top banner

Алексей Федорченко: «Нам нужна сеть кинотеатров по всей стране, где показывают авторское кино»

Автор: Юлия Шампорова

19 октября 2023

БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России

Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.

Главный редактор БК Юлия Шампорова поговорила с режиссером Алексеем Федорченко для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.

Чтобы люди смотрели авторское кино, его нужно показывать. Но такое кино совсем перестали демонстрировать. Мы снимаем кино, но государственная или частная система, которая должна доводить кино до зрителей, не работает. Подобно тому, как в человеческом теле до мозга не доходят сигналы от внешних рецепторов, если в организме что-то сломано. Если человек принимает наркотики, это разрушает его систему, и если такой человек держит руку над огнем, он может спокойно смотреть, как она горит, так как сигналы до мозга не доходят. Так и авторское кино не доходит до зрителя, так как нет передатчика, в стране разрушен показ интеллектуального кино. Нам нужна сеть кинотеатров по всей стране, где показывают авторское кино. Причем эта сеть должна быть модной и максимально элитной, чтобы туда было сложно попасть. Тогда зрители будут туда стремиться.  

Чтобы вернуть детей к просмотру, нужно возобновить телепоказ хорошего кино. Условно, чтобы в воскресенье в 12 часов они прибегали к телевизору и садились смотреть, для начала, МОРОЗКО. Постепенно через такие фильмы они выйдут на мировую классику. Но сейчас это уничтожено, этого нет. Сейчас они смотрят клиповое, яркое кино. Вернуть их к авторскому, умному кино невероятно сложно. Это уже будет не развлечение или отдых, а труд. Зритель всегда хочет только то, что уже видел. Знакомый жанр, знакомое лицо. Чтобы воспринять что-то новое, нужно уже совершать усилие. 

Сегодня прокатчики либо ленятся, либо не умеют работать с авторским кино. Они работают только с привычными, стандартными фильмами, но авторские фильмы требуют индивидуального подхода. Требуется искать конкретные сегменты зрителей, которым интересен тот или иной фильм, каким бы он ни был небольшим. Но фестивали все равно очень важны, однако не для продвижения кино, а как творческие лаборатории. Когда фестивали проходят много лет, молодежь варится в их творческом бульоне, и постепенно вырастает уже не одно поколение, которое умеет делать и понимает кино. В городах, где есть фестивали, кино развивается лучше, чем там, где фестивалей нет. 

Мне скучно снимать коммерческое кино, и я решил делать необычное кино без оглядки на зрителя. При этом мне как режиссеру особая поддержка не нужна. Мои фильмы зрителя находят, я по этому поводу совсем не волнуюсь. Каждый год в разных местах проводятся ретроспективы, в том числе за рубежом в различных колледжах, и на них показывают мои фильмы.

Я пока платформы не понимаю, только начинаю их изучать, тесных контактов у меня с ними не было. По сути, это такой же прокат, где есть продюсерский диктат, и где люди, работающие внутри, считают, что зрители глупее их. И поэтому чем проще фильм, тем больше у него зрителей. Так телевизором и платформами создается современная публика.

Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.

Фото: Геннадий Авраменко

Самое читаемое

Названы победители 47-го ММКФ
Подробнее
Касса четверга: «Кракен» вновь возглавил прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал фильм ужасов «Оно. Новая глава»
Подробнее
Премия ТЭФИ объявила номинантов за 2024 год
Подробнее
Праздничное эхо: итоги российского онлайн-проката в марте и в первом квартале 2025 года
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 21–27 апреля 2025 года
Подробнее
Глава Netflix вновь выступил против кинотеатральной модели
Подробнее
РОСКИНО начало прием заявок на участие в Шанхайском международном кино- и ТВ-рынке
Подробнее
«Яндекс» отчитался о финансовых результатах по итогам первого квартала 2025 года
Подробнее
Режиссер «Аноры» начнет съемки нового фильма этой осенью
Подробнее
Касса России: «Денискины рассказы» стартовали с третьей строчки
Подробнее
Премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала лауреатов за 2024 год
Подробнее
В Таиланде стартовал Фестиваль российского кино
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Кракен» во второй раз возглавил прокат
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 1–4 мая
Подробнее
Предпродажи уикенда: «В списках не значился» превзошел «Воздух»
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» представил деловую программу
Подробнее
В Следственном комитете появится совет по культуре
Подробнее
В Premier и Rutube провели ряд назначений на руководящие должности
Подробнее