top banner

Кому достанется «Оскар» за визуальные эффекты

Разбираем каждого претендента

Церемония награждения лауреатов премии «Оскар» пройдет в Лос-Анджелесе 28 февраля. Многие уже делают прогнозы, а некоторые из числа наиболее азартных даже ставят на возможных победителей. Основная шумиха поднята вокруг главных номинаций (фильм, режиссер, актеры и сценарий), технические же задвинуты на дальний план. Мы восстановим справедливость и рассмотрим категорию «Визуальные эффекты», без которых немыслим ни один жанровый фильм, рассчитывающий на зрительский успех.

ИЗ МАШИНЫ
Производственный бюджет: $15 млн
Количество номинаций на «Оскар»: 2
Количество номинаций на VES Award: 0
Технологии: трекинг, моделирование, анимация и визуализация

Научно-фантастическая лента ИЗ МАШИНЫ – это режиссерский дебют Алекса Гарланда, сценариста культового, но малоуспешного ПЕКЛА и продюсера последнего СУДЬИ ДРЕДДА. Судьба его нового кинопроекта сложилась удачней остальных работ. Помимо визуальных эффектов киноакадемия отметила номинацией оригинальный сценарий картины. Чем хорош фильм Гарланда, раз попал в номинанты за визуальные эффекты? Главной героине Авой и, конечно, историей.  

Андроид Ава в тонком исполнении Алисии Викандер – отличный пример художественного образа, прекрасно прописанного и великолепно воплощенного на экране. Роботизированные части моделировались и анимировались трехмерщиками британской студии Double Negative (ИНТЕРСТЕЛЛАР), подключившейся к работе над проектом на самой ранней стадии. Превосходный результат стал возможен во много благодаря тесному сотрудничеству трехмерщиков и производственной группы на подготовительном этапе, когда образ формировался через концепты и претерпевал изменения. На площадке актриса носила обтягивающий костюм из синтетики с маркерами для трекинга (Отслеживание движения объекта и камеры. – Прим. авт.), который оказался сложнее обычного из-за нехватки маркеров и использования деформирующей изображение аноморфотной оптики. Особое внимание уделялось настройке виртуального скелета (Ригг. – Прим. авт.), чтобы компьютерная анимация передавала пластику и сексуальность Авы. Модель освещения трехмерных объектов была максимально физически точной, поскольку требовалась достоверность без стилизации. В качестве программы для визуализации художники использовали рендерер Renderman. Группе удалось добиться впечатляющего результата несмотря на скромный бюджет.

Премию «Оскар» за эффекты картина, конечно, не получит. Масштаб и объем у проекта совершенно не тот. Номинация уже огромный успех и является скорее поощрением за общий художественный уровень ленты.

 

МАРСИАНИН
Производственный бюджет: $110 млн
Количество номинаций на «Оскар»: 7
Количество номинаций на VES Award: 1
Технологии: трекинг, моделирование, анимация, визуализация, дорисовка фонов, симуляции

Как и ПРОМЕТЕЙ (2012) в свое время, МАРСИАНИН Ридли Скотта попал в пятерку номинантов за эффекты. В приключенческом  блокбастере немногим более 800 планов с визуальными эффектами, на создание которых производственной команде выделили всего 24 недели. Для уже упомянутого фильма ПРОМЕТЕЙ графика делалась на 10 недель дольше.

Ничего неординарного группа не создавала. Фильмы про космос и другие планеты в Голливуде снимают относительно часто. Марсианский пейзаж снимался в Иордании и в павильоне одной из венгерских киностудий. Художники по эффектам при помощи разнообразных техник, вроде дорисовки фонов (Matte painting. – Прим. авт.), замены неба, симуляций и цветокоррекции превращали земной ландшафт и студийную декорацию в поверхность Марса. Постобработкой  марсианских эпизодов занималась британская студия MPC, с которой режиссера связывают давние творческие отношения со времен ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО (2007). Космические эпизоды доверили студии Framestore, удостоенной «Оскара» за ГРАВИТАЦИЮ (2013).

Помимо всего этого МАРСИАНИН интересен тем, что стал первым проектом Скотта заставившим его использовать симулятор камеры для превизуализации и техвизы для руководства операторской группой на площадке. Что, как и с какими настройками снимать просчитывалось заранее на компьютере. Так что технологии ускорили и упростили процесс съемки сцен с большими объемами графики.

Несмотря на масштаб и сложность МАРСИАНИН – аутсайдер оскаровской гонки. Во-первых, среди претендентов есть не менее яркие и масштабные картины, во-вторых, киноакадемия уже отмечала схожий по задачам ИНТЕРСТЕЛЛАР (2014) и более продвинутую ГРАВИТАЦИЮ

 

ВЫЖИВШИЙ
Производственный бюджет: $135 млн
Количество номинаций на «Оскар»: 12
Премия VES Award: 3 награды

Не следует удивляться, что вестерн Алехандро Иньярриту попал в номинанты за «Лучшие визуальные эффекты». Помимо пугающей своей достоверностью сцены с медведицей, в картине масса невидимых эффектов, которые, правда, не выходят за рамки традиционной работы художников с такого рода фильмами. Они добавляли снег, которого не хватало и меняли небо из-за несоответствия кадров, снятых в разное время дня. Разумеется, дорисовывали фоны, и, наконец, маскировали монтажные склейки, создавая иллюзию съемки одним длинным кадром.

Сокрытие склеек стало авторской чертой Иньярриту. Долгие планы были визитной карточкой БЕРДМЭНА. Сцена атаки индейцев на трапперов в ВЫЖИВШЕМ решена в подобном ключе. Вот только композитинг (Сложный монтаж со множеством слоев. – Прим. авт.) здесь вышел на порядок сложнее из-за большего движения в кадре и ракурсов с разной съемочной техники. Иногда требовалось полностью создавать связующие планы средствами композитинга, выбирая наилучшие участки изображений для совмещения. Каким бы гением ни был оператор картины Эммануэль Любецки, в предложенных условиях даже он бы не добился подобного непрерывного движения камеры без помощи специалистов по эффектам.

Но гвоздем шоу-программы стал выход медведицы, потрепавшей героя Ди Каприо. Гризли – это компьютерная модель, анимированная специалистами ILM – студии, в свое время, сделавшей первых зверей на компьютере для картины ДЖУМАНДЖИ (1995). Шерсть генерировалась при помощи плагина, разработанного для еще не вышедшего фэнтези ВАРКРАФТ. Аниматоры изучали видео на YouTube с разъяренными медведями, чтобы имитировать их повадки и поведение. На площадке Ди Каприо бросали на тросах и ударяли о бутафорские деревья. При этом даже были стволы, которые вообще создавались средствами графики. Это к вопросу о невидимых эффектах. Медведя изображал каскадер в синем хромакейном костюме.

ВЫЖИВШИЙ заслуженно получил профессиональную премию VES Award в трех категориях, в том числе за «Лучший персонаж в фотореалистичном фильме». Если бы не тигр в картине ЖИЗНЬ ПИ (2012) и не обезьяны в ВОССТАНИИ ПЛАНЕТЫ ОБЕЗЬЯН (2014), в которых зверюшки также взаимодействовали с главным героем, то можно было бы рассуждать о прорыве. А так, фильм – сильный претендент, но получение им награды все же стоит расценивать как сюрприз. 

 

БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ
Производственный бюджет: $150 млн
Количество номинаций на
«Оскар»: 10
Премия VES Award: 1 награда

Немолодой Джордж Миллер снял великий фильм. По техническому исполнению БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ – один из лучших кинопроектов всех времен. Бешеный драйв и изобретательность пришлись по нраву не только широкой аудитории, но и снобам-кинокритикам. Киноакадемия присуждает кинопремию «Оскар» за эффекты, оценивая художественный и технический уровни постановки, а также значимость спецэффектов в контексте художественного произведения. Если бы не феноменальный успех новых ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН, то «Оскар» бы, наверняка, получили создатели эффектов для БЕЗУМНОГО МАКСА.

В этой картине одно из лучших сочетаний физических эффектов с трюками и с компьютерной графикой. Визуальные эффекты содержатся в 2000 планах. Выбрать какую-то одну яркую сцену для разбора непросто. Пожалуй, самой безумной и эффектной является погоня сквозь бурю, которая является квинтэссенцией технологического подхода на этом проекте. Кинематографисты снимали общие планы с автомобилями в пустыне, позднее в кадр добавлялась симуляция песчаного шторма, реализованная в программе Houdini. В ряде планов автомобили также были смоделированы на компьютере с использованием программы Agisoft Photoscan. Этот софт позволяет строить высококачественные объекты по сканам и фотографиям.

Фильм удостоился профессиональной премии VES Award за сцену бури, кроме того картина была отмечена престижным сообществом кинокритиков. Но у ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН больше промежуточных наград, плюс лента пользовалась аномальным успехом в кинопрокате, поэтому рукотворный мир Джорджа Миллера рискует проиграть фабричной вселенной Джей Джей Абрамса.

 

ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ
Производственный бюджет: $200 млн
Количество номинаций на «Оскар»: 5
Премия VES Award: 4
Технологии: трекинг, моделирование, анимация, визуализация, техника захвата движений, симуляции

Свежие ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ пробудили какие-то неведомые силы, заставившие кинозрителей штурмовать кинотеатры, как в далекие 70-е. Поздняя трилогия Джорджа Лукаса не пользовалась подобным спросом. Создатели нового опуса киносерии не стали выдумывать ничего нового, сняв попурри из визуальных идей и сюжетных ходов прошлых лет. Отъявленные фанаты остались довольны, а рядовой зритель просто посмотрел еще один качественный киноаттракцион. 

Технологически подход команды Абрамса остался прежним. Кинематографисты снимали на натуре и в павильоне, строили декорации, месили пластический грим и много рисовали и анимировали на компьютере. Основное преимущество ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН перед конкурентами связано с разнообразием творческих задач. Например, как и в МАРСИАНИНЕ, здесь были декорации космических летающих аппаратов, установленные на карданов подсев, но помимо этого Абрамс предложил несколько компьютерных персонажей. Их создавали при помощи техники захвата актерской игры.    

Робот BB-8 присутствовал был на самом деле изготовлен для съемок в нескольких модификациях. Один был радиоуправляемым, а вторым управляли с помощью зеленого кронштейна. В наиболее динамичных, где BB-8 мчится, как угорелый, зрителя развлекает уже анимированная модель. Очень много внимания уделили «Тысячелетнему соколу». В классической трилогии – это была миниатюра, здесь – компьютерная модель. Чтобы соблюсти преемственность VFX-художники ILM достали из закромов Lucasfilm две модели корабля: метровую и полутораметровую. За образец была взята метровая модель, которую отсканировали и сфотографировали с разных ракурсов, чтобы воспроизвести в 3D со всеми деталями и фактурами. На поиск нужного оттенка серого ушло много времени, так как цвет менялся в зависимости от освещения. 

У создателей картины ПРОБУЖДЕНИЯ СИЛЫ наибольшие шансы на успех в борьбе за статуэтку. Если их наградят, то лента повторит достижение предшественников из далеких 80-х. Студия визуальных эффектов ILM также не удостаивалась главного приза со времен фильма ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ: СУНДУК МЕРТВЕЦА (2003). Что тут сказать? Подзатянулась оскаровская засуха для некогда лидера индустрии визуальных эффектов. 

Российские мастера спецэффектов с этим согласны. Эдуард Каргин, VFX-супервайзер студии Sci-Fx (ВИЙ), говорит, что хоть в этом году безоговорочного лидера и нет, но, вероятнее всего, награда достанется ЗВЕЗДНЫМ ВОЙНАМ: «По сути этот проект стал событием и самым ожидаемым фильмом года. Картина эпического размаха с графикой почти в каждом плане. Высокие стандарты ILM, заданные еще в ТРАНСФОРМЕРАХ, были в очередной раз подтверждены и закреплены. БЕЗУМНЫЙ МАКС выделился красивой зрелищной бурей и качественным супервайзингом. ВЫЖИВШИЙ поразил многих качественно новым уровнем взаимодействия актера и цифрового зверя. МАРСИАНИН продемонстрировал, что будет, если скрестить ГРАВИТАЦИЮ и БЕЗУМНОГО МАКСА, но нового слова также не сказал в индустрии. ИЗ МАШИНЫ – отличный пример качественного захвата движений и цифрового протезирования. В целом можно сказать что революции в области визуальных эффектов за 2015 год мы не наблюдали, но эволюционно, несомненно, индустрия развивается. Поэтому «Оскара», за неимением явного лидера в VFX, думаю, лучше отдать Леонардо Ди Каприо… за лучшую симуляцию страданий в истории кино!          


19.02.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

В Минкультуры прошел питчинг полнометражных дебютных фильмов
Подробнее
Александра Геллер покидает кинокомпанию «Пионер»
Подробнее
Фонд кино объявляет конкурс на производство фильмов о Дальнем Востоке
Подробнее
ФПРК будет поддерживать производство игровых короткометражных фильмов
Подробнее
Касса четверга: «На деревню дедушке» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
«Паразиты» признаны лучшим фильмом XXI века по версии Голливуда
Подробнее
Медиакоммуникационный союз попросил Госдуму доработать законопроект о ПУ для стримингов
Подробнее
KION рассказал о новинках июля
Подробнее
Стали известны победители фестиваля «Зеркало»
Подробнее
Кинофестиваль «Горький fest» представил программу и жюри
Подробнее
Фонд кино открыл прием заявок на поддержку производства семейных фильмов и авторской анимации
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках июля
Подробнее
РОСКИНО начало прием заявок на участие в выставке China Licensing Expo
Подробнее
«Новый сезон» открыл аккредитацию гостей
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 23–29 июня 2025 года
Подробнее
Фонд кино открыл прием заявок на поддержку производства анимационных национальных фильмов
Подробнее
Касса России: комедия «На деревню дедушке» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве начал работу летний кинотеатр «Москино Музеон»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Не одна дома 2» превзошла «Артек. Сквозь столетия» и «Денискины рассказы»
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Этерна»
Подробнее