
Столпотворение релизов
По словам Федора Бондарчука в трейлере к СВАДЬБЕ ПО ОБМЕНУ, у идеальной романтической комедии помимо всего прочего должна быть «правильная» дата выхода на экраны
Добавим: и не только у романтической комедии. Детские проекты наилучшим образом работают в каникулы, сугубо «мужским» картинам стоит остерегаться крупных футбольных первенств… Пожалуй, лишь блокбастеры и продолжения популярных франшиз зарабатывают в нашей стране при любой погоде.
Однако дело не только в выборе тематически подходящего уикенда. «Правильность» даты в последнее время все больше зависит от силы и числа конкурентов – как стартующих, так и дорабатывающих. С каждым годом количество релизов разного калибра неуклонно растет и, похоже, не думает останавливаться. В таких условиях найти в репертуарном плане подходящее местечко для того или иного фильма становится все сложнее и сложнее.
ТАРИФ «НОВОГОДНИЙ»
Самый очевидный пример вавилонского столпотворения релизов – это, конечно, новогодние каникулы, которые, впрочем, не всегда были столь напряженными. Свой нынешний вид «битва» обрела благодаря российским картинам. Массово зритель потянулся на Новый год в кинотеатры с выходом 1 января 2006-го ДНЕВНОГО ДОЗОРА. Всего за восемь дней фильм посмотрело 3,7 млн человек. На следующий год лидерами стали ВОЛКОДАВ и ЖАRA. В стартовый уикенд 2008-го общая касса топ-10 впервые перевалила за полмиллиарда рублей, чему поспособствовал феноменальный прокат ИРОНИИ СУДЬБЫ: ПРОДОЛЖЕНИЕ. Годом позже шансов конкурентам не оставили три российские картины: ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ, ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ 2 и СТИЛЯГИ. Все эти релизы продвигались как «главные фильмы Нового года», как фильмы-события, их выпуск сопровождался масштабной рекламной кампанией и, в том числе, поддержкой федеральных каналов. В таких условиях немногочисленная зарубежная продукция оставалась лишь сторонним наблюдателем, собирая, тем не менее, хорошую для себя кассу.
В «новогоднюю битву 2009-2010» фильмом-событием впервые стала зарубежная лента. АВАТАР Джеймса Кэмерона изменил представление не только о формате 3D, но и о кассовых возможностях зимних каникул. Общие сборы четырех новогодних недель выросли более чем на 80% по сравнению с предыдущим годом, посещаемость – почти на 50%. После такого прокатчики решили пойти ва-банк: следующей зимой WDSSPR передвинул ТРОН: НАСЛЕДИЕ на неделю ближе к праздникам (с США картина стартовала 17 декабря 2010 года, а у нас – 23-го) и придержал ТУРИСТА сразу на четыре недели после мировой премьеры, а «Парадиз» рискнул не переносить дату выхода мрачноватого для праздника ВРЕМЕНИ ВЕДЬМ. Общее количество релизов, демонстрировавшихся в более чем 300 кинотеатрах, возросло до 9 (годом ранее их было 6). В итоге ставки всех игроков оправдались – недовольных сборами прокатчиков, кажется, не осталось. Высокие и плотные результаты участников «новогодней битвы 2010-2011» обуславливались их небольшим хронометражем – в среднем по 96 минут, что позволяло даже двухзальникам значительно разнообразить свой репертуар.
Тогда же, на рубеже 2010-го и 2011 годов, зародилась мода на так называемую «вторую волну». В предновогодний уикенд становилось все теснее, поэтому дистрибьюторы решили выпускать свои фильмы еще и в середине каникул (4-5 января), но предваряя прокат продолжительными превью-показами. Раньше этот уикенд всегда оставался пустым с точки зрения крупных новинок и победителями выходили холдоверы, однако в прошлом году первые три места заняли как раз таки премьеры недели.
Нынче ситуация еще больше усугубилась – в период с 15 декабря 2011 года по 5 января 2012-го в широкий прокат вышло уже 13 фильмов, при этом никого не смутила выросшая до 105 минут средняя продолжительность картин. Конечно, случалось, что в течение четырех недель стартовало даже больше фильмов. Однако, по данным Rentrak, каждый релиз этой «чертовой дюжины» в свой первый уикенд демонстрировался в среднем в 540 кинотеатрах. Большинство картин дистрибьюторы расписывали насколько возможно широко, надеясь извлечь максимальную прибыль. И казалось бы, все здорово: новогодний бокс-офис увеличился почти на треть, а общие сборы 13-ти картин, по данным на 11 января, составили около 4,4 млрд рублей. Но остались ли кинотеатры и дистрибьюторы довольны работой каждого из этих релизов? Вопрос риторический. В отличие от прошлой «новогодней битвы» теперь не всем сестрам досталось по серьгам. Случилась «передозировка» – даже самым заядлым киноманам пришлось выбирать из 6-7 картин. Посетить среднестатистической семье все детские проекты также не представлялось возможным.
Даже на зарубежных территориях, где с количеством экранов все в порядке, нет такого числа релизов в рождественские и новогодние праздники. В США с 9 по 30 декабря 2011 года (из-за празднования католического Рождества основная касса приходится на период с 25 декабря по 2-3 января, поэтому «битва» начинается и заканчивается на неделю раньше) в широкий прокат вышло лишь 10 фильмов. Во Франции и Германии больше 200 площадок получили по 9 фильмов, в Великобритании еще меньше – 6.
Правда, есть один, но значительный нюанс. На крупнейших европейских рынках не было такого количества национальных картин. Подумать только – в первой десятке уикенда с 5 по 8 января сразу шесть российских фильмов! Неужели результаты отечественных релизов, в последнее время весьма плачевные, заставляют дистрибьюторов ставить наше кино только в самые кассовые периоды? При этом некоторые картины не то что выпускаются, а снимаются специально под праздник, имея в основе сюжета новогоднюю историю. Хорошо, если случается один такой тематический релиз. Но если подобных картин, допустим, три, то вся эксклюзивность пропадает и прокатчик становится заложником праздничного сюжета – переносить куда-нибудь на февраль глупо, тогда как конкурентов на «сладкой» дате накопилась уйма.
А ведь еще совсем недавно мейнстримовский голливудский фильм с суперзвездой в главной роли мог добровольно выбыть из «новогодней битвы». Представить такое сейчас практически невозможно. Так, в свое время релиз Я – ЛЕГЕНДА ушел на 7 февраля 2008 года, ВСЕГДА ГОВОРИ «ДА» – на 15 января 2009 года, а ОПЕРАЦИЯ «ВАЛЬКИРИЯ» переехала на 29 января 2009-го. Все эти фильмы с разной степенью успешности выходили в Америке в середине или конце декабря. Не ударили они в грязь лицом и в России, даже без зимних каникул. Комедия с Джимом Керри собрала 250 млн рублей, показав одинаковый результат с новогодними СКАЗКАМИ НА НОЧЬ. Фантастика с Уиллом Смитом освоила 226 млн, чего хватило бы для почетного третьего места в Новый год. Наконец, Том Круз, чей персонаж предпринял отчаянную попытку убить Гитлера, заработал 130 млн.
Вывод: хороший релиз при грамотной подготовке может сработать в любое время года. Что и говорить, если даже новогодний фильм «СТАРЫЙ» НОВЫЙ ГОД, пусть и с хитро локализованным названием, стал лидером в первый послепраздничный уикенд, а за две недели освоил 122,5 млн рублей. Вполне приличные цифры и без каких-либо дополнительных выходных. Все дело в отсутствии сильных конкурентов.
ПРАЗДНИК КАЖДЫЙ ДЕНЬ
По насыщенности крупными релизами другим праздничным датам вряд ли пока удастся переплюнуть «новогоднюю битву». И тем не менее. Согласно постановлениям Правительства РФ, помимо Нового года и Рождества в нашей стране отмечается шесть государственных праздников, по случаю которых предусмотрен выходной день: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 12 июня и 4 ноября. Именно в такие праздники отечественные зрители особенно любят ходить в кино. Например, в расширенный мартовский уикенд 2010 года пик кассовых сборов пришелся аккурат на 8 марта (понедельник), хотя в предрабочий день посещаемость кинотеатров обычно снижается. Аналогичная ситуация с Международным женским днем была и в прошлом году. Для сравнения: Праздник Весны и Труда в 2011 году выпал на воскресенье с переносом выходного дня на понедельник, однако самые высокие кассовые сборы оказались именно в праздничный день. В 2009 году Первомай отмечался в пятницу, которая и стала самым успешным днем того уикенда. ВЫКРУТАСЫ собрали 23 февраля, в среду, больше, чем в любой другой день первой недели проката (фильм стартовал 17 февраля). Исключение лишь День Победы. Вот если бы в кинотеатрах транслировали парад… Да еще и в 3D…
Неофициальные, но не менее горячо любимые в нашей стране праздники также гарантируют зрительскую активность. В День святого Валентина повышенный интерес вызывают практически все картины с намеком на романтику. В 2010 году самыми большими приростами от субботы к воскресенью, на которое и выпало 14 февраля, отметились фильмы ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА (+71%) и СУПРУГИ МОРГАН В БЕГАХ (+38%). Прошлый год был на удивление беден на фильмы для влюбленных парочек. Среди множества новинок выделялась только картина КАК ЗНАТЬ…, которая в понедельник (14 февраля) потеряла лишь 23% от сборов воскресенья. Однако стоит признать, что неочевидно романтические ленты также пользуются большим спросом в День всех влюбленных. Ведь не так уж важно, на что пойти, главное – вместе.
Помимо праздников большую роль в кинопрокатной деятельности играют каникулы – как школьные, так и студенческие. Кстати, о последних. Высокий кассовый потенциал большинства «сладких» дат известен еще с незапамятных времен. Однако некоторые из них «засахарились» сравнительно недавно. Например, Татьянин день, с которого по традиции начинаются зимние студенческие каникулы. Этот период прочно закрепился за комедиями в духе САМОГО ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА, установившего в 2007 году рекорд первого уикенда. В последующие годы в двадцатых числах января выходили вторая и третья части САМОГО ЛУЧШЕГО ФИЛЬМА, НАША RUSSIA: ЯЙЦА СУДЬБЫ (375 млн рублей на старте) и РЖЕВСКИЙ ПРОТИВ НАПОЛЕОНА. Любопытно, что в уикенд накануне Татьяниного дня посещаемость кинотеатров снижается – студенты отчаянно пытаются закрыть сессию.
Спад зрительской активности может наблюдаться не только в пору экзаменов, но и во время крупных спортивных событий, будь то Олимпиада или чемпионат по футболу. Оба мероприятия предстоят в 2012 году, в котором, согласно текущим репертуарным планам дистрибьюторов, будет немало разного рода баталий на «сладких» датах. И в отличие от десятидневных новогодних каникул, когда можно собрать приличную кассу даже двумя дневными сеансами, во все последующие месяцы прокатчики вряд ли окажутся столь лояльными к росписи своих фильмов. Так что борьба за зрителя развернется, что называется, не на жизнь, а на смерть.
Сражаться будут не только дистрибьюторы-мэйджоры – с каждым годом в Голливуде усиливаются независимые студии, все активнее запуская в производство высокобюджетные картины, которые так любят российские зрители. Чего стоят для нашего проката проекты Lionsgate (КОНАН-ВАРВАР, НЕУДЕРЖИМЫЕ, ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ), Relativity (БЕССМЕРТНЫЕ: ВОЙНА МИРОВ, ВРЕМЯ ВЕДЬМ, БЕЛОСНЕЖКА: МЕСТЬ ГНОМОВ), Summit (СУМЕРКИ, ШАГ ВПЕРЕД) и даже некоторых европейских студий. Так, например, «Люксор» в наступившем году строит большие планы в отношении ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРОВ.
На этот раз дистрибьюторы подготовились ко Дню святого Валентина гораздо лучше, чем годом ранее – влюбленные смогут выбрать либо российское кино (ZOЛУШКА от ЦПШ), либо голливудское (ЗНАЧИТ, ВОЙНА от Fox), либо независимое (АРТИСТ от «Вольги»). В этом году 14 февраля выпадает на вторник, поэтому все три проекта дружно выйдут в прокат с обширными превью на два дня раньше пресловутого четверга.
В следующий уикенд, в котором благодаря Дню защитника Отечества три из четырех дней будут нерабочими, сойдутся АВГУСТ. ВОСЬМОГО и ПРИЗРАЧНЫЙ ГОНЩИК 2. Без превью-показов не обойдется и здесь, потому что посещаемость на вечерних сеансах в предвыходной день заметно возрастает.
Несмотря на то, что на праздничных датах февраля есть очень достойные релизы, жесткой конкуренции в последний месяц зимы ожидать пока не приходится. Особенно по сравнению с мартом.
Насыщенность первого весеннего месяца уже стала нормой. Мэйджоры с самого начала марта не стесняются запускать в прокат высокобюджетные картины (ХРАНИТЕЛИ, АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС, ИНОПЛАНЕТНОЕ ВТОРЖЕНИЕ: БИТВА ЗА ЛОС-АНДЖЕЛЕС) и крупные анимационные ленты (МОНСТРЫ ПРОТИВ ПРИШЕЛЬЦЕВ, КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА, РАНГО). Тем не менее на этом празднике жизни всегда находилось место и для российских картин (О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ, ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ 3, СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН: НАШЕ ВРЕМЯ, ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ). Текущий год не станет исключением из правил. Скорее, наоборот, количество потенциально кассовых картин, выходящих в мартовский прокат, уже превысило все допустимые нормы.
После переезда ленты МАМЫ на 1 марта общую ситуацию в первый месяц весны можно охарактеризовать как «мартовское безумие». Чуть ли не на каждую неделю запланировано по несколько релизов, у которых на данный момент заявлено по тысяче с лишним копий. МАМЫ рекламируются в кинотеатрах уже с декабря, количество звездных актеров зашкаливает, а у соседа по дате не совсем благоприятное для проката название САМОУБИЙЦЫ, поэтому первая неделя и скорее всего сам праздник 8 Марта, который выпал на четверг, останутся за новым проектом Enjoy Movies. Однако далее в борьбу вступят не менее серьезные противники во главе с высокобюджетным ДЖОНОМ КАРТЕРОМ, телевизионные ролики которого крутят уже с начала января (подробнее о фильме см. в рубрике «Спецпроект»).
Вторая половина марта переполнена проектами, рассчитанными на семейную аудиторию. А все потому, что 21-го числа начнутся каникулы. В свое время с наступлением весеннего или осеннего отдыха у школьников проекты КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА, КОТ В САПОГАХ, МЕГАМОЗГ увеличивали стартовые сборы более чем в три раза. С целью повторить такой же успех компания UPI выпустит анимационного ЛОРАКСА на две недели позже мировой премьеры (превью-показы, правда, начнутся с 8 марта). ТОТ ЕЩЕ КАРЛОСJН!, решивший не испытывать судьбу в «новогоднюю битву», также выйдет на экраны 15 марта. Конкуренцию усиливает и трехмерность этих картин, которым придется бороться за цифровые экраны еще и с ДЖОНОМ КАРТЕРОМ. На этом фоне «плоский» формат другой семейной картины БЕЛОСНЕЖКА: МЕСТЬ ГНОМОВ, стоящей на той же дате, может оказаться только в плюс. За счет 2D могут выиграть и ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ, которые выходят 22 марта. Правда, неделей позже для очередного весеннего «тяжеловеса» – ГНЕВА ТИТАНОВ – расчистят не только 3D-площадки, но и обычные экраны.
Апрель долгое время оставался вотчиной разного рода комедий и хорроров. Однако с 2009 года ситуацию резко изменил ФОРСАЖ 4, показавший лучший на тот момент старт месяца не только в США, но и в России (288 млн руб.). Интересно, что на нашем рынке неделей ранее выходил ТАРАС БУЛЬБА, который также установил рекорд первого уикенда для апреля (216 млн руб.). Все это еще раз доказало, что слабых месяцев не бывает, есть слабые релизы. В следующем году новый стартовый рекорд апреля был побит БИТВОЙ ТИТАНОВ (346 млн руб.). В 2011-м в начале месяца вышла анимационная лента РИО, без каких-либо каникул показавшая превосходный результат – 262 млн руб. в первый уикенд и более 700 млн за все время проката. ФОРСАЖ 5 перебрался ближе к маю, но все равно успел добавить кассы и апрелю. В этом году основным голливудским проектом апреля станет МОРСКОЙ БОЙ, который по всему миру выходит почти на месяц раньше, чем в США.
Первый майский уикенд в Голливуде традиционно считается началом сезона блокбастеров. В России же он ассоциируется главным образом с дополнительным выходным. В последние несколько лет оба эти события благополучно совпадали, чем успешно пользовались ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК 2, ФОРСАЖ 5 и ТОР. На этот раз пожинать плоды от Первомая будут МАТЧ с Безруковым, ЗАЩИТНИК со Стэйтемом и НЯНЬКИ от Enjoy Movies, которым выпал старт в своеобразный шестидневный уикенд (с четверга по субботу – рабочие дни, с воскресенья по вторник – выходные). Для справки: в аналогичную по формату неделю в прошлом году (с 3 по 9 марта 2011-го) сборы с четверга по воскресенье составили 318 млн рублей, а с понедельника по среду бокс-офис вырос аж до 383 млн.
Открывать летний сезон доверено МСТИТЕЛЯМ, у которых 3 мая нет реальных конкурентов. Представить потенциал МРАЧНЫХ ТЕНЕЙ Тима Бертона, стартующих после Дня Победы, пока трудно, а следовательно – и угадать победителя в паре с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ МИРАМИ, которые еще недавно были готовы побороться с ДЖОНОМ КАРТЕРОМ в начале марта. В конце мая бокс-офис взорвут ЛЮДИ В ЧЕРНОМ 3, их начинания поддержат ПРОМЕТЕЙ (релиз на неделю раньше, чем в США) и БЕЛОСНЕЖКА И ОХОТНИК, а окончательно разорит нашего зрителя двухмиллиардный МАДАГАСКАР 3, которому выпал уже описанный выше аналогичный шестидневный уикенд. Добавит кассы и формат 3D, присутствующий у трех из этих четырех релизов. Небольшой «провал» в плане новинок на следующей неделе придется весьма кстати, хотя от MOVIE 43 и Тома Круза в роли рокера можно ожидать чего угодно.
Отсутствие сильных новинок, возможно, обуславливается и осторожностью прокатчиков в связи с чемпионатом Европы по футболу, который пройдет с 8 июня по 1 июля в Польше и Украине. Мировое первенство 2010 года надолго запомнилось всем кинотеатрам крупнейших европейских рынков, в том числе и российскому (июнь превзошел по сборам только сентябрь и апрель). И это при том, что наша страна в ЧМ не участвовала. Больше всего в такие дни (особенно на стадии группового этапа, когда в день проходит сразу по два вечерних матча) страдают «взрослые» и «мужские» проекты. Тем не менее уже на 21 июня намечены релизы картин БРОСОК КОБРЫ 2 и АВРААМ ЛИНКОЛЬН: ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ. С одной стороны, именно в этот день начинаются четвертьфинальные матчи турнира, с другой – всего одна игра в день в 22:45 по московскому времени не должна очень сильно сказаться на сборах.
Перед ХРАБРОЙ СЕРДЦЕМ подобная проблема не стоит. Российский офис Disney больше должна беспокоить борьба за трехмерные экраны с АВРААМОМ ЛИНКОЛЬНОМ в первый уикенд, а также конкурентное окружение в виде двух анимационных блокбастеров: третий МАДАГАСКАР выйдет за две недели до, а ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД 4 – через три недели после старта ХРАБРОЙ СЕРДЦЕМ. Предыдущие части МАДАГАСКАРА и ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА привлекли на двоих 16,2 млн зрителей. Такого насыщенного мультфильмами высокого класса периода еще никогда не было, поэтому возможный недобор может прийтись именно на оригинальный анимационный проект «Диснея».
В июле, уже после окончания футбольных страстей, ожесточенных баталий в кинопрокате пока не ожидается. В середине августа, ближе к окончанию летних Олимпийских игр в Лондоне, предстоит как минимум два интересных уикенда. Причем предыдущие части некоторых релизов уже зарекомендовали себя в августе 2010 года. Сначала за зрителя будут бороться фантастический ВСПОМНИТЬ ВСЕ, музыкальный ШАГ ВПЕРЕД 4 3D (сборы предыдущей части – 370 млн руб.) и комедийный СОСЕДСКИЙ ДОЗОР. На следующей неделе к этой компании прибавятся НЕУДЕРЖИМЫЕ 2 (426 млн руб.) и ПИРАНЬИ 3DD (290 млн руб.). Уже в конце месяца, с отставанием от Америки на четыре недели, стартует ЭВОЛЮЦИЯ БОРНА, последний крупный голливудский релиз лета, который может отлично выступить и 3 сентября (понедельник), то есть в первый учебный день года, благодаря старшеклассникам и студентам. А вот для самых юных учеников пока в расписании стоит только PARANORMAN 3D (23 августа). Хотя в пользе от такого расширенного уикенда можно было убедиться на примере минимальных падений детских проектов в прошлом году.
Два года подряд первая неделя ноября радовала всех игроков рынка. В День народного единства зрители дружно объединялись в кинотеатрах. Подстегивали сборы и осенние каникулы школьников, благодаря чему КОТ В САПОГАХ и МЕГАМОЗГ даже прибавляли во второй уикенд. Оба этих фактора делали первые ноябрьские уикенды самыми кассовыми в году (без учета новогодних каникул). В 2012-м 4 ноября приходится на воскресенье, поэтому выходным днем также станет понедельник. Гигантских цифр непосредственно за уикенд не будет, но это касается лишь статистики. В разминке перед «новогодней битвой» поучаствуют очередной фильм о Джеймсе Бонде (посещаемость КВАНТА МИЛОСЕРДИЯ – 2,85 млн зрителей) и целая россыпь детских проектов: ИВАН ЦАРЕВИЧ И ЖАР-ПТИЦА, а также трехмерные АСТЕРИКС И ОБЕЛИКС 4, ОТЕЛЬ «ТРАНСИЛЬВАНИЯ», РАЛЬФ-РАЗРУШИТЕЛЬ. Однако за эти месяцы потенциал и других релизов октября-ноября может заметно вырасти.
БУДНИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА
– Хочешь научиться хорошо стрелять?
– Я умею.
– Я видел, как – пускай больше пуль, вдруг случайно заденешь цель.
Этот диалог между персонажами Шона Коннери и Шейна Уэста, позаимствованный из ЛИГИ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ, можно спроецировать и на киноиндустрию, где в роли зрелого стрелка выступает американский прокат, а в качестве молодого, неопытного, но амбициозного – российский. Проблема перегруженности нашей репертуарной сетки, особенно в «сладкие» даты, стоит уже давно и с каждым годом усугубляется. Подтверждает это и статистика по релизам за год. Если в 2008-м в российский прокат вышли 344 фильма, то в 2011-м – уже 404. При этом количество отечественных лент снизилось с 83 до 74.
Проблема даже не в числе релизов (в США вышло 598 фильмов в 2011 году), а в том, сколько экранов у нас выделяется новинкам. Все в той же Америке в 5% кинотеатров (около 300 площадок) стартовало за прошедший год лишь 143 фильма, в России – 240 (в данном случае за 45 кинотеатров примем 45 экранов, что почти всегда соответствует правде). Смущают относительные показатели? Обратимся к абсолютным: на более чем 100 экранах (также почти всегда это 100 кинотеатров) в России вышли 203 релиза, в США на той же сотне площадок стартовали 163 картины. То есть интенсивность смены релизов у нас гораздо выше, при этом кинотеатров в 7 раз меньше, экранов – в 15 раз, среднее количество экранов на кинотеатр ниже в 2,4 раза.
Кто виноват? Дистрибьюторы, пытающиеся расписать провалившийся у себя на родине иностранный релиз на 300-500 экранов, или кинотеатры, которые с радостью берут такой фильм? Нехватка экранов, казалось бы, должна заставлять кинотеатры тщательнее выбирать репертуар, но почему-то происходит обратная ситуация – прокатывают все и к тому же широко, авось что-нибудь «прокатит». Отвечая на наши вопросы, представители большинства киносетей говорили, что приоритетом для них являются именно новинки. Данная стратегия выливается в еще одну проблему – короткую жизнь релизов в прокате. От обилия премьер страдают в первую очередь холдоверы, которым хочешь не хочешь, но приходится обрезать крылья уже на третьей неделе из-за договоренностей с прокатчиками в отношении релизов первого уикенда.
Что делать? К «новогодней битве» и другим «жарким» датам надо всегда подходить очень тщательно. Поставить релиз и надеяться, что зритель пойдет, просто потому что каникулы, не получится. Существует немаловажная проблема продвижения огромного количества фильмов в новогодний период. Среди множества постеров в кинотеатрах и различных роликов на телевидении какому-то одному фильму затеряться в этой компании не составит большого труда. В связи с этим дистрибьюторам, возможно, стоит не распыляться, а ограничиться одним релизом за праздники и сделать ставку именно на него? Проблемные уикенды будут – от них никуда не деться. Но при желании и смекалке можно подать свой релиз если не как «главное событие лета», то хотя бы, например, февраля или определенного праздника.
Многие фильмы в нашем прокате получают незаслуженно большое количество экранов. Роспись некоторых из них не соответствует необходимой для этого рекламной поддержке дистрибьюторов, другие не удовлетворяют по качеству, в результате чего уже на второй неделе многие залы могут оказаться пустыми. Роспись новинок – отдельная тема, которая уже упоминалась выше. С одной стороны, попытка разнообразить репертуар похвальна и интересна для зрителей. С другой – с трудом верится, что дистрибьюторы настаивают на 3-4 полных экранах в мультиплексах на 8-9 залов. Цель показчиков понятна – захватить как можно больше случайных людей, пришедших в кинотеатр что-нибудь посмотреть. Однако насколько можно увеличить кассовые сборы таким образом? Не будет ли лучше иметь в запасе парочку холдоверов хотя бы двумя сеансами?
На нашем рынке напрочь отсутствует такое понятие, как расширение проката. Почему бы дистрибьюторам не поэкспериментировать, скажем, с некоторыми «оскаровскими» релизами, если уж даже такие фильмы не задерживаются надолго в изначально широком прокате? Например, что мешало выпустить прошлогоднего лауреата – драму КОРОЛЬ ГОВОРИТ! – за месяц до церемонии в ограниченный прокат? За это время подействовал бы не только пиар, но и «сарафан». Глядишь, и не было бы у нас сборов на уровне Тайваня, Гонконга и Португалии. Не получится уже со старта – значит, фильм не интересен зрителю и не надо строить грандиозных планов на его счет. Сократятся расходы на продвижение и печать копий. Да и в общей репертуарной сетке станет всем свободнее.
09.03.2012 Автор: Андрей Белый