top banner

«Российский кинобизнес»: деловая программа. День третий

Деловая панель «Инвестиции в кино»

Как и обещала в прошлом декабре генеральный директор МКиФ «Российский Кинобизнес» Екатерина Бордачева, секция «Инвестиции в кино» становится для кинофорума регулярной. Третий день деловой программы был полностью посвящен данной теме. Модератором программы вновь выступила продюсер секции, эксперт по кинотехнологиям, бизнес-консультант Ольга Трифонова. По мнению эксперта, кино станет полноценной индустрией только тогда, когда в киноотрасли будет налажен постоянный приток частных денег. Ее идея заключалась в том, чтобы буквально за руку привести на кинофорум людей из мира венчурных инвестиций, которые давно финансируют самые различные рынки и стартапы. По итогу нетворкинга они смогли бы убедиться в высокой маржинальности кинопроизводства как эффективной отрасли экономики.

Если на первой секции в прошлом декабре создание инвестиционной платформы «Российский кинобизнес» только анонсировалось, то теперь она окончательно запущена. В первом блоке это подтвердил управляющий партнер платформы, эксперт в сфере инвестиций и страхования частных инвестиций Олег Лозовой. По его словам, инвест-платформа «Российский кинобизнес» работает как большой интегратор участников рынка инвестиций, позволяющий им найти привлекательные для себя кинопроекты. Создатели платформы будут взимать за ее использование комиссию, она будет составлять от 5 до 10 процентов от заключаемых сделок. Лозовой пошагово рассказал, как выглядит использование платформы с точки зрения как инвестора, так и продюсеров, которые зарегистрировались на площадке для поиска финансирования.

Предполагается, что скоринг (оценку проектов) будут осуществлять именно соискатели инвестиций, ведь именно им требуется доказать, что их проекты достойны финансовой поддержки. В заключении первого блока Ольга Трифонова призвала продюсеров еще на самой первой стадии разработки проектов закладывать в бюджет расходы на привлечение инвестиций. Это совершенно нормальная практика, которую стоит рассматривать как нулевую стадию рекламной компании. Она также подчеркнула, что рынка частного инвестирования в кинопроекты в России фактически по-прежнему не существует. Одним из факторов, способствующих его развитию, стало то, что два года назад с рынка исчезли основные конкуренты, за счет чего киноотрасль в данный момент является гораздо менее рисковым сегментом для инвестирования.

Процесс сбора инвестиций можно вести через самые различные инструменты, среди которых акции, облигации (в том числе ЦФА – Цифровые Финансовые Активы), ЗПИФ и некоторые другие. Подробнее о том, какие инструменты можно использовать для привлечения инвестиций в кинопроизводство, участники поговорили во втором блоке программы. В данной дискуссии приняли участие инвестор, эксперт в области Цифровых Прав и Цифровых Финансовых Активов (ЦФА) Олег Ушаков, инвестор и глава Партнерства инвест-клубов РФ Сергей Ореханов, а также Александр N, продюсер и генеральный директор кинокомпании N Films и актёрского агентства YouHollywood. Олег Ушаков рассказал о том, чем именно ЦФА отличаются от займов или акций как финановые инструменты. ЦФА – это любое денежное требование, которое обладает значительной гибкостью в своем использовании. Например, ЦФА могут быть привязаны к аренде майнинговых мощностей.

Александр N отметил, что для инвестора более привлекательны именно портфельные закупки, в том числе в силу своей эффективности. Процесс инвестирования в один проект всегда менее эффективен, чем вложения в несколько тайтлов. Всегда выгоднее снижать волатильность и, например, инвестировать вообще в кинокомпании, а не конкретные кинопроекты. Например, в такие надежные, как YBW.

Наиболее оживленной частью деловой программы стала третья секция, посвященная скорингу, то есть оценке проектов с точки зрения инвестиций. Модератором этой части выступил Сергей Ореханов, который пытался добиться от выступающих четких критериев, по которым стоит оценивать привлекательность проектов. Директор студии «Союзмультфильм» Борис Машковцев пожаловался на заметную, даже в сравнении с игровым кино, непрозрачность анимационного рынка. По оценке эксперта, с точки зрения Big Data в мире анимации практически нет необходимых данных, на которых было бы можно построить математическую модель. Генеральный директор «Контент Клуб», продюсер Антон Сиренко главным фактором для оценки проектов назвал уровень команды их создателей. Также он вспомнил, что нередко на рынке выигрывает тот, кто идет против трендов, навязываемых данными ИИ и Big Data. В ответ на это Ореханов возразил, что, возможно, многие участники кинооотрасли, пусть несознательно, но все же препятствуют тому, чтобы повышать конкурентность и прозрачность собственного рынка.

Также искренний интерес профессиональной аудитории вызвало выступление Дмитрия Здесева, основателя и генерального продюсера игровой студии Game Art Pioneers. Он напомнил, что объем игрового рынка в России заметно превышает совокупный объем продаж кино, музыкальных сервисов и театра. Это соответствует мировым трендам, согласно которым игры по фильмам гораздо более прибыльны, чем фильмы по играм. Тем не менее, Здесев призвал при запуске медиафраншизы непременно закладываться на производство не только фильмов, но и смежных с ними игр, ведь аудитории этих двух видов медиумов заметно пересекаются. Те, кто смотрит популярные блокбастеры, играют в игры, и наоборот. В данном контенте для эксперта является полным нонсенсом, что на волне успеха блокбастера ЧЕБУРАШКА было выпущено множество различных сопутствующих товаров, но до сих пор не произведено ни одной игры. Здесев настаивает, что уже на этапе формирования сценария, на уровне идеи создания любого нового медиа-продукта стоит сразу задаться вопросом, а не стоит ли из него делать кросс-платформенную франшизу.

Также в рамках деловой программы выступили коммерческий директор «Премьер Зал» Артем Чулочников и ведущий продюсер, директор по маркетингу кинокомпании «Проспект Мира» и директор по внешним и региональным связям кинокомпании Bazelevs Ирен Ванидовская. Последним спикером стал международный гость Семих Сачаклы, исполнительный директор Kunay Film, продюсер фильмов и телесериалов. Он рассказал об взаимосвязях российской и турецкой индустрии, Турции как киноплощадке, специфике турецкого кинорынка и своей кинокомпании. Среди прочего Сачаклы поделился подробностями работы над проектом SON OF THE RICH, турецком ремейке блокбастера ХОЛОП.


29.03.2024 Автор: Никита Никитин

Самое читаемое

«Дэдпул и Росомаха» идет на ожидаемый кассовый рекорд
Подробнее
Фонд кино поддержит 28 проектов компаний, не являющихся лидерами отечественного кинопроизводства
Подробнее
Четыре российских сериала выйдут на стримингах в Японии
Подробнее
Кинофестиваль «Окно в Европу» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 июля 2024 года
Подробнее
Касса России: лучшей официальной новинкой стала комедия «Водитель-олигарх»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Водитель-олигарх» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Объявлена программа 81-го Венецианского кинофестиваля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Собиратель душ» претендует на лучший старт года среди зарубежных релизов
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Собиратель душ» идет на рекорд
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» определился с вариантами для нового места проведения
Подробнее
Госдума приняла законопроект о запрете пропаганды наркотиков
Подробнее
Официальная касса России: как кино назовете, так оно и соберет
Подробнее
Организаторы Олимпиады отказались от идеи легальных трансляций на Россию онлайн
Подробнее
Фонд кино назвал участников четвертой волны программы «Автор»
Подробнее
Международная касса: «Головоломка 2» стала вторым самым кассовым мультфильмом в истории
Подробнее
Фестиваль в Торонто начал объявлять программу
Подробнее
Apple планирует сокращать расходы на оригинальный контент
Подробнее
Премьера сериала «Киборг» состоится на фестивале «Окно в Европу»
Подробнее
Гости с корабля: итоги российского онлайн-проката в июне и первом полугодии 2024 года
Подробнее