
Последний герой боевика
Насколько кино является отражением мировоззрения людей, тем зеркалом, в котором мы, пусть и в гипертрофированном виде, можем разглядеть свои страхи и сомнения? Как быстро могут произойти изменения в подходах и оценках к тому, что демонстрируется на экранах кинотеатров? Подобные вопросы можно обнаружить во многих современных американских киноизданиях, а после скромного старта фантастического боевика ВСПОМНИТЬ ВСЕ споры на эту тему разгорелись с новой силой. Закончилась ли эра ремейков, или индустрии просто нужно взять паузу и повнимательнее посмотреть на изменившиеся за последние 20-30 лет предпочтения кинозрителей? Подумаем, порассуждаем.
Середина 80-х годов прошлого столетия. «С чувством глубокого удовлетворения» американцы наблюдают, как рассыпается их главный и единственный на тот момент идеологический, геополитический, экономический, спортивный и культурный конкурент – СССР. Полная эйфория от победы в «холодной войне». Теперь некого и незачем бояться! Америка может все, что ее необходимо в любой точке планеты, а, возможно, и ближайшего космического пространства! От политиков, первыми понявшими, какие горизонты открываются перед страной, подобные мысли передаются рядовым гражданам. Растут зарплаты, дешевеет ипотека: американцы – короли мира. Живущая эмоциями и настроениями людей индустрия кино, естественно, не могла стоять в стороне от подобной тенденции. Жанр героического боевика получает новую жизнь.
Даже если герой располагает хотя бы минимальной возможностью один на один поспорить с самой матушкой-природой, он и ее победит, как СКАЛОЛАЗ (1993, $162,7 млн), а паясничающих злодеев с машин-ганами и не заметит – мелюзга. Ведь ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ (2000, $103 млн) всегда можно превзойти.
Так создавались и создаются легенды, мифы и эпосы. Так зарождаются целые направления в кинобизнесе. Так зажигаются звезды. Смогли бы Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне достичь того уровня популярности, если бы Америка находилась в тот период в депрессии? Большой вопрос.
Что случается, если свободных людей порабощает злобная, вражеская сила? Появляется герой, который мужеством и отвагой уничтожает врага. И вот на экраны выходят КОНАН-ВАРВАР (1982) и КОНАН-РАЗРУШИТЕЛЬ (1984), собравшие на внутреннем рынке соответственно $108 млн и $74 млн (здесь и далее – в переводе на нынешние цены). А если какой-нибудь наркобарон решит зайти на чужую территорию? Его встретит доблестный КОММАНДОС (1985, $79 млн). А если инопланетный злодей прилетит позабавиться? ХИЩНИК (1987, $122 млн) будет жестко наказан. Не повезет и инопланетному диктатору, если он будет зажимать права и свободы лиц с нетрадиционной... внешностью – в общем, мутантов. Ему придется ВСПОМНИТЬ ВСЕ (1990, $226,4 млн). И у коварного террориста, задумавшего убийство самого Президента, НА ЛИНИИ ОГНЯ (1992, $197,7 млн) не будет ни одного шанса.
Но вот, зарплаты перестают расти, а стоимость ипотеки – снижаться. Рушатся символы финансовой доминанты Америки, стихия не хочет покоряться гордым янки, а из разных концов, казалось бы, освобожденного мира начинают поступать вереницы солдатских гробов. И что мы наблюдаем? КОНАН-ВАРВАР (2011, $21,3 млн) уже не так лихо машет мечом. Ради любопытных инопланетян приходиться устраивать целый МОРСКОЙ БОЙ (2012, 65,2 млн). Отражать ИНОПЛАНЕТНОЕ ВТОРЖЕНИЕ: БИТВА ЗА ЛОС-АНЖЕЛЕС (2011, 84,5 млн) тоже удается с огромным трудом. Спецагента даже не пускают на Марс и ему приходится ВСПОМНИТЬ ВСЕ (2012, 25,6 млн) возле дома. Если же какой-нибудь ДЖОН КАРТЕР (2012, $73,1 млн) все-таки забредет туда, то это его проблемы. За Президентом и его семьей все еще приглядывает ОХРАННИК (2006, $44,4 млн), но делает это без былого лоска. А со стихией уже вообще не хочется сражаться. От нее приходится просто удирать.
Да, что уж нагляднее, сравните вьетнамскую бойню 1985 РЭМБО: ПЕРВАЯ КРОВЬ 2 ($339,8 млн) и РЭМБО IV (2008) с его $45,8 млн.
Это не значит, что жанр умер, просто он видоизменился. Глобальные задачи уже ставятся не всегда: сейф бы утащить, да «ламборгини» через границу без пошлины провезти. Герой все еще побеждает, на то он и герой, но среди ближайших друзей зачастую есть предатель (КОНТРАБАНДА, ИТАЛЬЯНСКАЯ РАБОТА). Нередко, для полноценной мотивации нужен более, чем достойный злодей, способный инициировать активные действия (КОД ДОСТУПА «КЕЙПТАУН»).
Очень неплохо, если герой и действует инстинктивно, и периодически рефлексирует (трилогия о Джейсоне Борне). А вообще-то сражение – это всегда кровь, боль и много-много смертей: ЗАКОН ДОБЛЕСТИ, ПОВЕЛИТЕЛЬ БУРИ, НУЛЕВАЯ ВИДИМОСТЬ 30. И с какой же завистью американцы смотрят на очередные похождения Джеймса Бонда! У них ведь еще ничего не взорвалось.
А что же остается героям минувших лет? Чистая, как слеза младенца, и искренняя самоирония (НЕУДЕРЖИМЫЕ). Причем «выстебывать» их позволяется только им самим.
Безусловно, режиссеры будут продолжать снимать боевики, а актеры будут в них сниматься и даже становиться при этом звездами, но, скорее всего, это будет лишь в случае понимания, что кино и общество оказывают взаимное влияние друг на друга. В каких-то сферах кинокартины формируют общественные взгляды на те или иные вопросы, а в каких-то – совсем наоборот.
Мы рассмотрели только один жанр, но подобные тенденции происходят не только в нем. Сравните резонанс от выхода картин КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ в 1982 и 2010 годах. А как показала себя НОЧЬ СТРАХА в 1985-м и 2011-м? Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз смотрели знаковый фильм, снятый по сценарию Джо Эстерхаза? В каждом случае есть свои причины, и без их анализа результат нового проекта может быть весьма плачевен. Надеемся, люди, которые сейчас готовят к выпуску РОБОКОПА, это прекрасно понимают.
23.12.2012 Автор: Семен Брожитов