты проведения премии ТЭФИ 2025 года
Подробнее
Фильм «Небриллиантовая рука» посмотрели 44,8 млн человек за новогодние каникулы
Подробнее
Гевонд Андреасян: «Новогодняя битва» оказалась нервной и конкурентной»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 16–19 января 2025 года
Подробнее
Netflix все-таки выпустит «Хроники Нарнии» в широкий IMAX-прокат
Подробнее
Лала Рустамова: «Качество – самый главный атрибут этой «новогодней битвы»
Подробнее
«Волшебник Изумрудного города» заработал три миллиарда в российском прокате
Подробнее
Во Вьетнаме пройдут Дни российской культуры
Подробнее
В Москве прошла премьера романтического драмеди «Четыре четверти»
Подробнее
Россия и Иран подписали договор о стратегическом партнерстве
Подробнее