
Очень долгое кино
Знаете ли вы, что самый длинный фильм в истории кинематографа был снят датчанами и показан в прошлом году на фестивале в Хельсинки? Его продолжительность (внимание!) составляет 10 дней, то есть 240 часов, или 14 440 минут. Заботливые организаторы заранее предупредили зрителей, что картина, к сожалению, будет показана только один раз. Но для их комфорта на площади, где состоялся просмотр, были даже установлены туалеты.
В кинотеатрах, слава богу, подобных марафонов никто не устраивает. Законы бизнеса диктуют свои условия. Никто в здравом уме не будет снимать фильм с расчетом даже на 4-5 часов. КЛЕОПАТРУ в далеком 1963 году и то существенно «подрезали» для кинопроката. Впрочем, картины продолжительностью 3 часа (или чуть меньше) никогда не были редким явлением. Особо важную роль хронометраж играет, когда на одной дате стоит сразу несколько крупных проектов. Как с ними поступить, если к тому же фильмы изначально видятся равнозначными? Где должна быть запятая во фразе «ставить нельзя игнорировать»?
Изначально материал был опубликован в электронной рассылке "БК" № 45 (458) за 16.11.2012.
Прошлый год был несколько обделен фильмами с большим хронометражем. Если бы не две российские картины (УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2: ЦИТАДЕЛЬ и ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА), то самыми продолжительными стали бы ТРАНСФОРМЕРЫ 3 со 146 минутами. Зато в текущем году набралось сразу 10 картин, которые шли как минимум 140 минут. Причем три из них расположились в первой десятке самых долгих фильмов широкого российского проката за последние пять лет. Впрочем, ни одна из лент не осталась обделенной в плане кассовых сборов – ТИТАНИК 3D со своими 194 минутами собрал почти 400 млн рублей. ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС (172 минуты) нацелился как минимум на такую же сумму. С другой стороны, картину Джеймса Кэмерона заметно обошли по количеству сеансов, коих было в 3,6 раза меньше, чем у выходившего в тот же уикенд ШПИОНА, и в 3 раза меньше, чем у АМЕРИКАНСКОГО ПИРОГА: ВСЕ В СБОРЕ. Конкуренция, скажете? Так ведь американская ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА, которая идет 153 минуты, в напряженный новогодний уикенд (5 января) заняла второе место по количеству сеансов, лишь немного уступив ШЕРЛОКУ ХОЛМСУ: ИГРА ТЕНЕЙ. Несмотря на присутствие сразу нескольких релизов широкого проката, крупнейшие сети поверили в фильм и расписали его на тысячу с небольшим сеансов. А ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС даже на превью-показах умудрился занять третье место по числу сеансов.
Однако крупнейшие сети на то и лидеры кинопоказа – в их составе превалируют мультиплексы, где выделить хотя бы один зал длительному фильму не стоит большого труда. А вот одно- и двухзальникам приходится гораздо сложнее. Как мы уже писали в прошлых выпусках «ЭБК», количество кинотеатров с одним экраном в нашей стране составляет 433 (43%), с двумя – 202 (20%). Каждый сеанс в них на вес золота.
Тот же ТИТАНИК 3D по продолжительности равняется двум ШПИОНАМ, если не считать перерыва между сеансами. Предположить успех первого (и такой провал второго), наверное, вряд ли было можно, поэтому соблазн выбрать вариант с одним лишним сеансом наверняка присутствовал. А ведь впереди еще будут перевыпуски двух частей ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН (142 и 140 минут; правда, в данном случае уже есть ориентиры), ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ (145 минут) и даже КРИМИНАЛЬНОГО ЧТИВА (154 минуты). И среди будущих новинок найдется множество продолжительных фильмов – ХОББИТ: НЕЖДАННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ (164 минуты), ЛИНКОЛЬН (145), МАСТЕР (144). АННА КАРЕНИНА (135) и ДЖЕК РИЧЕР (130) и вовсе выйдут на одной неделе, а на следующей – ДЖАНГО ОСВОБОЖДЕННЫЙ (141). Особо много сеансов тут не поставишь.
Продолжительные российские картины встречаются очень редко – то ли сами производственные компании понимают сложность постановки таких лент, то ли киносети имеют серьезное влияние. А вот голливудским режиссерам никак не высказать недовольство, поэтому основная масса длительных фильмов – на их счету. Уникальным примером служит ШАПИТО-ШОУ – его разделили на две части и выпустили их в прокат одновременно. ГАРРИ ПОТТЕРА и СУМЕРКИ также делили, но здесь определяющей была коммерческая сторона вопроса. ХОББИТА и вовсе разбили на три части, правда, его продолжительность это заметно не сократило. Кстати, помимо фильма по Толкиену больше 100 минут в нынешней «новогодней битве» будет идти только ЖИЗНЬ ПИ.
Длительность фильмов – неразрешимая проблема (если это вообще можно так назвать). Под нее остается только подстраиваться. Стоит ли повышать цены на продолжительные сеансы? Большинство наших респондентов (см. ниже) ответило отрицательно. С одной стороны, время «аренды» зала зрителем увеличивается, а получаемое им удовольствие длится дольше. С другой – если уж менять цены, тогда то же самое нужно делать и в отношении коротких фильмов. Например, ТРИ БОГАТЫРЯ НА ДАЛЬНИХ БЕРЕГАХ идут всего лишь 65 минут. Здесь уже будет против дистрибьютор, у которого свои задачи – постановка релиза одним экраном может незаметно превратиться в постановку двумя, если речь идет о продолжительных фильмах. Для зрителей большой хронометраж увеличивает время ожидания и уменьшает выбор сеансов, что также влияет на выбор лучших мест в зале. Однако публика всегда найдет хорошее кино, лишь бы остальные пришли к согласию.
21.12.2012 Автор: Андрей Белый