top banner

«Кинотавр–2018». День первый: смешно и страшно

«Дар» в конкурсе дебютов и «Война Анны» в основном конкурсе фестиваля

Открывшись накануне фильмом ЛЕТО Кирилла Серебренникова, «Кинотавр» на следующий день в конкурсе дебютов продолжил исследовать тему творческой реализации художников в несвободной стране – правда, в радикально другом жанре, другими методами и в абсолютно ином регистре.

Пожилой герой комедии ДАР (режиссер Михаил Кукушкин) после увольнения с завода, где он проработал 44 года, открывает в себе неожиданный талант – оказывается, он может писать гениальные картины уриной на снегу. Сын и внук пролетария находят способ монетизации его таланта, и теперь он пишет портреты богатых заказчиков. Слава о самородке из провинции достигает Москвы, и теперь сам член «ЦК партии» (в фильме неоднократно звучит именно эта формулировка) едет в родной город художника позировать для портрета.

В эту нехитрую сюжетную рамку режиссер помещает еще полдюжины персонажей разной степени карикатурности: юную содержанку, решившую стать арт-меценатом, ее богатого и сильно женатого любовника, близкого к региональным властям, невестку главного героя, отвечающую за культуру в местной администрации, художника, пишущего на заказ бесконечные закаты в стиле Поленова и т.д.

Михаил Кукушкин до того как дебютировать в режиссуре делал фильмы как продюсер. Самый известный его продюсерский проект – драмеди НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ Романа Каримова. В прошлом году в конкурсе «Кинотавра» участвовал комедийный слэшер МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО Вадима Валиуллина, продюсером которого также заявлен Кукушкин. Стилистически и идейно ДАР близок к его продюсерским опусам – это по-прежнему попытка сделать ультрабюджетное жанровое инди-кино. Жанр ДАРА можно охарактеризовать как фарсовую сатирическую комедию с невнятным месседжем и трудно определяемой целевой аудиторией. Для молодых посетителей кинотеатров этот фильм явно недоперчен, а для возрастной аудитории в нем, пожалуй, слишком много работающих через раз шуток ниже пояса, хотя при таком синопсисе сложно не обыгрывать тему телесного низа.

При этом и как фарс, и как сатира ДАР не работает на 100% – для первого тут слишком мало абсурда, для второго – слишком много сглаженных углов и клишированных карикатур, характерных для компромиссных российских комедий. В ДАРЕ слишком много от провинциальной самодеятельности, чтобы воспринимать его как серьезного претендента на призы «Кинотавра», однако попытка сделать недорогой жанр, выходящий за рамки банальности, вызывает сдержанный интерес, который, впрочем, по мере продвижения фильма к финалу успевает улетучиться.

Первым фильмом основного конкурса, показанным в Сочи, стала ВОЙНА АННЫ Алексея Федорченко. Мировая премьера этой драмы состоялась в феврале на Роттердамском кинофестивале. Есть все шансы, что эта картина станет одним из главных российских фестивальных хитов 2018 года и участником раздачи главных российских кинематографических наград. Сам Федорченко амбициозно заявляет, что ВОЙНА АННЫ, по его мнению, закрывает тему Великой Отечественной в нашем кино.

Главная героиня фильма, еврейская девочка Анна, чудом выживает после массового расстрела и прячется от нацистов в камине комендатуры. Место действия – оккупированная немцами Полтавщина. Все, что происходит в фильме, мы видим глазами девочки: разговоры невидимых людей, происходящие на многоголосом языке войны (сама девочка за весь фильм не произносит ни слова), фантасмагорическое празднование рождества, жуткая ночная пустота присутственного места. Как и любой другой фильм, где автором сценария выступает Наталия Мещанинова, ВОЙНА АННЫ – зрелище жесткое и бескомпромиссное. Главный референс здесь – СЫН САУЛА Ласло Немеша, которым Мещанинова, несомненно, вдохновлялась. Фильм Федорченко еще до старта «Кинотавра» называли одним из главных претендентов на победу на фестивале – и, следует признать, не без оснований. Столь лаконичных, цепляющих и мощных высказываний на ключевую и исследованную вдоль и поперек тему в российском кино не было очень давно.


03.06.2018 Автор: Александр Нечаев

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее