
«Мумия»: от грима к цифре
Как Голливуд воплощал в жизнь образ канонического кинозлодея из египетской мифологии
С выходом блокбастера МУМИЯ руководство Universal связывало большие надежды. Проект с Томом Крузом в главной роли должен был стать первым в череде ремейков и перезапусков под вывеской Dark Universe, призванных выбить золотую пыль из богатого хоррор-наследия студии. Мы решили вспомнить, с чего начиналась история про мумию, и как технологии влияли на ее образ.
Цикл фильмов 30–40-х годов
Первые звуковые хорорры, снятые на киностудии Universal, неразрывно связаны с именем Джека Пирса – выдающегося художника по гриму. Пирс придумал образы Дракулы, чудовища Франкенштейна, Человека-волка и, конечно, Мумии.
Пластический грим в те годы приносил массу неудобств, вызывал кожное раздражение и к тому же легко воспламенялся. На грим Бориса Карлоффа, исполнившего также роль чудища в ФРАНКЕНШТЕЙНЕ, уходило 8 часов. Известно, что при работе над кинематографическим Имхотепом художник изучил фотографии настоящей мумии фараона Сети I, но в конечном итоге придал персонажу облик ближе к мумии Рамзеса.
Грим включал в себя глину, раствор коллодия, театральный клей и тугие бинты, которыми актера обматывали с ног до головы. В подобном облике, ставшем знаковым, Карлофф появлялся лишь на несколько минут. Все остальное время грим скрывал лишь его руки и голову. Картина МУМИЯ (1932) пользовалась успехом в кинопрокате и в последующие годы на экраны вышли несколько продолжений: РУКА МУМИИ (1940), ГРОБНИЦА МУМИИ (1942), ПРИЗРАК МУМИИ (1944) и ПРОКЛЯТИЕ МУМИИ (1944). Ничего нового в плане технологий эти фильмы не привнесли – грим все так же оставался неудобным и вредным. Вот только его примерил не Карлофф, а сначала Том Тайлер, а потом и легендарный Лон Чейни младший, с которым у Джека Пирса так и не сложились хорошие отношения.
Трилогия Стивена Соммерса
МУМИЯ (1999) Стивена Соммерса стала большим событием и запустила два продолжения, вышедших на экраны с перерывом в несколько лет. Малоизвестному на тот момент режиссеру удалось снять отличный приключенческий цикл, который если и уступает классической трилогии об Индиане Джонсе, то лишь самую малость. Поскольку картины снимались в уже наступившую эру цифровых технологий, многие эффекты создавались средствами компьютерной графики. За чудеса в первой и второй картине отвечали специалисты студии ILM, которая в свое время украсила олдскульной магией трилогию об Индиане Джонсе. В фильме Соммерса мумия претерпевает изменения по ходу развития сюжета. От полуразложившегося монстра она постепенно обретает черты импозантного Арнольда Вослу. Дизайн образа начал разрабатываться с карандашных набросков. После того как Вослу утвердили на роль, режиссеру на утверждение отправлялись эскизы, сделанные с использованием фотографий актера. Помимо этого до создания трехмерной модели скульптуры сваяли макет в масштабе 1:4.
Полуразложившийся персонаж был полностью сгенерирован и анимирован на компьютере, но все же большинство кадров включают в себя образ Имхотепа, сочетающий в себе традиционный грим и цифровые улучшения. Например, сцены с Имхотепом, где он уже Арнольд Вослу, но с разложившейся плотью на щеках и шее. Как это было реализовано на практике?
Актер носил особые пластины для трекинга, оснащенные светодиодами-маркерами, по которым художники по визуальным эффектам отслеживали расположение героя в кадре. Впоследствии трехмерщики создавали цифровую модель физиономии мумии и помещали ее поверх реального лица исполнителя роли путем трекинга и композитинга. Даже спустя почти двадцать лет этот эффект выглядит достаточно убедительно, чего не скажешь про Царя скорпионов из сиквела.
В продолжении визуальных эффектов стало еще больше с ростом бюджета. Одним из главных аттракционов стал Царь скорпионов в исполнении Дуэйна Скалы Джонсона. Персонаж был целиком сгенерирован и анимирован на компьютере. Вот только подобные герои даже сейчас зачастую выглядят неубедительно. Что уж и говорить про начало нулевых. Тем не менее для ILM это был определенный шаг вперед, поскольку у персонажа с узнаваемым лицом актера было больше десяти минут экранного времени, в том числе финальная битва с главным героем. Царь скорпионов создавался с использованием техники сканирования. Анимировался же персонаж исключительно по ключевым кадрам.
В триквеле МУМИЯ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА ДРАКОНОВ роль злодея из глины исполнил Джет Ли. Сменился режиссер и основной подрядчик по визуальным эффектам. Вместо ILM производством графики занялась студия Digital Domain, с которой Роб Коэн создавал СТЕЛС. Третий фильм киносерии примечателен масштабными сражениями, в которых принимали участие цифровые агенты компьютерной программы Massive. Глиняный образ мумии создан и анимирован целиком в графике, но с учетом актерской игры Джета Ли. Труднее всего пришлось работать с глазами героя, чтобы они выглядели живыми, а не стеклянными, как это часто бывает. Аниматоры потратили сотни часов и проели десятки тысяч долларов, чтобы публика хотя бы на мгновение поверила в то, что мумии умеют оживать.
18.06.2017 Автор: Константин Мееров