Стив Мартино: «Самое главное – у мультфильма должно быть сердце»

Режиссер ленты «Снупи и мелочь пузатая» о своем проекте и признаках хорошей анимации
О том, как создавался анимационный проект СНУПИ И МЕЛОЧЬ ПУЗАТАЯ и что о нем думает режиссер Стив Мартино, в чьей фильмографии значатся короткометражки со Скрэтом из ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА и четвертая часть этой франшизы, нам довелось узнать еще в сентябре на санкт-петербургском «Кино Экспо». Тогда иностранный гость подробно рассказал о работе над проектом, в которой принимало участие свыше 400 художников-аниматоров. Мы рады представить вам небольшой отрывок нашей эксклюзивной беседы со режиссером, тем более, что СНУПИ, наконец, добрался и до российского проката.
Вы, кажется, не скрываете своего восторга от представившейся возможности экранизировать комиксы про Снупи. Чем вам лично интересен этот проект?
Я назвал бы два момента. Во-первых, это сам герой (и вообще, по-моему, здесь самая потрясающая группа персонажей из всех существующих). Я читал комиксы о нем всю свою жизнь, с самого детства. У Снупи, мне кажется, очень много общего со Скрэтом из ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА. Мне довелось быть одним из режиссеров КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ДРЕЙФА, и знаете, это совершенно потрясающе – работать с персонажем, который не разговаривает. Снупи тоже использует только язык жестов, пантомиму, и он дико забавный! Я посчитал, что это просто замечательная возможность для меня – поработать с таким героем в анимации, оживить его в мультфильме. Вторая причина – это остальные персонажи, и в особенности Чарли Браун. Мне кажется, на протяжении всех пятидесяти лет, что Чарльз Шульц создавал эти комиксы, он выражал через них мысли и чувства, присущие любому человеку, то, что волнует каждого из нас: преуспею ли я, получится ли у меня сделать то, что я задумал? Такие вот реальные, серьезные переживания. Только у Чарли Брауна все это выходит преувеличенно и смешно. Он пытается чего-то добиться, но часто безуспешно, и это очень весело. Однако в целом эта история обо всех нас. Я вижу в Чарли самого себя: я тоже был тем, кто постоянно стремился что-то сделать, но отнюдь не всегда это удавалось. Этот герой учит нас не сдаваться, а предпринимать новые попытки. Я считаю, самое потрясающее в нем – это характер. Остальные же персонажи, которые его окружают, это люди, которых мы встречаем в жизни каждый день. Люси любит командовать, Лайнус – этакий философ, он добрый и настоящий друг. Найти хорошую историю для мультфильма очень сложно, но в данном случае, повторюсь, я считаю, что мы имеем дело с лучшими персонажами из всех, что когда-либо были придуманы.
По сути, перед вами стоят две задачи. Первая – представить этот фильм американским зрителям, которые очень хорошо знают комиксы Чарльза Шульца. И в данном случае требуется особая скрупулезность, поскольку сделать по такой популярной истории мультфильм, который мог бы понравиться каждому, довольно сложно. Вторая – привлечь зрителей по всему миру. И здесь возникает вопрос не только с узнаваемостью бренда, но и с техникой анимации этого проекта. Судя по отзывам, среди российских показчиков распространено мнение, что мультфильм выглядит слишком простым и не сможет произвести должного впечатления на молодую аудиторию, которая уже избалована современными технологиями и ждет аттракциона. Что вы думаете на этот счет?
Знаете, я считаю иначе – на мой взгляд, наш мультик уникален с точки зрения стиля. Кроме того, в качестве своих зрителей я вижу целый мир, моя аудитория сегодня глобальна, несмотря на то, что эта история для меня в какой-то степени личная, ведь я вырос вместе с Чарли Брауном. Снупи знают в США, в Японии, да и вообще комиксы Peanuts довольно широко известны в мире, но это не важно, потому что моей целью было создать фильм, который понравился бы самой разной публике. И это означает, что он должен состоять из различных компонентов – великолепного экшна, большого количества юмора, смеха. Вы убедитесь в этом при просмотре – это комедия действий, в ней много экшна и смешных эпизодов. Однако самое главное – у мультфильма, конечно, должно быть сердце. И чем я особенно горжусь, так это тем, что история сама по себе – это месседж, который мы можем адресовать своим детям. Разные поколения смогут получить удовольствие от мультфильма, потому что это послание об общечеловеческих ценностях: не обязательно быть победителем и завоевывать золотые медали, чтобы стать важной частью жизни других людей. Куда значительнее маленькие победы: быть добрым, быть честным, много трудиться. Все это обогащает твою жизнь и жизнь тех, кто тебя окружает. В этом смысле наш мультфильм – потрясающая универсальная история.
И все же правильно ли мы понимаем, что эта история в большей степени для семейной аудитории? Насколько она может быть интересна, скажем, молодым парам?
Не знаю, я вижу это так: я – взрослый человек, я работал над этим мультфильмом три года, мы вложили в него очень много всего – что-то нас смешит, что-то трогает наши сердца, что-то восхищает. Все это время мы были увлечены, вдохновлены работой над этим проектом. А вообще, я никогда не делаю мультфильмы исключительно для детей.
Но ведь тут есть же разница, например, с ЛЕДНИКОВЫМ ПЕРИОДОМ, на который идет самая широкая аудитория как на блокбастер?
Конечно, СНУПИ – это не МСТИТЕЛИ (смеется). Я думаю, это потрясающий семейный опыт. Когда я начинал работу над этим мультфильмом три года назад, то представлял, как буду смотреть его со своими родителями и детьми. Это очень сложно – сделать такой фильм, который понравился бы всем. Мы хотели, чтобы на него в кинотеатры пришли бабушки, дедушки, родители и дети, посмотрели его вместе и получили удовольствие. Это будет отличным развлечением для всех, каждый найдет в нем что-то свое. Вот что стало моей основной задачей. Этот мультфильм рассчитан на самую широкую аудиторию. Но в первую очередь, конечно, именно родители с детьми отлично проведут время за просмотром.
В России СНУПИ выходит накануне Нового года. На презентации мы увидели, что в мультике есть снег, но будут ли там какие-то рождественские чудеса?
Рождественских чудес там нет, но действия в мультике начинаются с первым снегом. У нас есть каток, герои много играют в хоккей, зимняя натура, все очень симпатично. Я думаю, зима – очень эффектное время года для подобного рода истории. И там есть забавные моменты, связанные с Россией, которые могут понравиться вашим зрителям. Чарли Браун получает серьезное задание: ему нужно подготовить доклад о прочитанной книге, а именно – о «Войне и мире» Льва Толстого. И у него, конечно, шок, когда он впервые видит эту книгу. Не все дети знают, как она выглядит. И вот герой обнаруживает, какая она огромная, и выражает свое недовольство теми же словами, которые мы употребляем, когда видим «Войну и мир» в первый раз. Так вот, Чарли Брауну нужно прочитать все это за один уикенд, чтобы сделать доклад.
Скорее всего большинство российских зрителей, которые придут на мультфильм, эту книгу не читало.
Верю, она огромная! (Смеется.)
Если взглянуть на анимацию в целом, то можно увидеть, что в этом году в США выходило не очень много мультфильмов. В нашем прокате эти пробелы заполняются независимыми анимационными проектами из разных стран. Как вы можете охарактеризовать интерес американских зрителей к анимации? На что они сегодня ходят в кинотеатры?
Я думаю, интерес к анимации все еще огромный. Посмотрите на бокс-офис этого года – мультфильмы заработали очень много, а значит, многие люди ходят на них в кинотеатры. Я думаю, что самое главное для нас и для меня как для аниматора – это продолжать осваивать новые территории, рассказывать новые истории, причем на новый лад. В этом смысле мы очень гордимся нашим мультфильмом. Есть множество сюжетов, в которых маленький мальчик спасает оленей или становится другом динозавру – в общем, происходит что-то такое героическое. А наша история больше относится к обычному человеческому опыту. Здесь тоже есть приключения, но они в основном из реальной жизни. Очень важно находить новые истории и новые анимационные стили для их изложения. Иначе мы начнем повторяться, и зрители заскучают.
Однако в следующем году мы все же увидим новый ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД.
Ну это тоже вызов – делать новую серию ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА. Искать новые подходы, новых персонажей, новые способы их представить. Мы никогда не беремся за работу, если у нас нет свежих идей.