top banner

Только на большом экране: в чем особенности современных систем кинопоказа

Подробнее о качестве кинопроекции и ее разновидностях

Просмотр фильма в кинотеатре может быть разным в зависимости от системы проекции и формата. Фильм может быть продемонстрирован как в традиционном 2D-формате, так и в трехмерном стерео. При этом и стерео, и 2D также имеют вариативность по качеству проекции. Рассмотрим основные из них.

IMAX 2D
Канадская корпорация удерживает пальму первенства среди всех систем кинопоказа, предлагая эталонное качество в обоих форматах. Изначальный и наиболее продвинутый по разрешению и размеру кадра – пленочный IMAX. Формат был разработан в 1970 году и основан на использовании кинопленки 70 мм в ширину. В отличие от традиционного 35 мм с пятью перфорациями, в IMAX кадр расположен не поперек, а вдоль и занимает 15 перфораций. Больший шаг и соотношение сторон обеспечивают потрясающий объем информации. Достаточно сказать, что проекционная система IMAX транслирует материал в разрешении 18K. Но подобное качество может быть обеспечено, если исходник был снят на IMAX-камеры, которые отличаются громоздкостью и дороговизной в эксплуатации. Фильмы, снятые на пленочные IMAX-камеры, можно пересчитать на пальцах двух рук. Из последних стоит отметить ДЮНКЕРК Кристофера Нолана – главного ценителя IMAX из Голливуда.

В основной же своей массе в пленочных IMAX-кинотеатрах всегда демонстрировали фильмы, снятые в других форматах, но прошедших ремастеринг по технологии IMAX DMR. В этом случае оригинальный негатив сканировался с высоким разрешением, после чего изображение увеличивалось и оптимизировалось к показу на большом экране. При этом происходило незначительное ухудшение по резкости и зернистости. С полученной мастер-копии производилась печать фильмокопий на 70-миллиметровой пленке посредством рекордера. Первым фильмом, переведенным таким способом в формат IMAX, стал АПОЛЛОН-13 (1995).

Цифровая система IMAX
В России нет пленочных кинотеатров IMAX, но есть цифровые. И тут стоит отметить важный момент, что IMAX Digital Theatre System означает устройство кинозала, а не информационную емкость изображения. Переход на цифру был обусловлен во многом маркетинговой необходимостью с целью масштабирования бизнеса компании. От обычных кинотеатров с цифровой проекцией IMAX Digital отличается размерами экрана и планировкой зрительного зала. При этом в качестве цифрового стандарта используется специальный пакет IMAX, представляющий собой расширенную версию DCP. В этом случае разрешение проектора ниже пленочного. Напомним, что оригинальный цифровой стандарт IMAX предусматривает использование двух проекторов с разрешением 4К. Но даже такая система не обеспечивает теоретически необходимого разрешения, равного 18К (он соответствует качеству 70mm IMAX-пленки). Некоторые же киносети и вовсе используют сдвоенные проекторы 2K. Самыми же совершенными цифровыми IMAX являются кинозалы с лазерной проекцией, которые по качеству максимально приближены к пленочным, но все равно им уступают по разрешению. В России существует пока один кинотеатр IMAX с лазерной проекцией. 

Что касается IMAX 3D, то фильмы в стереоформате или же в «плоском» показываются в одних и тех же залах. Для демонстрации 3D-фильмов в кинотеатрах IMAX используются две разные технологии. Первая предусматривает проекцию стереопары и поляризационный метод получения стереоизображения. Главным недостатком технологии служат высокие требования к отражающим свойствам экрана. Именно поэтому в IMAX используется экран с серебряным покрытием. 

Вторая же технология подразумевает последовательную проекцию стереопары с удвоенной частотой 48 кадров в секунду. Встроенные в очки жидкокристаллические затворы, синхронизированы с кинопроекцией и перекрывают поле зрения каждого глаза в момент показа «чужого» изображения. В итоге каждый глаз получает исключительно свое изображение с нормальной частотой 24 кадра в секунду.    

35 mm 
Подавляющее число зрительных залов по всему миру оснащены цифровыми системами проекции DCP, демонстрирующими кино в формате, эквивалентном 35 мм. В настоящий момент многие кинозалы переоборудованы и оснащены современной линейкой проекторов, которые в состоянии проецировать изображение в разрешении 4K.

Современные проекторы и экраны позволяют демонстрировать фильмы как в традиционном, так и в стереоформате. Наиболее распространенными являются RealD и Dolby3D. 

RealD
Именно эта система 3D-проецирования является основным конкурентом IMAX по качеству стереопроекции. В отличие от IMAX с линейной поляризацией, в RealD используется круговая, которая позволяет сохранять стереоэффект при небольших боковых наклонах головы. Кроме того, благодаря троекратной проекции каждого кадра и получаемому утроению частоты до 72 кадров в секунду, изображение выходит очень комфортным для восприятия без мерцающего эффекта. Основная же проблема всех поляризированных систем связана с потерей яркости на экране и высокими требованиями к экрану. В RealD также используется очень дорогой экран с серебряным покрытием. Существует и особая разновидность – RealD XL или SuperD. Эта система с модифицированной технологией RealD позволяет проецировать изображение на большие экраны до 24 метров в ширину.

Dolby 3D
Цифровой кинопроектор, используемый для такой технологии, как и в случае с RealD, пригоден как для 2D-проекции, так и для стереоформата. В отличие от RealD и IMAX с пассивными поляризационными очками здесь используются более дорогие очки со светофильтрами, которые пропускают спектральные полосы основных цветов с проектора, оснащенного фильтром. При этом для левого и правого глаза фильтры имеют разные полосы пропускания для трех основных цветов (красного, зеленого и синего). Основным преимуществом системы перед конкурентами является ее цена и отсутствие необходимости покупать дорогой экран. Именно Dolby3D – сама распространенная система 3D-показа в России.

Из относительных нововведений кинопоказа можно упомянуть и звуковую систему Dolby Atmos. Ее отличие от привычных многоканальных звуковых форматов в том, что она базируется не на аудиоканалах, а на аудиобъектах. Что это такое? Каждый звук соответствует определенной сцене — смех ребенка, разрушение здания, взрыв автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры и звукорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу развития сюжета. Этот подход позволяет сконцентрироваться только на самом объекте. На практике это выглядит так: звукорежиссеры чертят «карту» движения, как все будет звучать на выходе, а техника (процессор или AV-ресивер), оперируя особенностями инсталляции, сводит и исполняет. 

 


31.08.2017 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
«Летучий корабль» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Международная касса: сборы «Кунг-фу панды 4» в мировом прокате превысили $500 млн
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Американская касса: лидером уикенда стали «Претенденты» Луки Гуаданьино
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее