top banner

Мэри Назари: «На «Пионере» общее снижение рынка никак не отражается»

Автор: Рая Башинская

6 ноября 2018

Гендиректор компании – о прокатной деятельности, жизни кинотеатра и проекте «Русское краткое»

«Пионер» начал выпускать киноальманахи с российскими короткометражными фильмами под общим названием РУССКОЕ КРАТКОЕ. Кроме работ начинающих режиссеров, в сборниках представлены фильмы таких известных постановщиков, как Григорий Константинопольский, Владимир Мирзоев, Наталья Назарова, Алиса Хмельницкая. Зрители также смогут познакомиться с режиссерскими дебютами Ксении Раппопорт и Александра Домогарова-мл. Чем этот проект будет интересен аудитории, каковы перспективы жанра в российском прокате, а также о кинопрокатной деятельности «Пионера» БК рассказала генеральный директор компании Мэри Назари.

Чем вас как прокатчика привлек проект РУССКОЕ КРАТКОЕ?

РУССКОЕ КРАТКОЕ мне представляется проектом, который все ждали. В этом году происходит некоторый важный перелом в кинотеатральном прокате, а именно поворот российского зрителя в сторону локального кино. Тут был ряд важных причин, но прежде всего невероятно возросшее качество самих фильмов. А вот короткий метр никогда не добирался до широких экранов. РУССКОЕ КРАТКОЕ дает возможность любому кинотеатру решить две задачи: каждый месяц независимо от графика релизов полнометражных российских картин иметь в расписании отечественный контент, а также привлекать хорошую новую аудиторию, интересующуюся кино – потому что люди, особенно молодые, любят короткий метр, ищут его, но до РУССКОГО КРАТКОГО у зрителя никогда не было возможности смотреть его регулярно в кинотеатрах. Кроме того, по аналогии с известными мировыми показами короткометражного кино, у нас объявлен конкурс, и лучший по итогам исключительно зрительского голосования фильм получит приз в 200 тысяч рублей.

Как вы оцениваете коммерческий потенциал фильма? Какие проекты вы рассматриваете как основные кассовые референсы?

У релиза будет десять выпусков в этом сезоне – последний в июне – июле. Референсов пока никаких нет, проект совершенно уникальный; и мы надеемся на очень хорошие кассовые сборы.

Как будет выстраиваться маркетинговая поддержка фильма? Какие инструменты и ресурсы будут задействованы?

Маркетинговая поддержка будет очень широкой: партнером проекта стала социальная сеть «ВКонтакте», и она будет поддерживать важную составляющую – зрительское голосование, которое мы запустим на официальной странице проекта в VK. Проект поддерживают и ресурсы холдинга Rambler – не только медийной рекламой, но и редакционно. О киноальманахе будут рассказывать охватные релевантные СМИ. Кроме того, партнером проекта выступает один телеканал, который поддерживает российское кино, и сейчас мы договариваемся о том, что ТВ-премьеры каждого выпуска выйдут в эфире именно там. Ну и конечно, такой большой проект поддерживают серьезные радиопартнеры – «Юмор ФМ» и «Русское Радио».

Дистрибьютор альманаха МУЛЬТ В КИНО рассказывал, что им приходится подгонять разные мультфильмы друг к другу по качеству картинки и звука.  Будете ли вы делать что-то похожее на проекте РУССКОЕ. КРАТКОЕ?

Это необходимое техническое требование к любому альманаху – конечно, все фильмы должны быть записаны в копию с одинаковым уровнем звука и изображения. Но у нас есть неизменные партнеры – компания «Мосфильм Мастер», которая блестяще справляется с этой задачей. Мы всецело им доверяем и вместе тщательно отсматриваем получившийся материал.

В российском прокате уже целый год не было короткометражных проектов с тех пор, как этим перестала заниматься Utopia Pictures. В чем вы видите преимущества этого жанра?

Да, эта компания любила короткометражное кино и с большим вниманием занималась его распространением, с ее уходом с рынка кинопрокатный ландшафт оскудел. Прокат короткого метра позволяет работать с разными жанрами: от короткометражного хоррора и комедии до творческого эксперимента. Зрители РУССКОГО КРАТКОГО увидят фильмы выпускников ВГИКа, школы «Индустрия» и других киношкол, работы независимых авторов. Мы намеренно не формируем сборники вокруг определенных жанров и медийности авторов и актеров, продвигая прежде всего молодое кино, свежие имена и актуальные истории.

Что вы думаете по поводу мнения о том, что прокат короткометражного кино может быть успешен только при постоянной работе с аудиторией и не в виде регулярного, обычного проката, а в качестве событийных показов?

Всем профессионалам отрасли кажется, что прокат любого кино может быть успешен только при постоянной работе с аудиторией, даже если речь идет о ПИРАТАХ КАРИБСКОГО МОРЯ. Чем больше отдельный кинотеатр или киносеть вкладывается в налаживание постоянного контакта со своей аудиторией, тем выше у них сборы как на фильмах с широкой маркетинговой поддержкой, так и на небольших арт-релизах. Посмотрите, как, например, работает кинотеатр «Лена» в Якутске или «Победа» в Новосибирске – их боготворят как мэйджоры, так и небольшие дистрибьюторские компании. Или, например, очень интересно в последние полгода развивается сеть «Киномакс». В Петербурге мы давно работаем с киноцентром «Родина» – они развивают «длинный прокат» и не перестают нас радовать сборами по каждому релизу «Пионера». РУССКОЕ КРАТКОЕ мы предлагаем кинотеатрам в трех форматах: как событийный показ, например, в субботу или воскресенье, либо специальный уикенд – по сеансу в пятницу, субботу и воскресенье, либо обычный прокат. Наши выпуски как раз стартуют не по четвергам, как обычные релизы, а каждую пятницу. И мы хотим дать возможность каждому кинотеатру (даже внутри киносети) выбрать формат и срок сугубо индивидуально, с учетом возможностей публики, потоков и прочих факторов.

Что в целом приходится учитывать и на что обращать внимание при прокате короткометражного кино?

На качество контента прежде всего. Мы выбираем для каждого выпуска фильмы с наибольшим зрительским потенциалом. Например, автор одной короткометражки первого выпуска – легендарный сценарист ЕЛОК Егор Чичканов. При этом, снимая собственную короткометражку, он мог не оглядываться ни на волю продюсера, ни на другие факторы и быть совершенно свободным. Так же и с актерами. В коротком метре снимается много современных звезд, потому что найти время на один съемочный день в своем плотном графике может любая звезда, даже наша главная – Владимир Машков.

РУССКОЕ КРАТКОЕ – редкое отечественное кино, которые вы прокатываете. Какое русское кино вы готовы выпускать?

История кинопрокатной компании «Пионер» началась с русского кино. Наш первый фильм – ТЕСНОТА Кантемира Балагова – это совершенно выдающийся фильм молодого режиссера, у которого, как мы надеемся, очень большое будущее. Вот такое кино – выдающееся, а не проходное – мы и готовы прокатывать. Самых разных жанров.

Изменилось ли что-либо в прокатной стратегии «Пионера» за год работы на кинопрокатном рынке? Нашли ли вы свою нишу на рынке? Как вы оцениваете динамику развития компании?

Мы очень хорошо и динамично развиваемся. Меньше чем за год вошли в топ 15 российских дистрибьюторов. Мы не только нашли нишу, главное, что у нашей компании уже появилось собственное «лицо»: мы покупаем и тщательно прокатываем самое разное кино, но ядро нашего пакета составляют фильмы для детей или семейного просмотра, с очень ясно выраженными ценностями – что есть добро, настоящая дружба, а что предательство, например, без разного рода морального релятивизма.

Как вы оцениваете предложение на международном кинорынке? Многие закупщики, с которыми мы говорили, сообщают о неоправданно высоких ценах на рынке, которые многие из них не могут себе позволить, так как фильмы попросту не отработают свою стоимость в прокате. Что вы думаете по этому поводу?

Такая проблема, несомненно, есть, цены всегда хочется снизить. Но мне кажется, главная проблема все-таки в другом. Я вижу, как на рынке среди независимых прокатчиков много людей с большим опытом, тонким вкусом, настоящей любовью к кино и как много фильмов им хочется купить, чтобы показать нашим российским зрителям, но, увы, не всегда это им удается, потому что кинотеатры берут такие фильмы в прокат сложно и неохотно. Хотя именно кинотеатры и киносети – это те места, которые могут при желании воспитывать и формировать вкусы аудитории. Я уже упоминала и «Лену», и «Победу» и не могу не сказать про свой родной «Пионер» и, конечно же, про грандиозный проект «КАРО.Арт» сети кинотеатров «КАРО» – все эти примеры доказывают, что есть зритель, который с радостью идет на такой контент. В ноябре, например, выходит выдающаяся драма о любви Павла Павликовского ХОЛОДНАЯ ВОЙНА, и мне лично очень хочется, чтобы ему сопутствовал большой успех в прокате.

Какие международные кинорынки для вас наиболее интересны?

Мне очень нравится American Film Market и Каннский Кинорынок. Они для нас пока важнейшие.

Как вы оцениваете соотношение сил в российском кинопрокате? Что вы думаете об условиях распределения доходов от проката между кинотеатрами и независимыми прокатчиками, насколько они равны для всех игроков?

Они неравны, и это неправильное распределение, которое позволяет извлечь сиюминутную выгоду. Но именно контент независимых прокатчиков, большое художественное кино и позволяет кинотеатрам и киносетям работать вдолгую, привлекать качественную платежеспособную публику. Мы работаем над изменением этого несправедливого соотношения с двух сторон – со стороны дистрибьюторов и их объединения в Ассоциацию, чтобы иметь представительство и голос как внутри индустрии, так и в государственных структурах. А с другой стороны, возможно, вы заметили, что в последние недели началась активная стадия борьбы с пиратством. Очень надеюсь, что этот раунд завершится убедительной победой – по крайней мере поисковые системы перестанут выдавать пиратские сайты по этому позорному запросу: «смотреть онлайн в хорошем качестве», потому что только так можно увеличить выручку кинотеатров за прокат хорошего качественного кино, которые как раз и закупают независимые дистрибьюторские компании, а во всю отрасль вернуть десятки миллиардов рублей, которые уплывают к неизвестным пиратам.

Столкнувшись как дистрибьютор с репертуарной политикой других игроков – киносетей и независимых кинотеатров – как вы ее оцениваете?

За исключением тех кинотеатров и сетей, которые я уже называла – оцениваю очень скромно, мягко говоря. Но вижу очень большой потенциал при правильной программной политике.

Насколько сложно организовать доставку материалов от иностранных партнеров для презентаций на Кинорынках? Есть ли смысл показывать букерам нелокализованные материалы?

Материалы надо показывать какие есть. Если нет локализованных, то нужно показывать нелокализованные. Главное, чем раньше мы знакомим кинотеатры с предстоящими релизами, тем больше у них понимания и ожиданий.

На фоне всеобщего спада сборов по сравнению с показателями прошлого года, как обстоят сейчас дела у «Пионера» как у кинотеатра? Растет ли аудитория кинотеатра или она достигла своего предела? Что вы делаете для привлечения новой аудитории?

У «Пионера» уникальное положение на рынке, и удивительным образом на посещаемости кинотеатра общее снижение на рынке никак не отражается. Мы замечательно отработали три летних месяца в летних «Пионерах» – погода была сказочная. Закрыли сезон с огромным плюсом.

Как вы оцениваете новую законодательную инициативу по ограничению доли сеансов одного иностранного фильма 35 процентами? Было ли у вас в практике как у двухзального кинотеатра, чтобы доля фильма превышала этот показатель?

Кинотеатр «Пионер» еще до всяких протекционистских мер имел самую высокую долю российского кино – мы с самого начала своей деятельности показывали русское авторское кино. Но главное, в двух залах, на 14–16 сеансах мы демонстрируем уникальное, почти виртуозное, разнообразие репертуара, нам потребовалось некоторое время, чтобы убедить мэйджоров не вменять нам определенное количество сеансов. Согласитесь, это смешно, когда букер, работающий полгода, диктует нам количество сеансов и время в расписании, не понимая, когда и каким образом устроены потоки людей вокруг кинотеатра «Пионер».

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Американская киноакадемия обновила правила премии «Оскар»
Подробнее