top banner

Алексей Федорченко: «Нам нужна сеть кинотеатров по всей стране, где показывают авторское кино»

Автор: Юлия Шампорова

19 октября 2023

БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России

Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.

Главный редактор БК Юлия Шампорова поговорила с режиссером Алексеем Федорченко для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.

Чтобы люди смотрели авторское кино, его нужно показывать. Но такое кино совсем перестали демонстрировать. Мы снимаем кино, но государственная или частная система, которая должна доводить кино до зрителей, не работает. Подобно тому, как в человеческом теле до мозга не доходят сигналы от внешних рецепторов, если в организме что-то сломано. Если человек принимает наркотики, это разрушает его систему, и если такой человек держит руку над огнем, он может спокойно смотреть, как она горит, так как сигналы до мозга не доходят. Так и авторское кино не доходит до зрителя, так как нет передатчика, в стране разрушен показ интеллектуального кино. Нам нужна сеть кинотеатров по всей стране, где показывают авторское кино. Причем эта сеть должна быть модной и максимально элитной, чтобы туда было сложно попасть. Тогда зрители будут туда стремиться.  

Чтобы вернуть детей к просмотру, нужно возобновить телепоказ хорошего кино. Условно, чтобы в воскресенье в 12 часов они прибегали к телевизору и садились смотреть, для начала, МОРОЗКО. Постепенно через такие фильмы они выйдут на мировую классику. Но сейчас это уничтожено, этого нет. Сейчас они смотрят клиповое, яркое кино. Вернуть их к авторскому, умному кино невероятно сложно. Это уже будет не развлечение или отдых, а труд. Зритель всегда хочет только то, что уже видел. Знакомый жанр, знакомое лицо. Чтобы воспринять что-то новое, нужно уже совершать усилие. 

Сегодня прокатчики либо ленятся, либо не умеют работать с авторским кино. Они работают только с привычными, стандартными фильмами, но авторские фильмы требуют индивидуального подхода. Требуется искать конкретные сегменты зрителей, которым интересен тот или иной фильм, каким бы он ни был небольшим. Но фестивали все равно очень важны, однако не для продвижения кино, а как творческие лаборатории. Когда фестивали проходят много лет, молодежь варится в их творческом бульоне, и постепенно вырастает уже не одно поколение, которое умеет делать и понимает кино. В городах, где есть фестивали, кино развивается лучше, чем там, где фестивалей нет. 

Мне скучно снимать коммерческое кино, и я решил делать необычное кино без оглядки на зрителя. При этом мне как режиссеру особая поддержка не нужна. Мои фильмы зрителя находят, я по этому поводу совсем не волнуюсь. Каждый год в разных местах проводятся ретроспективы, в том числе за рубежом в различных колледжах, и на них показывают мои фильмы.

Я пока платформы не понимаю, только начинаю их изучать, тесных контактов у меня с ними не было. По сути, это такой же прокат, где есть продюсерский диктат, и где люди, работающие внутри, считают, что зрители глупее их. И поэтому чем проще фильм, тем больше у него зрителей. Так телевизором и платформами создается современная публика.

Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.

Фото: Геннадий Авраменко

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту национальных фильмов от лидеров кинопроизводства
Подробнее
Госдума рассчитывает приравнять деструктивный контент к экстремистскому
Подробнее
Реконструкция кинотеатра «Аврора» в Санкт-Петербурге начнется осенью 2026 года
Подробнее
Стартовал прием заявок на участие в Promo Fest Pay TV
Подробнее
Сиквел «Злой» может продемонстрировать лучший старт 2025 года в американском прокате
Подробнее
Господдержка кинопроизводства будет слегка увеличена в 2026 году
Подробнее
Предложение Netflix о покупке Warner Bros. Discovery включает выпуск фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Звезды «Холодного сердца» получат по $60 млн за работу над двумя продолжениями
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Авиатор» стартовал со второй строчки
Подробнее
Госдума приняла в первом чтении закон об увеличении срока давности за показ фильмов без ПУ
Подробнее
НТВ заключил эксклюзивный контракт со сценаристом «Ментовских войн»
Подробнее
ИРИ открыл конкурс на создание национального контента
Подробнее
Касса четверга: «Иллюзия обмана 3» остается в лидерах
Подробнее
Фестиваль «Зимний» представил участников кинорынка авторского кино и деловую программу
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Иллюзия обмана 3» уверенно забрала золото чарта
Подробнее
Warner Bros. Discovery рассчитывает принять финальное решение о продаже к концу года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 20-23 ноября
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Авиатор» взлетел выше «Повелителя ветра» и «Селфи»
Подробнее
Касса России: «Иллюзия обмана 3» с большим отрывом возглавила прокат
Подробнее
Дракула в пиратской бухте
Подробнее