top banner

Лидеры отечественной господдержки в цифрах

Как проявили себя в прокате проекты компаний-лидеров, поддержанные Фондом кино

Материал был впервые опубликован в электронном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» №14 от 8 апреля 2016 года. 

Ежегодный питчинг компаний – лидеров отечественного кинопроизводства в этом году уже прошел. Совсем скоро – очная защита независимых проектов, которая, обычно не так увлекательна и показательна, как презентации наших больших студий. Потому что по сути, именно мэйджоры и должны бороться за высокую долю российских фильмов в прокате, претендовать на самые «вкусные» даты в графике релизов и демонстрировать успехи кинопромышленного хозяйства как внутри страны, так и за ее пределами.  

В этом году лидеров осталось восемь, как и в 2015-м. Согласно приказу Фонда кино от 09.02.2016 № 7, период, оцениваемый для отбора организаций кинематографии – с 1 января 2011-го по 31 декабря 2015-го. За это время компании должны были достойно прокатать свои фильмы в кинотеатрах, показать их на ТВ, повозить по фестивалям и представить к кинонаградам. Все это является худо-бедно статистическими аргументами для выявления лидеров кинопроизводства. Подобно тому, как на прошлом «Кино Экспо» обсуждалось, насколько измерение доли посещаемости российского кино может быть точным способом подсчитать эффективность существующей господдержки, так и относительно данных критериев можно постановить: неидеальны, но других, по сути, нет.

Как и нет по большому счету других компаний, столь же давно и системно работающих в отрасли и двигающих ее вперед… Тут можно было бы порассуждать, допустим, о подрастающих создателях тех же недавних СУПЕРБОБРОВЫХ. Или еще каких-то отдельных игроках. Но вспоминается уже другой круглый стол на другом «Кино Экспо», когда Олег Березин, призывал не бунтовать и критиковать данность, а конструктивно поразмыслить, как можно эту данность улучшить. В конце концов, господдержка – как женщина легкого поведения: все ее осуждают, но при этом все хотят. И еще стоит отметить, что при всей постулируемой суперпрозрачности текущей господдержки Фонд кино на самом деле успевает помочь и тем, о ком громко не заявляют. И если какая-то картина вдруг прошла мимо финансирования на этапе производства, она может получить какие-то деньги на прокат. Однако широкая общественность об этом уже не узнает.

Равно как не узнает она и о других подводных течениях, допустим, в стане лидеров. Например, о том, что одна крупная студия может помогать другой на съемках как подрядчик. Или что какой-то лидер нынче усиленно укрепляет свои позиции, собирая на рынке сильнейшие кадры, а другой, наоборот, находится на кадровом и идеологическом перепутье – какие проекты производить, на какой рынок ориентироваться и не закрыть ли вовсе свое прокатное подразделение.

Отдельным и, безусловно, любопытным моментом, но тоже по понятным причинам скрытым за семью печатями, являются расчеты лидеров в отношении защищаемых проектов. В нашем кинопроме едва ли удастся у кого-нибудь добиться внятной цифры производственного бюджета (нередко она варьируется до и после проката – например, сначала продюсер говорит цифру X, а потом, чтобы объяснить результаты, уверяет в сумме Y). Зато по записям с питчингов, например, или из других источников по кое-каким проектам можно восстановить информацию об эстимейтах продюсеров в отношении собственных картин – при подаче заявок на финансирование собственный прогноз доходов от кинотеатрального проката и реализации прочих видов прав является строкой, обязательной для заполнения. И вот тут, конечно, подивишься некоторым эстимейтам, но, как и в отношении бюджетов, до конца не узнаешь правды – были ли эти цифры кокетством или красным словцом для пущей убедительности. На прошлогоднем питчинге много вопросов у экспертов вызывали именно эти моменты. Тогда же было озвучено, что каналы сейчас практически не платят за права, а VoD, по крайней мере для русских проектов, не вырос настолько, чтобы перекрыть погибший рынок DVD.

Интересно, что прояснится на защитах этого года. В ожидании их мы, ни на что не претендуя и никого не оценивая, предлагаем вам взглянуть на получившиеся за отчетный период сводки по лидерам.


26.05.2016 Автор: Саша Плющ, Мария Дружинина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее
«Летучий корабль» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Международная касса: сборы «Кунг-фу панды 4» в мировом прокате превысили $500 млн
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Американская касса: лидером уикенда стали «Претенденты» Луки Гуаданьино
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее