top banner

На «Кино Экспо» обсудили прокат российского кино

«Русскую долю» оценивали продюсеры, дистрибьюторы и кинопоказчики

Встречи представителей всех сегментов отечественной киноиндустрии настолько же редки, насколько предвещают любопытные стычки. Завсегдатаи «Кино Экспо» помнят, например, как в свое время схлестнулись тогда еще глава «Синема Парка» Сергей Китин и генеральный директор UPI Вадим Иванов, обсуждая желание прокатчиков отказаться от предоставления пленочных копий. Вот и сейчас – в ситуации, когда доля российского кино на самом деле не так уж плоха, мы миновали летнее затишье с 17,07% по сборам и 18,37% по посещаемости на 20 сентября, но когда идеи госрегуляций продолжают витать в воздухе – стоило ожидать как минимум дискуссий.

Но вроде бы даже все шло довольно мирно. Участники встречи – Антон Малышев, Сергей Сельянов, Александр Роднянский, Алексей Рязанцев, Вадим Смирнов, Кирилл Иванов из «Формулы кино», Александр Бырдин из Ассоциации «Интернет-видео» – отмечали, что доля находится в средневзвешенном состоянии (так его окрестил Сергей Сельянов), что, конечно, хочется больше, но показатели на данный момент прямо пропорциональны объему выходящих на экраны картин. В отношении того, так уж ли важно замерять долю сборов отечественных фильмов, исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев переспросил: «А в чем еще мы можем оценивать эффективность работы Фонда, наших продюсеров? Раньше мы ориентировались исключительно на фестивальные призы. Но теперь с точки зрения зрительского кино нас безусловно интересует, сколько оно собирает в прокате».

Александр Роднянский согласился с Малышевым в том, что действительно крайне трудно придумать какой-то другой критерий оценки эффективности, но призвал не считать сборы главным или даже единственным показателем успеха. «Доля не репрезентирует реальное качество российского кино, – отметил продюсер, – ведь известно, что она достигается результатами как правило очень небольшого количества фильмов из пятидесяти выходящих в прокат». По словам генерального директора компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» Вадима Смирнова, главная задача прокатчика при отборе отечественных фильмов состоит в том, чтобы «отсеять весь шлак», который присылают на рассмотрение. Далеко не всегда дистрибьюторы сосредотачиваются исключительно на финансовых перспективах кино – во внимание может браться фактор социальной миссии, однако все же самый главный критерий – это качество. Из всего потока российских проектов, по мнению Вадима Смирнова, порядка 15% фильмов не стыдно выпустить в прокат. При этом только 5% из этого общего потока дают уверенность, что компания сможет вернуть затраченные средства.

Сергей Сельянов убеждал собравшихся, что это нормально, что во всем мире только 10% от создаваемых картин становятся национальными хитами – «остальные унавоживают это пространство». Кстати, отрадно, что спикеры сошлись и в том, что Франция в долевом вопросе для нас не пример. В качестве ориентиров теперь назывались Турция и Нигерия, чьи кинематографии господствуют над арабским и африканским миром примерно так же, как мы могли бы доминировать на постсоветском пространстве и в принципе доминировали до начала известных событий в Украине.

Так бы, возможно, и прошло бы все мероприятие в любви и согласии, если бы в ответ на вопрос, что мешает увеличению доли российского кино в прокате и что еще нужно исправить в нашей системе координат, Сергей Сельянов не достал небольшой листочек бумаги и не озвучил, зафиксированную на нем информацию о графике будущих релизов. Во-первых, продюсер рассказал о том, что при всем желании одно- и двухзальные кинотеатры (среди которых есть и муниципальные) не смогут расписать российское кино в ноябре, когда с интервалом в две недели выходят два больших проекта от WDSSPR. Имелись в виду, очевидно, новый Бонд и последние ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ. В этой связи Сергей Сельянов предложил ввести ограничение по росписи картин – не более 2/3 сеансов одному фильму. Во-вторых, глава СТВ и «Нашего кино» заострил внимание на постановке таких релизов, как СНУПИ И МЕЛОЧЬ ПУЗАТАЯ от «Фоксов», КРАМПУС и СТИВ ДЖОБС от Universal на Новый год, тогда как в Штатах они стартуют в другие даты. По мнению, Сельянова это игра не по правилам: новогодние каникулы лучшее, что для кинопроката сделали депутаты, и в это время преимущество должно быть за российским кино.

Выступление продюсера осталось без ответа – Вадим Смирнов к тому времени удалился на подготовку к презентации. Другим прокатчикам, очевидно, было не выгодно ввязываться в спор. Тем не менее в комментарии «БК» после мероприятия Антон Малышев выразил сомнение, что высказанные намеки могут быть как-то формализованы, однако отметил: «Я с Сергеем Михайловичем полностью согласен – у нас рынок очень открытый, максимально комфортный для любого рода иностранных кинопроизводителей, поэтому так произвольно менять даты релизов, на мой взгляд, просто не очень интеллигентно, скажем так. Бизнес бизнесом, но если строить его на таких принципах он может очень быстро закончится, это тоже надо понимать. И чем больше случаев таких переносов с мировых премьер будет происходить, тем чаще будут вспоминать о китайских «каникулах» национального кино».

Кстати, Сергей Сельянов предложил вариант, как сделать менее комфортным появление на российских экранах не только проектов мэйджоров, но и независимых дистрибьюторов. Чтобы бороться со второсортной зарубежной продукцией, по мнению продюсера, стоило бы ввести налог на право проката в России – допустим, в размере 50 тысяч. Необходимость этого взноса очистила бы рынок от слабых иностранных релизов. Получит ли это предложение развитие, пока не известно. Зато стало понятно, что государство готово работать в направлении увеличения экранов по стране – о проблеме нехватки кинотеатров в малых городах говорили и Кирилл Иванов, и Алексей Рязанцев. На это Антон Малышев озвучил информацию о разрабатываемой инициативе по поддержке кинопоказчиков. Что ж, возможно, если действительно появятся площадки, которые так или иначе можно будет обязать к демонстрации российских фильмов, доля станет еще более удовлетворительной, и в воздухе перестанут повисать прозрачные намеки. Хотя история учит, что спорь не спорь, а жизнь рассудит по-своему. Например, вот пленочные копии у нас уже в подавляющем большинстве кинотеатров уже днем с огнем не сыщешь.


30.09.2015 Автор: Мария Мухина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее