
«А теперь идем в кино!»
Почему телевизионные продакшны начинают создавать контент для кинотеатров
Еще недавно кинематограф находился в привилегированном положении по отношению к телевидению. Так было во всем мире, и наша страна не была исключением: особое отношение к кино в СССР измерялось не только озвучиваемой важностью этого вида искусства, но и вполне конкретными нормативами по его производству. Например, на кинофильмы выделялось больше пленки по сравнению с телефильмами, эта пленка была качественней и позволяла режиссерам особо не ограничивать себя в числе дублей. Но те времена безвозвратно прошли. Сегодня на Западе телевидение «дает прикурить» большому кино, отбирая у Голливуда лучшие темы, специалистов и зрителей. Крупные кинокомпании там сами идут в телевизионное производство, а у нас ... в основном наоборот. Телепродакшны все активнее выходят на кинопроизводственный рынок.
Это движение началось уже достаточно давно. В конце 1990-х – начале 2000-х именно телевидение вливало свежую кадровую кровь в чахнущее отечественное кино. Одним из первопроходцев этого движения был «Первый канал», который на примере таких проектов, как 72 МЕТРА и НОЧНОЙ ДОЗОР доказал, что качественно сделанные телевизионные продукты вполне пригодны для успешного кинопроката. Но долго доить эту корову не получилось: зритель постепенно начал требовать на большом экране полноценного кинопродукта. И многие компании, ранее занятые в производстве телеконтента, оказались готовы ему это предложить. Влад Ряшин, основатель и генеральный директор Star Media, известной как крупнейший производитель телевизионных сериалов и фильмов для ТВ, признается, что на самом деле производство полнометражного кино всегда было для его компании приоритетным, а потому приход в большой кинематограф дался ей без особого труда: «Все кино технологично. Понятно, что в полном метре другие требования к сценарию, к качеству материала, к его типу истории, но технологии и процессы с многосерийным телевизионным кино очень похожи. Поэтому для нас это не было чем-то сверхновым и необычным». «Для нас формат проекта не имеет значения, – признается Тимур Вайнштейн, учредитель и председатель совета директоров компании «ВайТ Медиа», известной созданием телевизионных шоу «Один в один», «Взвешенные люди», «Десять миллионов» и сериалами «Солдаты», «Пепел» и «Родина». – Мы производим и сериалы, и телепрограммы, и анимацию, и фильмы для кинопроката. Для нас первичны идея и понятная бизнес-схема».
Бизнес-схемы кинопроизводства в последнее время становятся понятными все большему числу компаний, ранее специализировавшихся на телевизионном продукте. Это хорошо видно на примере списка участников питчингов Фонда кино и министерства культуры. Причем причины прихода в кинопроизводство у таких компаний самые разнообразные. Чаще всего выход в сферу большого кино – просто логичное продолжение развития телепроизводственного бизнеса. «За время существования компании у нас накопился большой опыт в производстве телефильмов, документального кино и телевизионных программ, – говорит руководитель компании «ИВД-кино» Сергей Майоров. – Был успешный проект для канала СТС «Пока цветет папоротник», уникальный по качеству и содержанию. И вот после него мы решили попробовать себя в полном метре». Желание работать в более масштабных формах двигало и Наталией Будкиной, генеральным продюсером компании ТАЛАН, чей первый после телевизионных полнометражный кинопроект НАХОДКА принимал участие в конкурсе «Кинотавра» этого года. «Последние несколько лет мы были сосредоточены на спецпроектах – по сути том же кино, только с меньшими бюджетами и меньшей проработкой кадра. Так что это закономерный этап развития компании. Мы уже были готовы к большому серьезному фильму, и требовалось только найти удачный материал».
Удачный материал, хороший сценарий или просто потенциально коммерчески успешная идея для фильма действительно являются одним и важнейших стимулов для телепродакшнов пробовать свои силы в кино. Тем более что сегодня далеко не каждая из идей по ряду причин может быть реализована на российском телевидении. «В кинотеатре можно больше», – утверждает Александр Цекало, глава продюсерской компании «Среда», на счету которой знаменитые телешоу «Прожекторперисхилтон» и «Большая разница». В качестве примера он приводит свой проект САРАНЧА, в котором много откровенных сцен. «Понятно, что возрастная, ограничительная маркировка есть и в кино, и на ТВ, – говорит продюсер, – но все равно в кинотеатрах все проще, они не зависят от рекламы, как телевидение. Канал хочет показывать хороший сериал, такой как «Саранча», но в прайм его демонстрировать нельзя, потому что там есть эротические сцены. Вот и получается замкнутый круг». Выходит, сегодня кинопрокат стал едва ли не единственным средством, позволяющим донести до массового зрителя первоначальный замысел создателей. «В творческом плане телевидение – это всегда жесткий контроль, – подтверждает Наталия Будкина. – Если ты хочешь, чтобы твой проект дошел до зрителя, то должен считаться с мнением редактуры каналов. Даже в том случае, если ты с этим мнением не согласен, необходимо искать компромиссы. Таковы правила. А иначе с тобой перестанут работать. Поиски этих компромиссов зачастую мучительны и не всегда проект от них выигрывает. Кино – это новый уровень свободы. Никто не диктует, не навязывает режиссера, оператора, актеров…»
Больше того, в сегодняшних реалиях многие из тех игроков, кто направляет свои взоры с телевидения на большой кинематограф, делают это вынужденно. «Сейчас, как это ни странно прозвучит, в кино в целом более внятная ситуация, чем на телерынке, – продолжает Тимур Вайнштейн. – Поэтому в данный момент наш вектор более отчетливо склонился в эту сторону». И действительно, сложности, если не сказать полномасштабный финансовый кризис, разразившийся на ТВ в связи с падением рекламного рынка, затронули всех производителей телеконтента. «Еще недавно была полугодовая пауза с заказами», – рассказал Рубен Дишдишян, генеральный продюсер и основатель «Марс Медиа», в недавнем интервью «БК», подтверждая, что это стало одной из причин стремления его компании уменьшить долю телепродукта в общем объеме производства в пользу кино.
Многие производственные компании, работавшие с телевидением, видят в кинематографе новые возможности для заработка и загрузки простаивающих мощностей. Однако манит продюсеров и существующая в нашей стране система государственной поддержки кино. Государство готово закрыть своими деньгами значительный процент бюджета кинофильма, а также профинансировать кампанию по выпуску картины в кинопрокат. «Для нашей компании это важно, – признается Влад Ряшин. – Это также очень важно, поскольку протекционистские меры в условиях жесточайшей конкуренции с американским продуктом необходимы. Без этого российское кино может вообще перестать существовать». Тимур Вайнштейн согласен с коллегой, подтверждая, что без господдержки кинобизнес в стране фактически не сможет существовать: «В нынешней бизнес-схеме без участия государства не может прожить не только так называемое авторское и фестивальное кино, но и прокатное. Например, мы сейчас производим фильмы в партнерстве с «Арт Пикчерс», и все они снимаются при частичной поддержке Фонда кино».
Но просто прийти в кинопроизводство и снять хорошее кино мало. Ничто, даже господдержка, сегодня не способно гарантировать продюсерам демонстрацию и успех их картин в кинотеатрах. Драма НАХОДКА от компании ТАЛАН на большие экраны пока не вышла. Ее продюсер Наталия Будкина сетует на сложности и непрозрачность системы проката в стране: «Трудно прогнозировать сборы, поскольку многие кинопроизводители и прокатчики искажают реальную картину, – говорит Будкина. – Мы сейчас приняли решение один фильм отдать дистрибьютору, а второй прокатывать самостоятельно, именно для того, чтобы разобраться в устройстве и механизмах кинопроката».
И действительно, выпуск картин в прокат, как и прогнозирование их результатов там, для многих новых игроков пока сродни танцам на минном поле. В конце 2000-х из-за плохих сборов своих первых полнометражных фильмов О, СЧАСТЛИВЧИК! (2009) и ПРЯЧЬСЯ! (2010) компания Star Media на некоторое время оставила попытки зайти в большое кино. «Поскольку оба фильма были убыточными, мы, естественно, стали осторожнее и внимательнее, поэтому готовились к нашим следующим прокатным картинам тщательнее», – говорит Влад Ряшин. Следующий кинопроект Star Media, произведенный совместно с «Интерфестом», А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…, сработал на совсем другом уровне, но все равно собрал меньше ожиданий. Зато фильм был приобретен для проката в Китае и, по заверениям аналитиков, способен принести там очень хорошие деньги. Впереди у компании еще одна попытка покорения кинопроката – мультфильм БРЕМЕНСКИЕ РАЗБОЙНИКИ, который выйдет в кинотеатрах в конце 2016 года. «Мы решили, что анимационное полнометражное кино будет для нас одним из важных стратегических направлений, – рассказывает Ряшин, – поэтому уже сегодня находимся в подготовительном периоде второй части БРЕМЕНСКИХ РАЗБОЙНИКОВ, а также мультфильма под названием ШЕРЛОК».
Первая полнометражная работа «ВайТ Медиа» вышла в прокат еще в 2010 году. Однако детектив Клима Шипенко КТО Я? оказался недооценен зрителями. В 2014-м компания снова запустилась с большим кино, однако подстраховалась, выбрав в партнеры «Арт Пикчерс» Дмитрия Рудовского и Федора Бондарчука. Их первый совместный проект БАРМЕН выступил гораздо лучше, чем КТО Я?, и «ВайТ Медиа» продолжила работу с запланированным блоком своих кинокартин. В частности, в данный момент на разных стадиях производства находятся комедии СРОЧНО ВЫЙДУ ЗАМУЖ! и ЛЮБОВЬ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ. Компания очень надеется на их успешный прокат, оглядываясь на соответствующие примеры коллег. Так, в 2012-м первый кинопроект компании «Среда» Александра Цекало ZОЛУШКА показал неплохие результаты. Двумя годами позже отлично выступила и другая комедия этого продюсера – В СПОРТЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ. Правда, окупились эти фильмы или нет – неизвестно, но их касса способна послужить примером для многих.
Таким же примером может являться и комедия КУХНЯ В ПАРИЖЕ от компании Yellow, Black and White, доказавшая, что при осторожных затратах на производство, тщательном маркетинге и правильной работе с продуктом во время выпуска успех телепродакшна в большом кино все-таки возможен. Так что желание развиваться в бизнесе с формальным отсутствием ограничений творческой свободы, да еще и с потенциальной возможностью получения господдержки, вполне оправданно. Особенно при наличии качественного сценарного материала и/или популярного бренда в основе. Впрочем, не стоит забывать и про сложности с прокатом, и все более пристальное внимание контролирующих органов, и строгое регламентирование тем для получения денег от государства. Но так как кинематограф по-прежнему продолжает оставаться «важнейшим из искусств», вряд ли эти риски остановят кого-то из новых игроков. Как преодолеть эти трудности, каждый из них решит для себя сам. Впрочем, это уже тема для совсем другого разговора.
17.09.2016 Автор: Артур Чачелов