top banner

Тимур Бекмамбетов: «Днем я занимался «Бен-Гуром», а ночью – российскими проектами»

Автор: Мария Мухина

5 сентября 2016

Режиссер и продюсер о своей голливудской картине и российских релизах

На экраны выходит новый голливудский проект «нашего» Тимура Бекмамбетова БЕН-ГУР. Сам по себе релиз вызывает немало споров, особенно среди поклонников оскароносной картины 1959 года, однако по большому счету для российской киносреды, как и для казахстанской, все это не так уж важно. И, в принципе, даже не так важен финальный бокс-офис картины – любопытно взглянуть на более чем двухлетний труд кинематографической «глыбы», чей пытливый ум и тяга к открытию нового не позволяют замкнуться в пределах одного, пусть и столь большого рынка, как наш. БК удалось переговорить с Тимуром Бекмамбетовым во время его визита в Москву в рамках промокампании БЕН-ГУРА и съемок следующих ЕЛОК.

Российское кинопроизводство давно комплексует на фоне Голливуда. Локальные неудачи оправдываются отсутствием у нас соответствующих мощностей, бюджетов и тому подобного. При этом задачи перед отраслью стоят – ну вы сами знаете, как минимум догнать и перегнать. Вы уже не первый год наблюдаете за тем, как здесь и как там. Что можете сказать в наше оправдание? Можете ли провести сравнение этих двух рынков?

Боюсь, это будет не сравнение двух рынков, а сравнение глобального кинематографа и одного, локального. Потому что Голливуд – это квазиминистерство кинематографии всего мира, это не кино исключительно американское по многим признакам. Во-первых, потому что там деньги не американские, а китайские – до этого были немецкие, японские, слышал, что было немного русских. То есть инвестиции международные. Режиссеры снимают со всего мира – немец Роланд Эммерих, Альфонсо Куарон из Мексики, а я из России. Актеры по большей части английские, австралийские, французские… Таким образом, в составе участников этого предприятия люди всего мира. Снимается все также не в Америке, а в Канаде, Венгрии, Болгарии. Мы, например, снимали БЕН-ГУРА в Италии. В общем, голливудское кино принято считать американским только потому, что тем местом, где принимаются решения, выступает Лос-Анджелес. На мой взгляд, чтобы защитить свой рынок, нам тоже нужно стремиться к экспансии. Чтобы считать не долю российского кино на нашем рынке, а долю российского кино на международном рынке.

Но вот что такого было при производстве БЕН-ГУРА, что качественно невозможно или невероятно сложно сделать российскому продакшну?

Ничего такого не было. Просто у нас подобный фильм стоил бы в три раза дешевле. Ничего не мешало найти средства, аккумулировать их в Москве или Санкт-Петербурге, пригласить российского режиссера, оператора, художника по костюмам с Мосфильмовской улицы. Часть компьютерной графики мы, кстати, делали в Москве, на Бауманской. Можно пригласить художников из Канады, актеров из Англии, реквизиторов из Италии и снять фильм, который будет собирать полные залы по всему миру. Вопрос лишь в том, где будет находиться центр принятия решений.

Проще ли в этом смысле американскому независимому кинематографу, который находится в непосредственной близости от Голливуда?

Нет, ему трудно очень – так же, как и российскому. Если посчитать долю независимого американского кино в национальном прокате, она будет очень маленькой. Потому что на местном рынке, как и практически везде, завоевывают публику международные проекты, снятые на международные деньги, с международным составом, произведенные на международных площадках и для международного проката. Такова традиция, выстроенная за десятилетия система. Если кто-то сейчас найдет миллиард долларов и вложит в продюсирование таких фильмов с центром принятия решений в Москве, то мир изменится. 

Вам лично интереснее работать на таких вот крупных международных проектах или все-таки поднимать независимое кино?

Мне интересно делать то, что интересно мне, и получается каждый раз по-разному. Мне интересно было делать с Леваном Габриадзе УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ – проект, снятый в Америке. Это фильм, который ничего практически не стоил. Его бюджет был меньше любого нашего российского проекта. Но мне было очень интересно, потому что меня увлекали и идея, и команда, которая снимала фильм. Интересно было безумно с Ильей Найшуллером снимать фильм ХАРДКОР, который показывают по всему миру как новое слово в киноязыке. Интересно делать БЕН-ГУРА, потому что это фильм, в котором есть сочетание масштаба съемок и значимости темы. 

При этом в БЕН-ГУРА вы привнесли и чисто ваши любимые технические идеи, которые вас в последнее время особенно заботили, – тот же GoPro.

Да, там использовалась маска Ильи Найшуллера. Я звонил, консультировался, как правильно ее надевать. Так что самые разные мотивы бывают, почему хочется или не хочется что-то делать. Иногда это просто случайное совпадение.

На БЕН-ГУРЕ вы выступали исключительно в роли режиссера. Тяжело было заглушить в себе голос продюсера?

У меня был очень хороший продюсер, Дункан Хендерсон, который занимался непосредственно организацией съемок в Италии. Просто образец для подражания. Хотя… Леонид Верещагин или Анатолий Максимов ничуть не хуже, думаю. У нас в России все есть, и хорошие продюсеры в том числе. Их не так много, но и в Америке они в дефиците.

Вот вы говорите про центры принятия решений, а сами, по всей видимости, гораздо чаще пребываете в Штатах и как будто отдалились от российского рынка. Как обстоят дела с российским офисом Bazelevs?

На Новый год наш российский офис выпустил в прокат мюзикл САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ. Это был очередной эксперимент – никогда еще не было фильмов, на которых люди в кинотеатрах вместе пели бы. Снимаются ВРЕМЯ ПЕРВЫХ и ЕЛКИ 5… Так что два года, пока я работал над БЕН-ГУРОМ, жизнь в Москве текла своим чередом. Благодаря скайпу и временной разнице днем я занимался БЕН-ГУРОМ, а ночью – российскими проектами.

Но раньше как будто больше активностей у «Базелевса» было.

Не удается быстро наращивать объемы и количество. Мы пытались, но это не переходит в качество. И мы решили, что сейчас, когда рынок замедлился, мы должны прежде всего сохранить существующие бренды – ЕЛКИ, ГОРЬКО! Это наша обязательная программа, которую мы должны исполнить. Мы стремимся быть независимыми, самостоятельными, принимать ответственные решения. Соответственно, каждый проект, который мы делаем, должен быть экономически оправдан. Наименьшие риски связаны с нашими популярными киносериалами, у которых есть огромная аудитория поклонников. В то же время нам интересны инновационные проекты. Прежде всего – формат screen-capture, когда действие всего фильма происходит на мониторе героя, и проект с использованием технологии виртуальной реальности. То есть мы сфокусированы на дебютах, новых формах и, чтобы «штаны не упали», на существующих форматах.

На CineEurope в Барселоне неоднократно говорилось о том, что все чаще римейки и бесконечные продолжения уже не оправдывают ожидания. Что вы думаете об этой тенденции?

Они оправдывают, просто становятся все дороже и дороже. Если в первом фильме актер снялся за такую-то сумму, то на следующем, если франшиза успешная, он просит больше. Бюджет начинает расти, и постепенно производство становится экономически невыгодным. Тогда делается ребут проекта. Берут Человека-паука, заменяют всех актеров и запускают франшизу сначала. Сбрасывают балласт и с другой командой с нуля начинают строить новый бренд на основе существующей истории. А если ничего не менять, франшиза умирает.

ЕЛКИ за счет того, что это альманах, могут иметь только продолжения и спин-оффы? Ребут тут невозможен?

Нет, ЕЛКИ – это просто продолжение традиции. Мы поняли, что они должны сниматься, потому что в прошлом году люди приходили в кинотеатры и спрашивали, где ЕЛКИ. Зрители привыкли, что этот фильм идет, значит, мы будем его снимать и он будет идти. ЕЛКИ – это площадка, на которой появляются новые режиссеры. У нас есть понимание формата. Многие пытались его повторить, снимать другие альманахи, но у них не вышло. Форма альманаха в ЕЛКАХ, когда герои из разных частей огромной страны все вместе решают одну задачу, стала содержанием фильма. Мы многому научились, работая над этим проектом. Мы – это десятки режиссеров, сценаристов, актеров… Кстати, у нас с Андреем Першиным есть идея набрать класс молодых кинематографистов и попробовать научить их снимать комедии. У него, думаю, получится. А еще римейк ГОРЬКО! сейчас снимается в Мексике на испанском языке…

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее