Софико Кикнавелидзе: «Я умею вязать» – это фильм-состояние»

Продюсер ленты о своем проекте-участнике «Кинотавра»
За то, чтобы этот фильм состоялся, в свое время проголосовали Алексей Балабанов, Николай Хомерики, Бакур Бакурадзе и Татьяна Друбич – члены жюри конкурса сценаристов «Личное дело» журнала «Искусство кино», в котором в 2010 году победила работа Татьяны Богатыревой. Съемки Я УМЕЮ ВЯЗАТЬ начались в 2012-м, когда режиссер Надежда Степанова еще училась во ВГИКе, а до экранов фильм добрался только сейчас. О том, почему так получилось и как это пошло на пользу фильму, рассказывает продюсер Софико Кикнавелидзе.
Софико, по аннотации к фильму Я УМЕЮ ВЯЗАТЬ сложно понять, к какому жанру его можно отнести, и можно ли вообще. Вот Ситора Алиева, программный директор «Кинотавра», на пресс-конференции охарактеризовала вашу картину как «петербургскую АМЕЛИ». Как вам такое определение?
Cходство, безусловно, есть. Неординарная героиня, вместе с которой мы погружаемся в пространство города, где она обитает. Следим за ее поступками, переживаниями, взрослением. Одиночество и страхи – опыт, с которым мы все учимся жить. А еще мне вспомнилось интервью режиссера Жана-Пьера Жене, где он рассказывал, как они мучались, расчищая город от машин и людей. В этом мы тоже очень схожи, и все самые невероятные истории со съемочной площадки у нас связаны с эвакуацией машин в Петербурге. Отнести наш фильм к определенному жанру сложно, он действительно не подходит к его привычным определениям. Я УМЕЮ ВЯЗАТЬ – фильм-состояние, в своем роде эксперимент. Сценарий Татьяны Богатыревой – личная, очень откровенная история, рассказанная от первого лица. Она в голове у героини. Такие вещи крайне сложно адаптировать к экрану. Для точного погружения в эмоциональный мир главной героини Сергей Иванов, режиссер монтажа и соавтор картины, предложил форму параллельного монтажа, деликатно выделив три линии, три периода времени, которые она проживает. Звукорежиссер Александр Копейкин реализовал идею параллельного звукового монтажа, создав для каждой линии свой характер и настроение. Визуальное решение оператора Дмитрия Улюкаева – еще один художественный инструмент в копилку нашего эксперимента и заноза для администрации, которой пришлось повсеместно менять оранжевые лампы городского освещения на зеленые, а группе – уже с пяти часов утра снимать сцены в режиме с еще светлеющим небом.
Сложно для такого фильма привлечь деньги и инвесторов?
Нужно понимать, что много денег на такое кино никто никогда не даст. Нас поддержал фонд «Финансы и развитие», что было абсолютным меценатством с их стороны. Министерство культуры выделило финансирование на завершение проекта. Общий бюджет не был гигантским, но позволил закончить сильно затянувшуюся работу на достойном уровне.
Почему процесс создания фильма так затянулся? Съемки же закончились в 2012-м году.
Откровенно говоря, мы сменили двух режиссеров монтажа, пока не нашли настоящего единомышленника в лице Сергея Иванова. Такое в кино бывает часто, хотя единомышленников находишь не всегда. Сергей искренне полюбил наш проект, а «Варежкам», как называет наш фильм Василий Сигарев, это было необходимо. К этому моменту режиссер фильма Надежда Степанова успела закончить ВГИК, а ведь начинала снимать еще студенткой третьего курса у Сергея Александровича Соловьева.
Насколько я знаю, у Надежды Степановой есть еще образование в области энергомашиностроения.
Да, у Нади очень интересная биография, она закончила музыкальный лицей по классу фортепиано, потом пошла в училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева («Карандаша»), поучилась в РУДН, а в 2015 году окончила ВГИК. Надя – очень смелая девушка, она ничего не боится, ее остановит только пуля, как однажды сказала Зара Абдуллаева.
А почему вы выбрали Надежду? Все-таки дебют – дело рискованное.
С Надей мы познакомились благодаря Сергею Александровичу Соловьеву и Татьяне Друбич. Конечно, было страшно доверить полный метр девушке, которая даже институт еще не закончила, но она просто обаяла нас своей энергией, желанием делать кино, абсолютной честностью и невероятной трудоспособностью – мне кажется, она может снимать 24 часа в сутки.
Как вы приглашали актеров? Проводили кастинг?
Надя очень хорошо разбирается в современном театре, отлично чувствует артистов и с самого начала знала, кого она хочет видеть в той или иной роли. Мы давали читать сценарий, знакомили с идеей, кому-то она нравилась, кому-то – нет, но в итоге у нас сформировался прекрасный актерский ансамбль с Владимиром Свирским, Олегом Долиным, Ириной Горбачевой, Анастасией Имамовой и Розой Хайруллиной, а главную роль прожила вместе с нами дебютантка Алина Ходжеванова. Мы искали долго, уже почти отчаялись – через неделю у нас начиналась экспедиция в Петербург. Но Надя каким-то образом выследила Алину на курсе Евгения Борисовича Каменьковича и лично отпрашивала с занятий, пообещав ее не обижать.
Вы планируете выпускать картину в прокат? Кто ее зритель?
Я отдаю себе отчет в том, что к такому кино широкая публика не тянется. Важным было снять и завершить наш эксперимент. Но я очень надеюсь, что нас поддержит компания, с которой мы выпускали СТРАНУ ОЗ Василия Сигарева – это «Парадиз» и Армен Суренович Бадалян, который вручную расписывает репертуар своих площадок, годами изучает, воспитывает и знает зрителя, который интересуется и смотрит авторское кино. Именно такие киноплощадки и такая публика нам важны. Именно так у нас есть возможность получить обратную связь с нашей аудиторией.