Андрей Новиков: «Врачи, как и актеры, – особая каста, требующая самопожертвования»

Продюсер фильма «Врач» о своем проекте-участнике «Кинотавра»
Гоша Куценко дебютирует как режиссер в фильме по собственному сценарию и с собой же в главной роли. Снять эту картину ему помог продюсер Андрей Новиков. Вместе они работали уже на трех фильмах Виктора Шамирова – УПРАЖНЕНИЯ В ПРЕКРАСНОМ, СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ и ИГРА В ПРАВДУ. В определенном смысле ВРАЧ продолжает эту трилогию, посвященную внутреннему миру «маленьких» людей среднего возраста, и рассказывает о немолодом враче-нейрохирурге, в настоящем и будущем которого слишком мало радостных моментов.
Андрей, с мотивацией Гоши в этом проекте все понятно, а почему вы решили взяться за него? Что вас привлекло?
Гоша написал эту историю всем сердцем, и поэтому я в нее поверил. В сотрудничестве с Гошей мы делали три картины, где он был соавтором сценария и большой творческой единицей. На этот раз Куценко сам написал сценарий ВРАЧА, сценарий мне понравился. Гоша много общался с врачами, хорошо знает эту среду. У него были режиссерские амбиции, и мы решили: а почему бы и нет? Почему не попробовать? Давай посмотрим, что из этого выйдет! Так все и началось.
Как вы отважились на то, чтобы режиссер-дебютант еще и главную роль исполнял?
Это был очень трудный выбор, мы долго думали, очень долго обсуждали этот момент. Понятно, что когда он значительную часть съемок сам находится в кадре, то это риск, трудно при этом еще и режиссировать. Но после долгих размышлений, после проб разных актеров мы пришли к выводу, что, наверное, Гоша пойдет на этот риск и сам сыграет главную роль. Так как он написал эту историю, так как он ее прожил, то лучше, чем кто-либо, понимает главного героя. И так как он – блестящий актер, то нам показалось, что никто лучше не сыграет этого персонажа. Если оценивать издержки и преимущества, то последние определенно перевешивают.
Вы давно знаете Гошу?
Около десяти лет. Когда-то мы с братом организовали в Ялте компанию «Ялта-фильм». И когда Куценко с Шамировым снимали свою первую совместную картину ДИКАРИ, то арендовали у нас камеры и свет. Так мы с ними и познакомились. Точно не помню, какой это был год. Может быть, 2006-й или 2007-й.
Чем для Куценко является эта история? Почему именно врач? Это что-то очень личное? Насколько нам известно, у него мама была рентгенологом.
У Гоши так получилось в жизни, что он погрузился в эту атмосферу, в эту среду, набрал много информации. С момента, когда он придумал историю, и до того, как мы вышли на площадку, прошло два с половиной года. Все это время он дорабатывал сценарий, что-то заново переживал, уточнял, менял, много общался с врачами, в том числе с профессором Ксенией Семеновой, заслуженным врачом, которой больше 90 лет. Он вживался в эту роль. Врачи, как и актеры, – это особая каста, очень специфическая, от многих ее представителей требуется самопожертвование. С нами на площадке постоянно находился врач-консультант, Гошин знакомый, который закончил медицинский институт и имел практику, работал в больнице. Он постоянно подсказывал какие-то детали, говорил, например, что медсестры себя так не ведут, и так далее. У нас действительно есть очень правдоподобные кадры, где все по-настоящему.
Какую роль в судьбе фильма сыграла полученная господдержка?
Спасибо Минкульту, что у них есть такая программа, как финансирование дебютов. Без денег министерства мы вряд ли подняли бы этот проект – крайне редко продюсеры готовы давать значительные суммы дебютантам и рисковать. Мы здесь не исключение. Даже несмотря на присутствие такой яркой фигуры, как Гоша, это крайне большой риск. Кино – это часть нашей культуры, и это правильно, что государство его поддерживает. Вопрос в том, как поддерживать. Доля субъективизма есть всегда, от него никуда не денешься. Я снимаю шляпу перед нашими чиновниками, которые попытались сделать этот процесс максимально прозрачным. Процесс транслируется на сайте Минкультуры, и каждый может посмотреть, как это делается, чтобы пресечь какие-то кулуарные договоренности.
Каковы ваши прокатные планы? Есть ли уже прокатчик и ориентировочная дата релиза?
Мы только что поставили финальную точку в постпродакшне и еще никому не показывали картину. Надеюсь, после показа на «Кинотавре» мы найдем своего прокатчика, и уже тогда будем строить планы по ее выводу в прокат. Справедливости ради сразу скажу, что наша картина не имеет потенциала АВАТАРА. И это кино не для аудитории 20+, скорее для более старшего поколения. Их доля среди посетителей кинотеатров не так велика. Прокат будет, но это, конечно же, не тысяча копий, не широкий релиз, что-то среднее, у нас бывают больше.
Сейчас, когда фильм закончен, вы думаете продолжить работу с Гошей?
Надеюсь, что мы еще, несомненно, поработаем на разных проектах и в разных конфигурациях. Гоша очень переживает по поводу результата своей режиссерской деятельности. Это его «ребенок», его дебют. Я, честно говоря, не знаю... Амбиции продолжать снимать дальше у него есть. Но как оно получится – посмотрим. Я надеюсь, что ВРАЧ к чему-то приведет!