Лидеры отечественной господдержки в цифрах
Как проявили себя в прокате проекты компаний-лидеров, поддержанные Фондом кино
Материал был впервые опубликован в электронном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» №14 от 8 апреля 2016 года.
Ежегодный питчинг компаний – лидеров отечественного кинопроизводства в этом году уже прошел. Совсем скоро – очная защита независимых проектов, которая, обычно не так увлекательна и показательна, как презентации наших больших студий. Потому что по сути, именно мэйджоры и должны бороться за высокую долю российских фильмов в прокате, претендовать на самые «вкусные» даты в графике релизов и демонстрировать успехи кинопромышленного хозяйства как внутри страны, так и за ее пределами.
В этом году лидеров осталось восемь, как и в 2015-м. Согласно приказу Фонда кино от 09.02.2016 № 7, период, оцениваемый для отбора организаций кинематографии – с 1 января 2011-го по 31 декабря 2015-го. За это время компании должны были достойно прокатать свои фильмы в кинотеатрах, показать их на ТВ, повозить по фестивалям и представить к кинонаградам. Все это является худо-бедно статистическими аргументами для выявления лидеров кинопроизводства. Подобно тому, как на прошлом «Кино Экспо» обсуждалось, насколько измерение доли посещаемости российского кино может быть точным способом подсчитать эффективность существующей господдержки, так и относительно данных критериев можно постановить: неидеальны, но других, по сути, нет.
Как и нет по большому счету других компаний, столь же давно и системно работающих в отрасли и двигающих ее вперед… Тут можно было бы порассуждать, допустим, о подрастающих создателях тех же недавних СУПЕРБОБРОВЫХ. Или еще каких-то отдельных игроках. Но вспоминается уже другой круглый стол на другом «Кино Экспо», когда Олег Березин, призывал не бунтовать и критиковать данность, а конструктивно поразмыслить, как можно эту данность улучшить. В конце концов, господдержка – как женщина легкого поведения: все ее осуждают, но при этом все хотят. И еще стоит отметить, что при всей постулируемой суперпрозрачности текущей господдержки Фонд кино на самом деле успевает помочь и тем, о ком громко не заявляют. И если какая-то картина вдруг прошла мимо финансирования на этапе производства, она может получить какие-то деньги на прокат. Однако широкая общественность об этом уже не узнает.
Равно как не узнает она и о других подводных течениях, допустим, в стане лидеров. Например, о том, что одна крупная студия может помогать другой на съемках как подрядчик. Или что какой-то лидер нынче усиленно укрепляет свои позиции, собирая на рынке сильнейшие кадры, а другой, наоборот, находится на кадровом и идеологическом перепутье – какие проекты производить, на какой рынок ориентироваться и не закрыть ли вовсе свое прокатное подразделение.
Отдельным и, безусловно, любопытным моментом, но тоже по понятным причинам скрытым за семью печатями, являются расчеты лидеров в отношении защищаемых проектов. В нашем кинопроме едва ли удастся у кого-нибудь добиться внятной цифры производственного бюджета (нередко она варьируется до и после проката – например, сначала продюсер говорит цифру X, а потом, чтобы объяснить результаты, уверяет в сумме Y). Зато по записям с питчингов, например, или из других источников по кое-каким проектам можно восстановить информацию об эстимейтах продюсеров в отношении собственных картин – при подаче заявок на финансирование собственный прогноз доходов от кинотеатрального проката и реализации прочих видов прав является строкой, обязательной для заполнения. И вот тут, конечно, подивишься некоторым эстимейтам, но, как и в отношении бюджетов, до конца не узнаешь правды – были ли эти цифры кокетством или красным словцом для пущей убедительности. На прошлогоднем питчинге много вопросов у экспертов вызывали именно эти моменты. Тогда же было озвучено, что каналы сейчас практически не платят за права, а VoD, по крайней мере для русских проектов, не вырос настолько, чтобы перекрыть погибший рынок DVD.
Интересно, что прояснится на защитах этого года. В ожидании их мы, ни на что не претендуя и никого не оценивая, предлагаем вам взглянуть на получившиеся за отчетный период сводки по лидерам.
26.05.2016 Автор: Саша Плющ, Мария Дружинина