top banner

«Российский кинобизнес»: деловая программа. День третий

Деловая панель «Инвестиции в кино»

Как и обещала в прошлом декабре генеральный директор МКиФ «Российский Кинобизнес» Екатерина Бордачева, секция «Инвестиции в кино» становится для кинофорума регулярной. Третий день деловой программы был полностью посвящен данной теме. Модератором программы вновь выступила продюсер секции, эксперт по кинотехнологиям, бизнес-консультант Ольга Трифонова. По мнению эксперта, кино станет полноценной индустрией только тогда, когда в киноотрасли будет налажен постоянный приток частных денег. Ее идея заключалась в том, чтобы буквально за руку привести на кинофорум людей из мира венчурных инвестиций, которые давно финансируют самые различные рынки и стартапы. По итогу нетворкинга они смогли бы убедиться в высокой маржинальности кинопроизводства как эффективной отрасли экономики.

Если на первой секции в прошлом декабре создание инвестиционной платформы «Российский кинобизнес» только анонсировалось, то теперь она окончательно запущена. В первом блоке это подтвердил управляющий партнер платформы, эксперт в сфере инвестиций и страхования частных инвестиций Олег Лозовой. По его словам, инвест-платформа «Российский кинобизнес» работает как большой интегратор участников рынка инвестиций, позволяющий им найти привлекательные для себя кинопроекты. Создатели платформы будут взимать за ее использование комиссию, она будет составлять от 5 до 10 процентов от заключаемых сделок. Лозовой пошагово рассказал, как выглядит использование платформы с точки зрения как инвестора, так и продюсеров, которые зарегистрировались на площадке для поиска финансирования.

Предполагается, что скоринг (оценку проектов) будут осуществлять именно соискатели инвестиций, ведь именно им требуется доказать, что их проекты достойны финансовой поддержки. В заключении первого блока Ольга Трифонова призвала продюсеров еще на самой первой стадии разработки проектов закладывать в бюджет расходы на привлечение инвестиций. Это совершенно нормальная практика, которую стоит рассматривать как нулевую стадию рекламной компании. Она также подчеркнула, что рынка частного инвестирования в кинопроекты в России фактически по-прежнему не существует. Одним из факторов, способствующих его развитию, стало то, что два года назад с рынка исчезли основные конкуренты, за счет чего киноотрасль в данный момент является гораздо менее рисковым сегментом для инвестирования.

Процесс сбора инвестиций можно вести через самые различные инструменты, среди которых акции, облигации (в том числе ЦФА – Цифровые Финансовые Активы), ЗПИФ и некоторые другие. Подробнее о том, какие инструменты можно использовать для привлечения инвестиций в кинопроизводство, участники поговорили во втором блоке программы. В данной дискуссии приняли участие инвестор, эксперт в области Цифровых Прав и Цифровых Финансовых Активов (ЦФА) Олег Ушаков, инвестор и глава Партнерства инвест-клубов РФ Сергей Ореханов, а также Александр N, продюсер и генеральный директор кинокомпании N Films и актёрского агентства YouHollywood. Олег Ушаков рассказал о том, чем именно ЦФА отличаются от займов или акций как финановые инструменты. ЦФА – это любое денежное требование, которое обладает значительной гибкостью в своем использовании. Например, ЦФА могут быть привязаны к аренде майнинговых мощностей.

Александр N отметил, что для инвестора более привлекательны именно портфельные закупки, в том числе в силу своей эффективности. Процесс инвестирования в один проект всегда менее эффективен, чем вложения в несколько тайтлов. Всегда выгоднее снижать волатильность и, например, инвестировать вообще в кинокомпании, а не конкретные кинопроекты. Например, в такие надежные, как YBW.

Наиболее оживленной частью деловой программы стала третья секция, посвященная скорингу, то есть оценке проектов с точки зрения инвестиций. Модератором этой части выступил Сергей Ореханов, который пытался добиться от выступающих четких критериев, по которым стоит оценивать привлекательность проектов. Директор студии «Союзмультфильм» Борис Машковцев пожаловался на заметную, даже в сравнении с игровым кино, непрозрачность анимационного рынка. По оценке эксперта, с точки зрения Big Data в мире анимации практически нет необходимых данных, на которых было бы можно построить математическую модель. Генеральный директор «Контент Клуб», продюсер Антон Сиренко главным фактором для оценки проектов назвал уровень команды их создателей. Также он вспомнил, что нередко на рынке выигрывает тот, кто идет против трендов, навязываемых данными ИИ и Big Data. В ответ на это Ореханов возразил, что, возможно, многие участники кинооотрасли, пусть несознательно, но все же препятствуют тому, чтобы повышать конкурентность и прозрачность собственного рынка.

Также искренний интерес профессиональной аудитории вызвало выступление Дмитрия Здесева, основателя и генерального продюсера игровой студии Game Art Pioneers. Он напомнил, что объем игрового рынка в России заметно превышает совокупный объем продаж кино, музыкальных сервисов и театра. Это соответствует мировым трендам, согласно которым игры по фильмам гораздо более прибыльны, чем фильмы по играм. Тем не менее, Здесев призвал при запуске медиафраншизы непременно закладываться на производство не только фильмов, но и смежных с ними игр, ведь аудитории этих двух видов медиумов заметно пересекаются. Те, кто смотрит популярные блокбастеры, играют в игры, и наоборот. В данном контенте для эксперта является полным нонсенсом, что на волне успеха блокбастера ЧЕБУРАШКА было выпущено множество различных сопутствующих товаров, но до сих пор не произведено ни одной игры. Здесев настаивает, что уже на этапе формирования сценария, на уровне идеи создания любого нового медиа-продукта стоит сразу задаться вопросом, а не стоит ли из него делать кросс-платформенную франшизу.

Также в рамках деловой программы выступили коммерческий директор «Премьер Зал» Артем Чулочников и ведущий продюсер, директор по маркетингу кинокомпании «Проспект Мира» и директор по внешним и региональным связям кинокомпании Bazelevs Ирен Ванидовская. Последним спикером стал международный гость Семих Сачаклы, исполнительный директор Kunay Film, продюсер фильмов и телесериалов. Он рассказал об взаимосвязях российской и турецкой индустрии, Турции как киноплощадке, специфике турецкого кинорынка и своей кинокомпании. Среди прочего Сачаклы поделился подробностями работы над проектом SON OF THE RICH, турецком ремейке блокбастера ХОЛОП.


29.03.2024 Автор: Никита Никитин

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее
Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» представил шорт-лист и гостей форума
Подробнее