top banner

Алексей Федорченко: «Нам нужна сеть кинотеатров по всей стране, где показывают авторское кино»

Автор: Юлия Шампорова

19 октября 2023

БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России

Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.

Главный редактор БК Юлия Шампорова поговорила с режиссером Алексеем Федорченко для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.

Чтобы люди смотрели авторское кино, его нужно показывать. Но такое кино совсем перестали демонстрировать. Мы снимаем кино, но государственная или частная система, которая должна доводить кино до зрителей, не работает. Подобно тому, как в человеческом теле до мозга не доходят сигналы от внешних рецепторов, если в организме что-то сломано. Если человек принимает наркотики, это разрушает его систему, и если такой человек держит руку над огнем, он может спокойно смотреть, как она горит, так как сигналы до мозга не доходят. Так и авторское кино не доходит до зрителя, так как нет передатчика, в стране разрушен показ интеллектуального кино. Нам нужна сеть кинотеатров по всей стране, где показывают авторское кино. Причем эта сеть должна быть модной и максимально элитной, чтобы туда было сложно попасть. Тогда зрители будут туда стремиться.  

Чтобы вернуть детей к просмотру, нужно возобновить телепоказ хорошего кино. Условно, чтобы в воскресенье в 12 часов они прибегали к телевизору и садились смотреть, для начала, МОРОЗКО. Постепенно через такие фильмы они выйдут на мировую классику. Но сейчас это уничтожено, этого нет. Сейчас они смотрят клиповое, яркое кино. Вернуть их к авторскому, умному кино невероятно сложно. Это уже будет не развлечение или отдых, а труд. Зритель всегда хочет только то, что уже видел. Знакомый жанр, знакомое лицо. Чтобы воспринять что-то новое, нужно уже совершать усилие. 

Сегодня прокатчики либо ленятся, либо не умеют работать с авторским кино. Они работают только с привычными, стандартными фильмами, но авторские фильмы требуют индивидуального подхода. Требуется искать конкретные сегменты зрителей, которым интересен тот или иной фильм, каким бы он ни был небольшим. Но фестивали все равно очень важны, однако не для продвижения кино, а как творческие лаборатории. Когда фестивали проходят много лет, молодежь варится в их творческом бульоне, и постепенно вырастает уже не одно поколение, которое умеет делать и понимает кино. В городах, где есть фестивали, кино развивается лучше, чем там, где фестивалей нет. 

Мне скучно снимать коммерческое кино, и я решил делать необычное кино без оглядки на зрителя. При этом мне как режиссеру особая поддержка не нужна. Мои фильмы зрителя находят, я по этому поводу совсем не волнуюсь. Каждый год в разных местах проводятся ретроспективы, в том числе за рубежом в различных колледжах, и на них показывают мои фильмы.

Я пока платформы не понимаю, только начинаю их изучать, тесных контактов у меня с ними не было. По сути, это такой же прокат, где есть продюсерский диктат, и где люди, работающие внутри, считают, что зрители глупее их. И поэтому чем проще фильм, тем больше у него зрителей. Так телевизором и платформами создается современная публика.

Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.

Фото: Геннадий Авраменко

Самое читаемое

Новинки декабря в онлайн-кинотеатре «Амедиатека»
Подробнее
Минкультуры предлагает ввести полное госфинансирование анимации
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках декабря
Подробнее
Netflix рухнул во время премьеры финального сезона «Очень странных дел»
Подробнее
Стали известны победители кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
Подробнее
Премия «Большая цифра» открыла новую категорию для визуальных новаторов
Подробнее
Warner Bros. просит покупателей сделать более выгодные предложения
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Иллюзия обмана 3» снова первая
Подробнее
Касса четверга: лучшей новинкой стал триллер «Умри, моя любовь»
Подробнее
«Comic Con Игромир 2025» представил вторую часть кинопрограммы
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу
Подробнее
Все иностранные фильмы будут демонстрироваться в Армении с субтитрами
Подробнее
В России разработан стандарт для производителей детского и подросткового контента
Подробнее
«Зимний» убрал драму «Социализация» из программы фестиваля
Подробнее
Paramount выпустит новый «Час пик»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Умри, моя любовь» расположилась выше всех новинок
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 27-30 ноября
Подробнее
В Москве прошла премьера мелодрамы «Два мира, одно желание»
Подробнее
Касса России: «Авиатор» смог вырвать серебро
Подробнее