top banner

На БФМ продолжается деловая программа

Представители анимационной индустрии обсудили появление новых кадров

Участниками дискуссии стали руководитель специализации «Анимация» направления «Анимация, CGI и визуальные эффекты» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Полина Кампиони, заведующий кафедрой анимации и мультимедиа Московского государственного института культуры Сергей Струсовский, руководитель Школы компьютерной графики и разработки видеоигр Scream School (Universal University) Дарья Стрекалова, начальник отдела Московского издательско-полиграфического колледжа имени Ивана Федорова Ирина Поздина, заведующая кафедры Анимации и информационных технологий Марина Дорощенко, преподаватель Театрального художественно-технического колледжа Мария Тарамаева, директор по развитию бизнеса в Animation School Мирбек Имаров, режиссер, создатель и руководитель Пластилинового отдела студии «Пилот», художественный руководитель анимационной студии «Пластилин», руководитель авторской школы анимации Merinov Animation School Сергей Меринов, руководитель Большой школы анимации, продюсер Большого фестиваля мультфильмов, Студии БФМ и Студии «Пчела» Таисия Шлепнева, директор по продукту «Нейроанимация» Университета «Синергия» Андрей Гладков.

Функции модератора дискуссии взяла на себя исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. В своей открывающей речи она рассказала о сквозной системе подготовки кадров, которая сохранилась в стране еще с советских времен. В настоящий момент эта система получает поддержку со стороны государства, в частности на этапе среднего профессионального образования. В настоящий момент в России есть более 20 школ креативных индустрий, имеющих студии анимации. Ирина Мастусова отдельно подчеркнула факт быстрого развития регионов в этом направлении, однако подметила проблематичность того факта, что молодые кадры, получившие образование за пределами Москвы, после окончания учебы мигрируют в столицу.

Полина Кампиони, в свою очередь, отметила, что не совсем понимает проблему кадрового голода – она знает множество людей, которые трудятся с 1-2 курса, но потом не находят для себя рабочих мест в индустрии. Далее в своей презентации она в общих чертах рассказала об образовательной траектории, которая существует в Школе дизайна НИУ ВШЭ. По окончании образования студенты выходят на рынок, но делают это опять же при поддержке вуза. В идеале, по мысли спикера, студии коммерческой анимации и авторской анимации должны быть едиными – и перебрасывать бюджеты и кадры между этими направлениями.

Сергей Струсовский рассказал, что он стремится изменить систему обучения в своем вузе. В частности, студенты участвуют в проектах своих педагогов, выстраивается сотрудничество с различными внешними компаниями и т.п. Такое практико-ориентированное обучение позволяет более эффективно трудоустраивать выпускников.

Дарья Стрекалова по видеосвязи поведала об особенностях образовательной программы Universal University – которая доступна «на любом этапе жизни». Образовательная линейка Scream School непосредственно в анимации позволяет, в том числе, повышать квалификацию в самых разных профилях. Также в рамках школы работает Центр по связям с индустрией. Говоря о трендах в отрасли, Стрекалова рассказала об увеличении объема анимационного контента – за счет роста количества инди-команд и за счет распространения технологий ИИ. Для образовательного учреждения это означает необходимость включать в программы трек продюсирования как крайне востребованной профессии.

Сергей Меринов рассказал о промежуточных итогах работы его школы. Учреждение работает уже четыре года, длительность обучения составляет 11 месяцев, основная специальность – художник-аниматор. Кроме того, школа предлагает короткие онлайн-курсы, в частности, по пластилиновой анимации. То есть студенты могут составлять достаточно гибкую и индивидуальную образовательную траекторию. Через школу на данный момент прошло более 300 студентов. Отдельно Сергей остановился на подготовке кадров среди преподавателей – потому что факультетов анимации открылось много, и учителей в них не хватает.

Ирина Поздина и Марина Дорощенко в рамках своей презентации отметили, что сейчас в колледже обучается более 200 человек. По итогам обучения работу они находят не только в анимационных студиях, но и, например, в отрасли комиксов.

Мария Тарамаева не только рассказала о работе колледжа и тех специальностях, которые получают его выпускники, но и поведала об интеграции студентов в индустрию – в частности, о проектах по реальным ТЗ от работодателей. Что касается проблем в сегменте образования, то Тарамаева напомнила о сложностях с софтом и оборудованием, но главное – об отсутствии механизмов, которые бы форсировали или поощряли проведение студенческих практик в анимационных студиях.

Фокус выступления Мирбека Имарова был наведен на результаты работы Animation School: выпускники учреждения трудятся не только в России, но и за рубежом, на иностранных проектах. Школа работает онлайн и при этом крайне внимательно относится к начальному уровню подготовки своих студентов (в идеале им стоит сначала отучиться в колледже). В итоге у учреждения сформировано очень сильное портфолио, что обеспечивает легкость трудоустройства выпускников.

Таисия Шлепнева, в свою очередь, рассказала об огромной системе, которую формирует и Большой фестиваль мультфильмов, и Большая школа анимации, и собственная студия БФМ. Среди курсов школы – полугодовая программа кукольной анимации, которая на выходе дает студенту около трех минут материала.

Завершающим спикером сессии стал Андрей Гладков, рассказавший о новой, нацеленной на инновации образовательной программе «Синергии». Также он остановился на проблемах, связанных с нейросетями, и с тем фактом, что их «операторам» не хватает базовых знаний анимационного и кинопроизводства.


27.10.2025 Автор: Максим Острый

Самое читаемое

В Москве прошла презентация нового сезона телеканала ТНТ
Подробнее
Касса четверга: «Алиса в стране чудес» и «Горыныч» возглавили прокат
Подробнее
Фильм «Космос засыпает» отобран в конкурс турецкого кинофестиваля Bosphorus
Подробнее
Предварительная касса четверга: в битве семейных новинок победу вырвала «Алиса в стране чудес»
Подробнее
«Август» заработал миллиард рублей в российском прокате
Подробнее
Объявлен состав экспертного совета кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
Подробнее
Сериал «Фишер»‎ завоевал награду на итальянском фестивале
Подробнее
Контроль за соответствием контента платформ традиционным ценностям хотят усилить
Подробнее
Роскомнадзор заблокировал MyAnimeList
Подробнее
«Российская креативная неделя. Альметьевск» объявила участников деловой панели, посвященной кино
Подробнее
В Москве пройдет второй Международный форум «Культура. Медиа. Цифра»
Подробнее
Опубликован список финалистов Конкурса игрового кино ФПРК и Red Pepper Film
Подробнее
Кинофестиваль «Послание к человеку» назвал лауреатов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 20–26 октября 2025 года
Подробнее
Фонд кино подвел итоги первого Дальневосточного грантового конкурса
Подробнее
Холдинг Warner Bros. Discovery начал изучение стратегических альтернатив по разделению компании
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Алиса в стране чудес» и «Горыныч» борются за лидерство
Подробнее
Взрослая жизнь: востребованность в российском прокате фильмов 16+ и 18+
Подробнее
Касса России: в прокате началась схватка «Горыныча» и «Алисы в стране чудес»
Подробнее
В Москве состоялась премьера музыкального фэнтези «Алиса в стране чудес»
Подробнее