top banner

«Лобстер» на закуску

Можно ли заработать на фестивалях национального кино

Фестивали национального кино в Москве и регионах стартуют все чаще – сегодня нет, пожалуй, ни одной более-менее значимой кинематографии мира, которая не удостоилась хотя бы одного кинофорума в России. В то же время практически один за другим проходят и фестивали российского кино за рубежом. География этих смотров впечатляет – фильмы отечественного производства возят по меньшей мере в три десятка стран. «БК» попытался разобраться, как устроена экономика подобных мероприятий – кто их финансирует и можно ли на них заработать. 

В России фестивальное движение национального кино за последние годы выросло не только количественно, но и качественно – в том смысле, что отдельные его представители сумели укрепить свои позиции и превратиться в бренды, которым гарантирован интерес продвинутой, избирательной публики. За примером далеко ходить не надо – фестиваль нового британского кино в Москве в этом году пришлось продлевать трижды: изначально он должен был закончиться 8 ноября, но его продлили до 28 ноября. Очевидно, что с «Бритфестом» на этот раз все сложилось именно таким образом во много благодаря наличию в программе ЛОБСТЕРА Йоргоса Лантимоса. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, получил там отменные отзывы прессы, но так и не был куплен для проката в России. «Бритфест» же, сумев заполучить ЛОБСТЕРА в свою программу, обзавелся не просто важным эксклюзивом, но и фильмом-событием для аудитории, предпочитающей арт-мейнстрим. В итоге и без того не жалующийся на отсутствие внимания публики фестиваль в этом году стал самым заметным среди форумов национального кино, проводимых в России. Его организаторы приводят только общее количество зрителей по всей стране – это около 25 тысяч человек. Есть данные Rentrak по Москве – 11,7 тысяч зрителей в столице принесли киносмотру 4,8 млн рублей (у второго по популярности фестиваля, «Амфеста», московские сборы составили 1,6 млн рублей от 4 тысяч зрителей). Общие сборы по Москве составили более 5 млн рублей.

Для арт-объединения CoolConnections, которое проводит «Бритфест», организация подобного рода мероприятий является основной сферой деятельности – помимо киносмотра британского кино, на счету компании еще двадцать ежегодных национальных фестивалей, среди которых есть смотры американского, японского, немецкого, французского и итальянского кино. По сути, CoolConnections организует в России фестивали более-менее всех важных мировых кинематографий, и их пример служит хорошей иллюстрацией тезиса о том, что если что-то очень долго делать на хорошем уровне, то рано или поздно можно добиться успеха. «Первый фестиваль, к которому я имела отношение, был посвящен японскому кино и проходил, кажется, в 2000 году, – вспоминает генеральный директор CoolConnections Надежда Котова. – Тогда я была генеральным директором Cosmopol Film Distribution, и компания выпускала в прокат фильм Такеши Китано КИКУДЖИРО. Нам хотелось привезти Китано в Россию, поэтому мы обратились за помощью в японское посольство. С визитом режиссера не получилось, но зато мы подключились к фестивалю, который ежегодно организует посольство Японии и Японский фонд».

В то время Надежда Котова управляла кинотеатром «35 мм», ориентированным на арт-кино, что давало дополнительные возможности для организации различных спецмероприятий. То, что такие смотры проводить необходимо, стало понятно очень быстро – практика доказала, что российская аудитория арт-кино во время фестивальных показов готова брать кинотеатр штурмом, тогда как неделю спустя тот же самый фильм, но уже вышедший в прокат, может идти в совершенно пустом зале. В середине 2000-х количество фестивалей, к которым приложила свои организаторские навыки генеральный директор CoolConnections, приблизилось к тридцати, но после того, как она перестала работать в «35 мм», их количество сократилось на треть.

Для CoolConnections фестивали национального кино – конечно, бизнес-проект, но Надежда Котова подчеркивает, что это все-таки бизнес пополам с культуртрегерством. «Мы – компания, задача которой донести до зрителя в кратчайшие сроки в лучшем качестве интересный контент, который заслуживает и изначально предполагает просмотр на большом экране в хорошем качестве и в обществе людей, разделяющих ваши интересы», – замечает она.

По словам Котовой, изнутри экономика фестиваля выглядит следующим образом: бюджет формируется по формуле «количество фильмов программы, умноженное на 200 тысяч рублей». Иными словами, стоимость «Бритфеста», в программе которого в этом году была 21 полнометражная картина, составляет 4,2 млн рублей. Цифра эта, впрочем, может служить лишь условным ориентиром, потому что 200 тысяч рублей – это плата за один-два фестивальных показа на каждой площадке.

Не называя сумму, в CoolConnections подтверждают, что тот же ЛОБСТЕР, показ которого можно назвать полноценным фестивальным прокатом (этот прецедент мог бы стать темой для отдельного исследования), стоил значительно больше – каждый новый сеанс обходился организаторам фестиваля в фиксированную сумму.

Сборы между кинотеатрами и CoolConnections делятся по стандартной схеме 50 на 50, а стоимость билетов в Москве (от 200 до 500 рублей в зависимости от фестиваля) на 20–50% выше, чем в регионах. Таким образом, к 4,8 млн рублей, которые, по данным Rentrak, фильмы «Бритфеста» заработали в Москве, можно прибавить не больше 3,5 млн, собранных в провинции. В сумме получается 8,3 млн рублей – внушительная по меркам фестивальных сборов цифра, но и она позволяет лишь едва выйти в ноль. Поэтому, помимо бюджета, любому фестивалю в нашей стране требуется и второй ингредиент рецепта безубыточности. «Коммерчески успешным можно считать только кинофестиваль, у которого есть бюджет, покрывающий бόльшую часть расходов на организацию, и спонсор. Без спонсорских денег сделать коммерчески успешный фестиваль невозможно», – уверена Котова. Спонсоров у CoolConnections находить получается, поэтому успех в этом арт-объединении принято измерять не в абсолютных, а в относительных цифрах – так, фестиваль удался, если заполняемость залов была не меньше 70%.

Неудивительно, что все остальные смотры национального кино, которые проводятся в России, к бизнесу имеют и вовсе опосредованное отношение. Это особенно заметно, когда речь заходит о территориях за пределами Московской кольцевой автодороги. Один из старейших подобных кинофорумов – Неделя кино Финляндии в Санкт-Петербурге, проводящаяся с 1990 года, – до сих пор не ведет статистику посещений своих сеансов, потому что никаких коммерческих целей не преследует. Этот фестиваль возник на волне интереса к перестроечному Советскому Союзу во многом по инициативе финской стороны – первыми его партнерами были генеральное консульство Финляндии и ее кинофонд. Они же числятся среди организаторов (наряду с Ленинградским объединением киноклубов) и сегодня. Фестиваль ежегодно проходит в «Авроре», старейшем кинотеатре в центре Санкт-Петербурга, который располагает двумя залами – на 600 и на 100 мест.

Программный директор Недели кино Финляндии Алексей Дунаевский говорит, что по приблизительным подсчетам заполняемость составляет больше 50%, особенно если речь идет о показах в выходные, но приводить цифры по соотношению проданных билетов и зрителей, пришедших по аккредитации, он не берется. «В последние годы параллельно Неделе кино Финляндии проводится большой и серьезный семинар с участием финских и российских продюсеров, его организатор – Кирси Тюккюляйнен. В данном плане Неделю кино Финляндии можно рассматривать и как бизнес-проект, хотя культуртрегерство, несомненно, главное», – так Дунаевский отвечает на вопрос о том, может ли его фестиваль считаться историей про бизнес.

Главное тут, впрочем, даже не культуртрегерство, а имидж – в данном случае речь идет об имидже финского кинематографа и культуры Финляндии в целом. Огромное количество национальных фестивалей во всем мире финансируется либо напрямую из бюджета стран-производительниц кинематографического контента, либо через культурные фонды (тогда речь идет о меценатстве). Особенно это касается государств, у которых есть культурные амбиции, но они при этом не относятся к кинематографиям первого ряда. Таковой, разумеется, является и финская. Впрочем, и российский кинематограф за рубежом пытается найти зрителя ровно таким же способом.

Один из крупнейших организаторов фестивалей российского кино за рубежом – «Интерфест» Рената Давлетьярова. Свою первую Неделю российского кино в Париже компания провела в 2003-м, два года спустя добавился аналогичный смотр в Берлине, а в этом году подобное мероприятие впервые состоялось в Монако. Все киносмотры компании «Интерфест» поддерживаются Министерством культуры РФ. Неделя российского кино в Берлине проводится в сотрудничестве с компанией Interkultura GmbH. Подробности об экономике этих мероприятий в «Интерфесте» сообщить отказались, однако там не скрывают, что ни о каких прибылях в данном случае речь не идет. «Выручка обычно остается кинотеатру в качестве платы за предоставление зала, поэтому бизнеса тут нет, это исключительно имиджевый проект, направленный на популяризацию российского кино», – говорит Евгения Полякова, руководитель отдела фестивалей компании «Интерфест».

При этом средняя стоимость билета на фестиваль в Париже и Берлине – 7 евро. Во Франции аудитория Недели российского кино год от года растет: в 2012-м в столице ее посетило 3,5 тысячи человек, в 2015-м – уже 5 тысяч. Аудитория – в возрасте от 15-ти до 80-ти лет. Молодежь составляет от 15% до 20% в Париже и от 20% до 25% в Берлине. Кинонедели посещают как представители российских диаспор, так и франкоязычные зрители (не менее 60% в Париже) и немецкоязычная публика (50% в Берлине).

Схожая картина и с Фестивалем кино России и СНГ, который проводится в Грузии с 2010 года. Помощь Министерства культуры РФ в этом случае нерегулярная (в 2015-м году фестиваль обошелся без господдержки), однако у кинофорума есть меценаты – Межгосударственный фонд сотрудничества стран СНГ (МФГС), который возглавляет бывший директор Большого театра Анатолий Иксанов, и предприниматели Константин Лузиньян-Рижинашвили и Георгий Базгадзе. C российской стороны организатором выступает компания Вячеслава Шмырова «М Премьера».

«Бюджет фестиваля составляет около 5 миллионов рублей, – рассказывает Шмыров. – Половину денег в этом году дал МФГС, вторая половина – собственные и привлеченные средства учредителей. Четыре фестиваля проходили в многозальном кинотеатре «Руставели» на одноименном проспекте в самом центре Тбилиси. В этот раз мы переместились в трехзальный кинотеатр «Амирани», который размещен в здании Тбилисской филармонии. Этот кинотеатр еще более современный, чем «Руставели», но занимает не столь центральное место, хотя относится тоже к проспекту Руставели. Билеты на сеансы имеют символическую цену – 3 лари (примерно 100 рублей). Но даже это многим зрителям, которые хотят увидеть по возможности всю программу, кажется дороговатым. Ведь средняя зарплата в Тбилиси – 250 лари. Поэтому на какие-то сеансы вход свободный. Цены устанавливает кинотеатр, и собранные деньги весьма условно покрывают арендную плату, при том что владельцы этих площадок – наши учредители».

Вячеслав Шмыров не скрывает, что одна из целей фестиваля – попытаться дать повод грузинской молодежи не забыть русский язык окончательно. Впрочем, лояльная аудитория старшего возраста по-прежнему способна обеспечить аншлаг на любом фестивальном показе российской картины. В этом году пожилые тбилисцы шли на КОНЕЦ ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ Станислава Говорухина, а студенты стремились попасть на ФРАНКОФОНИЮ Александра Сокурова.

Один из немногих примеров, когда показ российских фильмов оплачивается из муниципального бюджета города – форум Kinohaufen в Гамбурге, который проходит на протяжении пяти лет. Организатор смотра – компания RockFront e.V. Елены Бочановой. Бюджет фестиваля – 15 тысяч евро, бόльшую часть которых выделяет городская казна. «Наш кинофорум проводится в полюбившемся зрителям муниципальном кинотеатре «Метрополис», билеты на сеансы можно приобрести за 7 евро, для пенсионеров и студентов есть скидки 50 процентов», – рассказывает Бочанова. Пока никакой прибыли Kinohaufen не приносит, однако руководитель RockFront e.V. ничего не имеет против выхода на самоокупаемость – просто это, как и во всех предыдущих случаях, далеко не главная цель. «Основная часть бюджета до сих пор уходила на организацию, поэтому проект является, безусловно, нашей страстью, а не источником дохода, – продолжает Елена. – Если в будущем у нас получится заработать какие-то деньги, то это будет чудесным дополнением, но никак не отменит тот факт, что кинофорум всегда останется в первую очередь не коммерческим проектом, а проявлением нашего интереса к кинематографу».

Таким образом, имиджевая сторона вопроса является важной и в случае с фестивалями национального кино, проводящимися в России, и в обратной ситуации – когда российское кино демонстрируется за рубежом. Только когда речь идет о фестивалях иностранных фильмов, эта имиджевая часть при определенных условиях (страна-производитель с хорошей кинемтографической репутацией и наличие спонсора) перестает играть определяющую роль и уступает место коммерческой стороне вопроса – чего нельзя сказать о кинофорумах, демонстрирующих российское кино. Это пока чистое культуртрегерство и работа на «культурное присутствие» в том или ином регионе, что, кстати, хорошо отражает расклад национальных сил в мировой киноиндустрии. 


24.12.2015 Автор: Александр Нечаев

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
«Рай под ногами матерей» стал самым кассовым релизом ограниченного проката в России
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Майор Гром: Игра» обгоняет «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Стали известны лауреаты второй профессиональной премии Гильдии кастинг-директоров
Подробнее
Касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» стало лидером проката
Подробнее
Фрэнсис Форд Коппола осудил голливудскую студийную систему
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Министерство неджентльменских дел» ожидаемо первое
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 13–19 мая 2024 года
Подробнее
Андрей Бегунов покинул должность генерального директора «Киностудии КИТ»
Подробнее
Кинофестиваль в Торонто запустит официальный кинорынок c 2026 года
Подробнее
В Москве состоялась светская премьера сериала «Красные линии»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Министерство неджентльменских дел» уверенно заняло первое место
Подробнее
Главе «Телеспорта» может грозить до десяти лет лишения свободы
Подробнее
ИРИ объявил номинантов III Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Фонд кино начал прием заявок на поддержку производства фильмов для детской и семейной аудитории
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Санкт-Петербургский международный контент-форум объявил состав участников
Подробнее