top banner

Евгения Данильченко: «Мы видим высокий экспортный потенциал в сфере кинобизнеса»

Автор: Мария Вогт

2 июля 2018

Старший эксперт по креативным индустриям АО «Российский экспортный центр» – о своей деятельности и помощи кинематографистам

В этом году экспорт нашего кино стал стратегическим направлением как для Фонда кино, так и для Российского экспортного центра. На прошедшем в мае Marché du Film они помогли отечественным кинематографистам с продажами их проектов за рубеж. БК встретился со старшим экспертом по креативным индустриям АО «Российский экспортный центр» Евгенией Данильченко и разузнал, что это за ведомство и каким образом оно занялось кинобизнесом.

Правильно ли мы понимаем, что киноиндустрия заинтересовала РЭЦ в прошлом году и главным образом после того, как руководство страны порекомендовало больше внимания уделять экспорту анимации?

И да, и нет. Действительно, в начале прошлого года к нам за потенциальной поддержкой начали обращаться крупные анимационные студии, которые узнали о РЭЦ как об институте поддержки экспортно ориентированных компаний. Правда, на вопрос, чем конкретно мы можем быть полезны отрасли, четкого ответа не последовало. Поэтому примерно полгода мы пытались собрать информацию и понять, рабочая это история или нет – сколько денег на экспорт тратится и какая выручка генерируется в ответ, каким потенциалом обладают те или иные проекты, какую экспортную стратегию выстраивают компании. Чаще всего они стараются обходить стороной финансовую часть своей деятельности, а мы можем тратить энергию, силы и свои собственные средства только на те направления, которые обладают коммерческим экспортным потенциалом и будут напрямую коррелировать с задачами РЭЦ как организации, развивающей экспорт. Из-за отсутствия прямых ответов взаимодействие с отраслью не казалось первостепенно важным. После встречи с президентом стал понятен экспортный потенциал отрасли. Затем было необходимо сформулировать задачи и объяснить игрокам киноиндустрии, чем РЭЦ может быть полезен в развитии экспортной составляющей. Поскольку наиболее активными в этой сфере были аниматоры, с них мы и начали. В начале сентября прошлого года мы провели первое совместное мероприятие – это была деловая миссия в Пекине Russian Cartoon Week. Результаты этого «пилота» оказались разные. Интерес со стороны китайцев есть, мы его выявили. По отдаче – наверное, это связано со спецификой отрасли – нужен более длительный контакт с потенциальными бизнес-партнерами, чтобы понять, насколько друг другу можно доверять, насколько продукт подходит и так далее. Это не как с пищевкой – приехали, дали попробовать шоколад, байеры в него влюбились и согласились покупать тоннами. «Центральное телевидение» подписало договор с китайскими партнерами на полях деловой миссии, но фактически это тоже был результат долгих предварительных взаимоотношений. Во время этой деловой миссии мне удалось пообщаться с компаниями и понять, что им вообще нужно, чем они живут. Это было очень полезно. Например, оказалось, что отрасли не столько нужны деловые миссии, как это принято в других областях, с которыми РЭЦ работает, сколько устоявшиеся рынки и выставки, причем сугубо профессиональные, где собираются потенциальные покупатели, байеры, инвесторы со всего мира и где можно продолжать цепочку коммуникации. Такая вот специфика работы. И мы поняли, что нужно идти в эту сторону и играть по правилам отрасли. В экспорте правильнее отвечать на запросы предпринимателей, а не бежать впереди паровоза, потому что идеи РЭЦ могут быть потенциально верными, но бизнес, возможно, не готов к ним. Или наоборот – идеи будут слишком отсталыми.

И первой выставкой, которую финансировал РЭЦ, стал октябрьский MIPCOM?

В октябре мы провели три мероприятия – сначала была лицензионная выставка в Лондоне Brand Licensing Europe 2017, потом MIP Juinor и следом MIPCOM в Каннах. Все прошло очень позитивно, в прессе, прежде всего иностранной, было очень много откликов, о российских производителях заговорили. Эти три мероприятия прошли под единым брендом Made in Russia. Нам кажется, что если по всем отраслям консолидированно представлять Россию как производителя под единым «зонтичным» брендом, то в синергии это сможет привести к гораздо более высоким результатам, чем если все маленькие компании из разных индустрий в отдельности будут пытаться заявить о себе на международных рынках. К тому же это сокращает маркетинговые косты для экспортеров. И, собственно говоря, опыт прошедших выставок показал, что компаниям оказалось интересно такое объединение – зимой была выставка, если я не ошибаюсь, в Сингапуре, которую РЭЦ уже не финансировал, но несколько компаний обратились в РЭЦ за разрешением использовать бренд Made in Russia, решив, что это может им помочь в продвижении. Мы, конечно, им разрешили.

Вы уже неоднократно упомянули о своем опыте работы с другими отраслями. При этом у нас в индустрии есть своего рода комплекс – мы, мол, конечно, бизнес, но по сравнению с другими областями маленькие, непривлекательные для инвесторов, потому что рискованные. По результатам первого знакомства каким вам видится наш кинобизнес?

Мы абсолютно точно видим высокий экспортный потенциал в этой сфере бизнеса. В вопросах экспорта кино- и анимационное производство находится на высоком уровне понимания бизнес-процессов. Коллеги четко осознают, какого уровня должен быть продукт и какие вложения необходимы для того, чтобы бизнес развивался в экспортном направлении – как финансовые, так и трудозатраты. В то время как в других сферах производства предприниматели только на словах заинтересованы в экспорте – на деле еще должно пройти время, чтобы в индустрии поняли, как это работает: что нужно адаптировать свой продукт, учитывать особенности нового осваиваемого рынка, проводить исследования спроса и так далее. Так что несмотря на то, что официальную статистику по экспортным продажам в индустрии сложно собрать, в целом кажется, что это очень перспективное направление. Коллегам из Фонда кино в этом году поставили цели, схожие с нашими, и им удалось посчитать, что за 2017 год именно полнометражного контента было продано примерно на 1,2 миллиарда рублей. Да, это незначительная сумма, но нужно понимать, что там только полный метр и что есть определенного рода поправки: кто-то продает через иностранных дистрибьюторов, у кого-то сделки закрываются в течение длительного периода времени. В общем, там есть много скрытых параметров, так что в целом картина гораздо более оптимистичная. В этом смысле, конечно, важно донести до всех наших компаний-экспортеров, что если они заинтересованы в том, чтобы поддержка с нашей стороны продолжалась, чтобы РЭЦ мог продолжать поддерживать отрасль и увеличивать количество экспортных программ, надо делиться с нами данными о совершенных сделках. Нам не нужно знать закрытую коммерческую информацию – компании могут скрыть названия проектов или контрагентов. Нам важно понимать порядок сумм сделок в целом и их количество. По итогам выставок мы несколько раз собираем информацию о результатах – первый раз сразу после завершения спрашиваем, сколько прошло встреч и что на них произошло, а через год мы рассчитываем получить информацию уже о совершенных сделках. Соответственно, где-то в конце лета мы начнем собирать сведения о заключенных контрактах по проектам, которые были представлены, например, на MIPCOM. Посмотрим, как компании будут к этому относиться. Но мне кажется, что экспортеры понимают, что здесь наша обоюдная заинтересованность.

А есть ли у РЭЦ, помимо финансового, какой-то политический KPI – например, популяризация нашего кино и наших ценностей по всему миру?

Это очень абстрактный показатель, а РЭЦ – все-таки узкопрофильная структура, которая была создана для поддержки развития экспорта. Мы, конечно, всегда ратуем за то, чтобы продвинуть имидж России как страны с богатой культурной составляющей и высоким инновационным уровнем, но это не является нашим KPI.

То есть вам в принципе все равно, какого жанра и содержания будут эти фильмы? Не важно, будут ли они патриотическими и нравятся ли министру Мединскому?

Абсолютно точно. Если продукт был произведен Россией и к нему есть интерес в других странах, который принесет компании, зарегистрированной в нашей стране, определенные финансовые бенефиты, то добро пожаловать к нам. Предпринимательство в креативной индустрии – потенциально мощная вещь, здесь может родиться проект на стыке архитектуры анимации и VR-графики. Такая ситуация выгодно отличает креативную индустрию, где столь явно заметно переплетение специалистов из различных сфер. Область создания совершенно новых продуктов здесь гораздо более широкая, чем в других индустриях. Поэтому мы четко понимаем, что какие-либо ограничения повлекут за собой осложнения в творческом развитии. Нам нужно постараться не мешать индустрии творить и по возможности помогать в продвижении и в реализации запросов для устранения барьеров, которые мешают налаживать экспортную деятельность.

Какие, по-вашему, барьеры мешают российским студиям заниматься экспортом?

Я постоянно спрашиваю у коллег из кинопроизводства о том, что им сейчас мешает. Если такие барьеры действительно существуют, то о них нужно говорить. Например, вот компания, которая занимается VR. Чтобы выдерживать конкуренцию и создавать продукты на уровне, ей нужно систематически обновлять оборудование. Это означает привозить его из-за границы в Россию, где, к сожалению, такое пока не производят. А ввозить очень накладно – таможенные пошлины настолько высоки, что это становится просто невыгодно. Таким образом формируется запрос на облегчение таможенного коридора или обнуление пошлины. Мы занялись этим вопросом, нужно определить перечень такого оборудования и подумать, как мы можем взаимодействовать с другими координирующими ведомствами, чтобы снизить ставку. Мы будем рады, если компании начнут приходить с подобными конкретными проблемами. Меня пока расстраивает, что мощный GR-инструмент РЭЦ простаивает. Мы можем помочь подкрутить гайки где-то в законодательном или правовом поле, если правила игры, действующие на данный момент, кажутся устаревшими или мешают развитию экспортного потенциала. Хотя вот на прошлой неделе в рамках стратегической сессии Иван Самохвалов из компании «Среда» точно подметил, что у нас не существует государственного механизма поддержки копродукционных проектов на территории России с иностранными компаниями. Это как раз то направление, где мы действительно можем помочь.

Реализации российского контента за рубеж мешает и языковой барьер. Снимать кино на двух языках или делать потом качественный дубляж достаточно дорого. Может ли РЭЦ помочь кинематографистам с этой проблемой?

Думаю, этот вопрос можно решить через субсидирование продукта в формате адаптации к зарубежным рынкам. В РЭЦ уже существует такая программа субсидирования, но для продуктов, физически произведенных. Нельзя, к сожалению, ее сейчас наложить на киноиндустрию, поэтому мы разрабатываем формат, чтобы совместить эти две истории и реализовывать под одной субсидией. Существующий формат распространяется на продукцию, которая подпадает под законодательные ограничения за рубежом. Например, какая-нибудь страна покупает шины только с шипованной резиной. В таком случае компания должна «зашиповать» свою продукцию, и мы можем ей в этом помочь. В случае же с продажей контента ни в одной стране не будет законодательно прописано, что она покупает контент только на китайском языке, например. Поэтому нужно немного переработать эту программу поддержки и переговорить с коллегами из смежных министерств о том, кто будет отвечать за то, чтобы субсидия работала. Нам хотелось бы поддерживать киноиндустрию через конкретные проекты, готовые к экспорту. Думаю, таковых будет около двадцати в год на данный момент. И им нужно оказывать всестороннюю помощь. Это представление на зарубежных рынках, выдача субсидий на адаптацию, также очень важно оказывать маркетинговую поддержку в зарубежной прессе, помогать компаниям, рассказывать об успехах российских проектов и о наших специалистах. На данный момент в профессиональном зарубежном сообществе знают лишь имена и проекты, которые побеждали на фестивалях и конкурсах. Но в российской сфере кинопроизводства огромное количество суперталантливых людей. Конечно, хочется реализовывать в стране понятные мероприятия и инициативы для развития индустрии – приглашать зарубежных байеров и показывать им: вот наши съемочные площадки, вот высокопрофессиональная команда, вот современное оборудование – мы серьезные ребята и готовы к профессиональному сотрудничеству.

И медведи у нас по улицам не ходят.

Да. И что отсутствуют критические риски в целом. Мы разговаривали с экспортерами, все говорят в один голос, что предвзятого отношения в профессиональных сообществах к России точно нет. То есть все потенциально готовы взаимодействовать. Так что мы совместно с коллегами из Минэкономразвития сформировали программу и направили ее в правительство, чтобы утвердить план действий и попросить дополнительные средства на их реализацию. Есть совершенно четкое ощущение, что даже без помощи государства эта отрасль будет расти и продавать себя, просто это займет еще три или пять лет. А с помощью государства мы сможем этот срок сократить. И использовать освободившееся время не на преодоление сложностей, а на наращивание экспортного бизнеса.

Идея с двадцатью проектами в год будет напоминать финансирование производства Фондом кино, когда экспертный и попечительский советы решают, какие проекты достойны субсидии, а какие – нет?

Абсолютно точно есть ощущение, что нам необходим экспертный совет по экспорту. Он поможет сформировать требования, которым должны будут соответствовать проекты. В принципе, да, это может быть похожая схема. И на данный момент она кажется наиболее подходящей.

Как деятельность РЭЦ соотносится с Минкультуры, которое тоже продвигает кино за рубежом, устраивает Дни российского кино в разных странах, поддерживает РОСКИНО?

Точно так же, как в других индустриях, где есть Минкомсвязи, Минпромторг и другие ведомства. РЭЦ – это государственный институт поддержки экспорта. Его деятельность не противоречит другим институтам развития. Мы – еще один, дополнительный инструмент в помощь бизнесу. РЭЦ предлагает дополнительные опции и формирует их, исходя из запросов бизнеса. РЭЦ пытается реагировать на запросы компаний – на мой взгляд, это самая важная наша функция.

Российские экспортеры принимали участие в каннском Marché du Film в том числе и на субсидии РЭЦ. При этом вашим оператором там выступил Фонд кино. Что представляла собой эта связка?

РЭЦ совместно с Минпромом формирует перечень мероприятий, которые подпадают под субсидию. Этот перечень составляется на два года. Его можно найти на сайте РЭЦ – это открытая информация. Компании, заинтересованные в том, чтобы на этих мероприятиях себя зафиксировать, подают в РЭЦ электронную заявку. Дальше они должны собрать несложный пакет документов. После того, как эти заявки сходятся, мы понимаем количество компаний и что им там необходимо, готовим техническое задание, и оно отправляется на конкурсную процедуру, в результате которой выбирается оператор, который получает финансирование от РЭЦ и оказывает весь комплекс услуг для экспортеров. То есть мы не выдаем деньги экспортерам напрямую, но предоставляем готовые услуги через оператора, который их реализует. Таким оператором применительно к Каннам стал Фонд кино. Мы искали компанию, которая давно взаимодействует с отраслью, знает всю специфику мероприятий и бизнеса в целом, которая достаточно квалифицирована, чтобы представить Россию на серьезном уровне и в то же время, возможно, где-то сэкономить, потому что если мы здесь сэкономим, то сможем добавить какое-то еще мероприятие в список. Важно сказать, что РЭЦ не покрывает 100 процентов трат. Если компания относится к малому и среднему предпринимательству, то она платит 20 процентов от части суммы затрат, если к крупному бизнесу – то 50 процентов. Нам кажется важным, чтобы экспортер хоть немного, но тоже вкладывался финансово. Иначе, если все будет бесплатно, не будет мотивации отбить затраты и показать результат.

Вы сотрудничаете в первую очередь с производителями или все-таки с сейлз-агентами? Или и с теми, и с другими?

Нам важно, чтобы компании осуществляли продажи, а прямой это производитель или сейлз-агент, представляющий интересы нескольких организаций, нет разницы. Но в целом логика РЭЦ в том, чтобы работать с производителями напрямую и ни в коем случае, даже если они продают что-то дистрибьютору, не выключать их из цепочки.

У РОСКИНО в Каннах также был свой стенд. Какова здесь расстановка сил и есть ли какие-то ограничения для компаний в плане участия в стендах сразу двух организаций?

Мы очень рады, что РОСКИНО много лет активно развивает отрасль, но мы не конкуренты. У РЭЦ совсем другой механизм взаимодействия с отраслью. Деньги к РОСКИНО и РЭЦ идут из разных источников. Распределителем субсидий, которую РЭЦ получает на ярморочно-выставочные мероприятия за рубежом, является Минпромторг. А средства РОСКИНО – из министерства культуры. Мы просим экспортеров серьезно относиться к использованию государственных денег, а также подписываем соглашение, в котором указано, что они больше нигде не берут бюджетные средства на реализацию одних и тех же целей на одном и том же мероприятии. Если в компании уверены, что у них все будет в порядке и они не нарушают закон, то они могут поступать так, как считают правильным для бизнеса.

А гипотетически РОСКИНО могло стать оператором РЭЦ?

Конечно.

Готов ли РЭЦ помогать другим сегментам кинобизнеса – не только производителям контента, а, допустим, производителям экранов для кинотеатров, кресел, попкорна или другим каким-то технарям?

Мы уже помогаем – они гораздо раньше начали к нам обращаться. Когда я занималась направлением экспорта по каналам электронной торговли, у нас уже тогда были две компании, производители попкорна, которые искали себе партнеров за рубежом и хотели использовать электронные каналы продаж, выставляться на маркет-плейсах. Другое дело, что они относятся к иному сегменту, не к креативной индустрии, но мои коллеги, которые занимаются развитием той или иной отрасли, с большим удовольствием им помогут. Для тех, кто производит физический товар, на данный момент намного больше программ разработано. И наша задача, совместно с киноиндустрией, – также проработать и поддержку производителей продуктов креативной индустрии. Возможностей на самом деле множество. Например, в сфере банковских услуг. Ведь РЭЦ – это группа компаний, в которую входят собственный банк и страховая компания, специализирующиеся на экспортных сделках. И здесь стоит вопрос, нужен ли кинокомпаниям специализированный кредит? Пока все отнекиваются, мол, сложно с кредитами работать. Но это не очень правильный разговор – с невозвратными средствами любой может бизнес развивать. А у нас есть банк, благодаря которому мы можем давать дешевые кредиты – от пяти процентов. Это очень низкая ставка, и компаниям можно было бы рассмотреть такую возможность. И если бы появилась компания, заинтересованная в таких средствах, мы разработали бы для нее отдельный банковский продукт. Банк может выдавать кредит и покупателю, если вдруг байер заинтересован в приобретении контента или какой-то продукции, но ему недостаточно денег на то, чтобы совершить сделку – он может обратиться к нам. Если западным организациям не очень комфортно получать кредит в российском банке, мы можем прокредитовать банк покупателя. Хочется, чтобы компании об этом знали и имели в виду, что они могут своим партнерам предложить такие условия.

Вы называете кинобизнес креативной индустрией. Кто еще входит в эту категорию?

В первую очередь это кино-, телевизионная и анимационная продукция, затем VR и АAR, дизайн в широком смысле слова, это искусство в целом, в том числе галереи, музеи, что на самом деле больше относится к идее продвижения общенационального бренда, чем к экспортной выгоде. Скорее всего мы подключим музыкальную индустрию и обязательно – разработчиков компьютерных игр.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее