top banner

Последний герой боевика

Насколько кино является отражением мировоззрения людей, тем зеркалом, в котором мы, пусть и в гипертрофированном виде, можем разглядеть свои страхи и сомнения? Как быстро могут произойти изменения в подходах и оценках к тому, что демонстрируется на экранах кинотеатров? Подобные вопросы можно обнаружить во многих современных американских киноизданиях, а после скромного старта фантастического боевика ВСПОМНИТЬ ВСЕ споры на эту тему разгорелись с новой силой. Закончилась ли эра ремейков, или индустрии просто нужно взять паузу и повнимательнее посмотреть на изменившиеся за последние 20-30 лет предпочтения кинозрителей? Подумаем, порассуждаем.

Середина 80-х годов прошлого столетия. «С чувством глубокого удовлетворения» американцы наблюдают, как рассыпается их главный и единственный на тот момент идеологический, геополитический, экономический, спортивный и культурный конкурент – СССР. Полная эйфория от победы в «холодной войне». Теперь некого и незачем бояться! Америка может все, что ее необходимо в любой точке планеты, а, возможно, и ближайшего космического пространства! От политиков, первыми понявшими, какие горизонты открываются перед страной, подобные мысли передаются рядовым гражданам. Растут зарплаты, дешевеет ипотека: американцы – короли мира. Живущая эмоциями и настроениями людей индустрия кино, естественно, не могла стоять в стороне от подобной тенденции. Жанр героического боевика получает новую жизнь.

Даже если герой располагает хотя бы минимальной возможностью один на один поспорить с самой матушкой-природой, он и ее победит, как СКАЛОЛАЗ (1993, $162,7 млн), а паясничающих злодеев с машин-ганами и не заметит – мелюзга. Ведь ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ (2000, $103 млн) всегда можно превзойти.

 

Так создавались и создаются легенды, мифы и эпосы. Так зарождаются целые направления в кинобизнесе. Так зажигаются звезды. Смогли бы Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне достичь того уровня популярности, если бы Америка находилась в тот период в депрессии? Большой вопрос.

Что случается, если свободных людей порабощает злобная, вражеская сила? Появляется герой, который мужеством и отвагой уничтожает врага. И вот на экраны выходят КОНАН-ВАРВАР (1982) и КОНАН-РАЗРУШИТЕЛЬ (1984), собравшие на внутреннем рынке соответственно $108 млн и $74 млн (здесь и далее – в переводе на нынешние цены). А если какой-нибудь наркобарон решит зайти на чужую территорию? Его встретит доблестный КОММАНДОС (1985, $79 млн). А если инопланетный злодей прилетит позабавиться? ХИЩНИК (1987, $122 млн) будет жестко наказан. Не повезет и инопланетному диктатору, если он будет зажимать права и свободы лиц с нетрадиционной... внешностью – в общем, мутантов. Ему придется ВСПОМНИТЬ ВСЕ (1990, $226,4 млн). И у коварного террориста, задумавшего убийство самого Президента, НА ЛИНИИ ОГНЯ (1992, $197,7 млн) не будет ни одного шанса.

Но вот, зарплаты перестают расти, а стоимость ипотеки – снижаться. Рушатся символы финансовой доминанты Америки, стихия не хочет покоряться гордым янки, а из разных концов, казалось бы, освобожденного мира начинают поступать вереницы солдатских гробов. И что мы наблюдаем? КОНАН-ВАРВАР (2011, $21,3 млн) уже не так лихо машет мечом. Ради любопытных инопланетян приходиться устраивать целый МОРСКОЙ БОЙ (2012, 65,2 млн). Отражать ИНОПЛАНЕТНОЕ ВТОРЖЕНИЕ: БИТВА ЗА ЛОС-АНЖЕЛЕС (2011, 84,5 млн) тоже удается с огромным трудом. Спецагента даже не пускают на Марс и ему приходится ВСПОМНИТЬ ВСЕ (2012, 25,6 млн) возле дома. Если же какой-нибудь ДЖОН КАРТЕР (2012, $73,1 млн) все-таки забредет туда, то это его проблемы. За Президентом и его семьей все еще приглядывает ОХРАННИК (2006, $44,4 млн), но делает это без былого лоска. А со стихией уже вообще не хочется сражаться. От нее приходится просто удирать.

Да, что уж нагляднее, сравните вьетнамскую бойню 1985 РЭМБО: ПЕРВАЯ КРОВЬ 2 ($339,8 млн) и РЭМБО IV (2008) с его $45,8 млн.

Это не значит, что жанр умер, просто он видоизменился. Глобальные задачи уже ставятся не всегда: сейф бы утащить, да «ламборгини» через границу без пошлины провезти. Герой все еще побеждает, на то он и герой, но среди ближайших друзей зачастую есть предатель (КОНТРАБАНДА, ИТАЛЬЯНСКАЯ РАБОТА). Нередко, для полноценной мотивации нужен более, чем достойный злодей, способный инициировать активные действия (КОД ДОСТУПА «КЕЙПТАУН»).

Очень неплохо, если герой и действует инстинктивно, и периодически рефлексирует (трилогия о Джейсоне Борне). А вообще-то сражение – это всегда кровь, боль и много-много смертей: ЗАКОН ДОБЛЕСТИ, ПОВЕЛИТЕЛЬ БУРИ, НУЛЕВАЯ ВИДИМОСТЬ 30. И с какой же завистью американцы смотрят на очередные похождения Джеймса Бонда! У них ведь еще ничего не взорвалось.

А что же остается героям минувших лет? Чистая, как слеза младенца, и искренняя самоирония (НЕУДЕРЖИМЫЕ). Причем «выстебывать» их позволяется только им самим.

Безусловно, режиссеры будут продолжать снимать боевики, а актеры будут в них сниматься и даже становиться при этом звездами, но, скорее всего, это будет лишь в случае понимания, что кино и общество оказывают взаимное влияние друг на друга. В каких-то сферах кинокартины формируют общественные взгляды на те или иные вопросы, а в каких-то – совсем наоборот.

Мы рассмотрели только один жанр, но подобные тенденции происходят не только в нем. Сравните резонанс от выхода картин КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ в 1982 и 2010 годах. А как показала себя НОЧЬ СТРАХА в 1985-м и 2011-м? Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз смотрели знаковый фильм, снятый по сценарию Джо Эстерхаза? В каждом случае есть свои причины, и без их анализа результат нового проекта может быть весьма плачевен. Надеемся, люди, которые сейчас готовят к выпуску РОБОКОПА, это прекрасно понимают.


23.12.2012 Автор: Семен Брожитов

Самое читаемое

Rutube представил релизы августа
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 28 июля – 3 августа 2025 года
Подробнее
Новинки августа в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Новый дистрибьютор «Товарищество независимых продюсеров» дебютирует «Филателией»
Подробнее
Новинки августа в онлайн-кинотеатре «Амедиатека»
Подробнее
Стала известна дата проведения юбилейной «Ночи кино»
Подробнее
Джеймс Кэмерон может снять «Призраки Хиросимы» в 3D
Подробнее
Skydance представила руководство нового медиаконгломерата
Подробнее
Предварительная касса уикенда: фильм ужасов «Одно целое» возглавил прокат
Подробнее
Фестиваль «Короче» представил жюри
Подробнее
«Яндекс» сделает байопик о хоккеисте Александре Овечкине
Подробнее
«МТС Медиа» представил планы холдинга на ближайшее будущее
Подробнее
«МТС Медиа» станет владельцем студии «Кинополис»
Подробнее
Продолжение «Страстей Христовых» разделят на два фильма
Подробнее
Хакеры взломали базу данных Венецианского кинофестиваля
Подробнее
Comic-Con 2025: фантастические супергерои и где они обитают
Подробнее
Касса России: пиратские релизы лидируют с большим отрывом
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Иван Семенов. Первый поцелуй» уступает предшественникам
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 7–10 августа
Подробнее
Американская касса: лучшей новинкой стал мультфильм «Плохие парни 2»
Подробнее