top banner

Ситора Алиева: «Количество фильмов растет, и снимают их очень молодые люди»

Автор: Максим Туула

28 мая 2018

Программный директор «Кинотавра» – об удачном годе, дебютах и назревшей реформе кинофестиваля

За почти тридцать лет своего существования фестиваль «Кинотавр» пережил множество трансформаций. Cамые радикальные изменения, как ни парадоксально, были больше связаны не с формальным переписыванием регламента, а с приходом нового руководства во главе с Александром Роднянским в 2005 году и сменой парадигмы фестиваля, который из главным образом светского мероприятия вдруг превратился в авангард российской киноиндустрии. Сохраняя практически неизменной старую программную конфигурацию, «Кинотавр» нащупывал нерв российского кино и каждый раз почти безошибочно демонстрировал самые важные тренды, оперируя лишь одним инструментом – методом программного отбора. В этом году такого инструмента, похоже, оказалось недостаточно. Впервые за долгое время фестиваль пошел на решительное преобразование формата, увеличив число участников полнометражной программы почти вдвое и учредив параллельный конкурс. Об удачном годе, нашествии дебютов и назревшей реформе фестиваля БК рассказала программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева.

Начнем с главного изменения в программе «Кинотавра». Чем все-таки обусловлено появление отдельного второго конкурса?

«Кинотавр» будет проходить в 29-й раз – это значительный возраст для любого киносмотра. Фестиваль менялся в течение всего этого времени в соответствии с ситуацией, отражал все происходившее внутри не только российской, но и мировой кинематографии. Хочу напомнить, что одиннадцать лет, с 1994-го по 2004-й, параллельно проводился международный кинофестиваль в Сочи, с конкурсом, который оценивало интернациональное жюри и жюри ФИПРЕССИ, с ретроспективами, которые до сих повторяются на европейских смотрах. Отдельное спасибо за это блистательному киноведу и историку кино Сергею Лаврентьеву. Свои первые работы в Сочи привозили Ильдико Эньеди, Том Тыквер, Николас Виндинг Рефн, Янош Сас, Дьердь Пальфи, Петтер Несс и многие, многие другие, ныне известные участники Канн, номинанты на «Оскар». Но прежде всего «Кинотавр» был задуман как один из инструментов поддержки кино в годы тотального исчезновения проката и нашествия американских би-муви. Он стал альтернативой умершему кинотеатральному показу и опорой для кинематографистов. С 1998-го по 2002-й включительно проходил и конкурс дебютов, который тоже появился не сразу – на волне постперестроечного кино. Свои первые призы там завоевали Лариса Садилова, Сергей Бодров-младший, Алексей Мурадов, Андрей Прошкин... Так что конкурс дебютов для «Кинотавра» не новшество, и был целый ряд причин его вернуть. Начнем с того, что впервые за всю историю фестиваля на отбор пришло 102 фильма, 58 из которых (то есть больше половины) – первые режиссерские работы. Во-вторых, за последние два года министерство культуры поддержало сорок дебютов, авторы большинства из них – участники программы «Кинотавр». Короткий метр» разных лет. То есть отбор в наш смотр увеличивает кредит доверия со стороны государства. Для нас это очень важно. И, разумеется, огромная благодарность куратору программы «Кинотавр». Короткий метр» Ирине Любарской. Ну и, в-третьих, как показал еще прошлый фестиваль, география дебютов расширяется, на территории России становится все больше и больше независимого молодого кино. Если раньше фильмы снимали главным образом в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, то сегодня это также Бурятия, Кабардино-Балкария, Татарстан, Якутия, Алтай, такие города, как Ангарск, Архангельск, Владимир, Пермь, Череповец. Этих причин достаточно, чтобы собрать отдельную программу и поддержать начинающих режиссеров. Ситуация как в российском, так и в мировом кино кардинально меняется: количество фильмов растет едва ли не в геометрической прогрессии, и снимают их очень молодые люди. Этот процесс требует пристального внимания, глубокого осмысления, критического анализа…

Получится ли собрать такой большой конкурс дебютов в следующем году?

Не знаю, как будет складываться картина дальше, но, глядя на нынешнюю программу дебютов, из которых семь поддержано государством и лишь один независимый, я надеюсь, что министерство культуры продолжит эту политику. Для нас важно выделить в специальную программу то, что существует в России стихийно (не важно, бывшие ли это участники «Кинотавра» или «темные лошадки»), и привлечь внимание к происходящим процессам, поддержать новое кино. Главное – чтобы после фестиваля эти фильмы не канули в Лету, а продолжили свою жизнь.

Нет ли здесь обратной стороны? Если раньше начинающие соревновались на равных с уже известными авторами, то сейчас им выделили свой отдельный загон.

Это не загон, а отдельная полноценная программа со своим – очень солидным – жюри. 2018 год уникален не только нашествием молодых: впервые так много участников и лауреатов прошлых лет одновременно закончили свои картины. В основном конкурсе соревнуются такие разные режиссеры, как, например, самый зрелый участник Дмитрий Месхиев и самый молодой Иван Твердовский. Отбор показал, что нет недостатка в фильмах для обоих конкурсов (а за бортом осталось немало достойных кандидатов), и более того – это подтвердил и Московский кинофестиваль, где призы получили три российские картины, а ведь мы даже не конкурировали. Гран-при якутскому фильму на ММКФ также засвидетельствовало, насколько изменилась парадигма российского кинематографа, который все больше уходит в регионы. 

Любопытно, что если почти все дебюты поддержаны Министерством культуры, то бόльшая часть участников основного конкурса, напротив, обошлась без государственной поддержки.

Министерство культуры поддержало четыре картины основного конкурса, Фонд кино – одну. Как правило, частные инвесторы не доверяют молодым независимым авторам и не готовы вкладывать в них деньги. А известные авторы находят и государственные, и частные деньги – при этом срабатывают обещания как большой кассы, так и фестивальных призов. Участие в «Кинотавре» – очень весомый аргумент для инвестора. 

Говоря о частных деньгах: если в прошлогоднем конкурсе участвовало два фильма компании Hype Film, то на этот раз целых четыре картины спродюсировала компания «АРТЛАЙТ».

Мы отбираем фильмы, а не компании. Очень важно, что «АРТЛАЙТ» решила поддержать достойное молодое кино, да и не только: Михаил Сегал и Григорий Константинопольский – тоже участники прошлых «Кинотавров». Финансирование у компании, кстати, комбинированное: «АРТЛАЙТ» как привлекает частные деньги, так и получает поддержку от министерства культуры. А картина Hype Film ЛЕТО на этот раз открывает фестиваль, так что я думаю, у них еще все впереди.

Вы принципиально сделали картинами открытия и закрытия ЛЕТО и ДЕЛО СОБЧАКА?

Очень важно, что фестиваль открывается новой работой лауреата «Кинотавра»: двенадцать лет назад фильм Кирилла Серебренникова и продюсера Натальи Мокрицкой ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ и победил сначала в Сочи, а потом – в конкурсе первого амбициозного Римского фестиваля с самым крупным денежным призом в мире, 200 тысяч евро. Кроме того, ЛЕТО – картина об эпохе, о любви в самом широком смысле, о людях, повенчанных с искусством, для которых нет ничего выше творчества… А фильм закрытия – это очень тонкий рассказ дочери об отце, о семейных отношениях и об абсолютной любви. Там показано, что такое большая политика, как она разлита повсюду и как человек с принципами может в ней существовать и выживать – или не выживать. Авторы скрупулезно исследуют властные взаимоотношения определенного периода нашей истории. Хочу отметить, что через темы творчества и политики, эстетики и этики ЛЕТО и ДЕЛО СОБЧАКА невероятно корреспондируют не только между собой, но и со многими лентами обоих конкурсов.

Не воспримет ли Министерство культуры выбор этих картин как своего рода фрондерство?

Не думаю, что у кого-то может вызвать вопросы фильм, отобранный в конкурс Канн – главного фестиваля планеты. 

В программе можно опять наблюдать большое жанровое разнообразие – на этот раз есть даже историческое кино.

Да, удивительно, что в этом году несколько фильмов так или иначе работают с историческим жанром – это редкий случай для «Кинотавра». ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ – очень современная картина, так как обращение в прошлое для автора – лишь поиск ответов на вопросы настоящего. О холокосте рассказывает ВОЙНА АННЫ, и важно, что наши кинематографисты находят свой способ изучения и индивидуальное этическое видение этой трагедии, до сих остающейся одной из самых неисследованных в мировой истории. Ранние постсоветские годы затронуты в фильмах ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ и ВАН ГОГИ, которые корреспондируют также на тему отцов и сыновей. Мне кажется интересным, что российское кино больше разворачивается во времени, появляется более объемный взгляд на прошлое.

Сегодня тема женского равноправия на повестке дня в западной киноиндустрии, но в конкурсе «Кинотавра» женщин-режиссеров опять меньшинство. 

В основном конкурсе только три картины, снятые женщинами, хотя был год, когда их было больше половины. Женский вопрос становится все более актуальным: в Москве появляются фестивали, посвященные режиссерам-женщинам, и «Кинотавр», безусловно, стимулировал эту ситуацию. Конечно, можно было бы сделать что-то и в Сочи, например, ретроспективу женщин – победителей нашего смотра, и это было бы очень интересно, так как слабый пол, случалось, полностью менял пейзаж фестиваля. Но наша программа, к сожалению, и так уже очень перегружена.

Недавно у фестиваля ужесточился регламент: вы требуете от участников удостоверение национального фильма, хотя еще несколько лет назад «Кинотавр» был открыт для картин на русском языке из любых других стран.

Наш регламент ужесточился еще в 2014 году – но это требования российского законодательства. Более того, участники «Кинотавра» должны оформлять не только УНФ, но и прокатное удостоверение. Это никоим образом не парализует нашу работу. И хотелось бы, чтобы все, кто присылает нам фильмы на отбор, это понимали.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Касса России: кинокомикс «Майор Гром: Игра» стал лидером проката
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Майор Гром: Игра» обгоняет «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Майор Гром: Игра» возглавил прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 23–26 мая
Подробнее
Стали известны победители 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Санкт-Петербургский международный контент-форум объявил состав участников
Подробнее
Снятый в России короткометражный фильм получил приз на Каннском кинофестивале
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Узбекистаном в создании кино
Подробнее
Роскомнадзор выявил в сети десять фильмов с признаками экстремизма
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 20–26 мая 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Майор Гром: Игра» занял первую строчку
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
ИРИ объявил номинантов III Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Министерство культуры не выдало прокатное удостоверение фильму «Краш» братьев Пресняковых
Подробнее
Джордж Лукас остался недоволен новыми «Звездными войнами» от Disney
Подробнее
Первый канал снимет сериал о Владимире Жириновском
Подробнее