top banner

Денис Яньшин: «Диваны становятся все мягче, плазмы – все шире, конкурировать с домашним показом все сложнее»

Автор: Павел Гайков

27 сентября 2013

Сахалинский показчик - об особенностях кинопроката на Дальнем Востоке

Денис Яньшин - директор государственного автономного учреждения культуры «Сахалинское кинодосуговое объединение», в непосредственном вèдении которого находятся два кинотеатра в Южно-Сахалинске - «Комсомолец» и «Октябрь», где установлен крупнейший на острове экран. О специфике кинопоказа на Сахалине, работающих и неработающих здесь трендах и многом другом Денис Яньшин рассказал в интервью «БК» во время 3-го международного кинофестиваля «Край света», одним из организаторов которого он также является.

В чем специфика сахалинской аудитории? Кто ходит здесь в кинотеатры и что предпочитает местный зритель?

Публика здесь такая же, как и по всей стране, и ее ядро – это молодежь. Посредством разных локальных мероприятий, в том числе и фестиваля «Край света», мы пытаемся привлекать в наши кинотеатры более взрослую аудиторию. Ставку делаем на то, что зритель, посетивший фестиваль, вспомнит о культуре похода в кино. Также рано утром по средам мы бесплатно показываем старые фильмы из нашего архива – публика к ним уже привыкла, ей нравится. Ни для кого не секрет, что картины, нацеленные на более возрастную аудиторию, не всегда имеют успех. Более взрослые зрители очень долго «раскачиваются», с ними стандартные маркетинговые ходы работают слабо. Главным двигателем таких фильмов становится «сарафан», в первый уикенд они, как правило, зарабатывают мало. Если «сарафан» хороший, то на второй, третий уикенд публика потянется в кинотеатры, но тут картину уже надо убирать из репертуара – это специфика однозальников. Такая история у нас была, например, с проектом О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ. Найти место фильмам для взрослой аудитории сложно, но мы все равно стараемся это делать, ставя хотя бы один-два сеанса, выбирая не самые загруженные более очевидными коммерческими хитами недели.

Нужно много работать со зрителем. У меня в голове есть масса проектов, которые могут быть успешными, но ими надо заниматься. Например, я хочу показывать здесь фильмы на английском языке. У нас на Сахалине есть достаточное количество обеспеченных людей, которые работают в нефтяной или другой промышленности, приезжая из США, Англии, Турции и других стран. Они компактно живут в поселках коттеджного типа и, следовательно, не вовлечены в общественную жизнь острова. Но рано или поздно мы доберемся и до этой аудитории. 

Какие фильмы этого сезона блокбастерв особенно успешно выступили в ваших кинотеатрах?

Лето вообще получилось неплохим. Отлично прошли все проекты Fox, но тут своя специфика. На острове есть еще один показчик – «Киномир», в распоряжении которого «Самый лучший кинотеатр» в торговом комплексе «Сити Молл». У них не сложились отношения с Fox, и вышло так, что мы работаем с этим дистрибьютором эксклюзивно. Из последнего очень хорошо пошел ГАДКИЙ Я 2. Ожидаемо успешно прошел ФОРСАЖ 6. Мы организовали его премьеру (хоть и нечасто это делаем) – собрали «прокачанные» машины со всего острова, вытащили на сцену мотоцикл, устроили файер-шоу. Это делается даже не столько ради привлечения дополнительных сборов – нам самим нравится проводить премьеры, они способствуют пропаганде кино вообще.

В репертуаре ваших кинотеатров нет релизов WDSSPR. С чем это связано?

По-моему, это вообще прецедент федерального масштаба – WDSSPR не сотрудничает с нами, так сложилось еще до меня. И когда я об этом узнал, то не мог в это поверить. WDSSPR работает только с нашими конкурентами. Я очень хочу исправить эту ситуацию и надеюсь, что в будущем мне удастся на нее повлиять.

Как идет процесс «цифровизации» залов и много ли пленочных проекторов осталось на острове?

Они есть в моих кинотеатрах, хоть уже и не являются основными. Не демонтируем мы их в первую очередь из-за фестивалей. Кроме того, я еще помогаю тем кинотеатрам на острове, которые находятся в муниципальном подчинении, являюсь для них посредником в отношениях с дистрибьюторами, потому что сами эти заведения не в состоянии собрать средства, даже чтобы попасть на Кинорынки. У них нет опыта, нет менеджеров, способных расписать фильмы, и так далее. Таких кинотеатров сейчас пять, они находятся за пределами Южно-Сахалинска, в небольших городах. Еще три года назад этих площадок, по сути, не существовало и коммерческим потенциалом они не обладают – там в принципе невозможно окупить средства, вложенные в киноаппаратуру. Оборудование для кинопоказа там приобреталось за счет муниципальных средств, коммерческих партнеров найти таким кинотеатрам очень проблематично. В этих залах пленочные проекторы остались, а в Холмске у нас еще и вовсе КПК стоит. В Корсакове три года назад поставили пленочный проектор Christie – прогадали, не сориентировались и вовремя никто не подсказал, что надо брать цифровой. Все понимают, что надо «оцифровываться», но все упирается в возможности. В советские годы на Сахалине действовало больше тысячи киноустановок в каждом доме культуры, в воинских частях и так далее. Потом произошел резкий спад, связанный со всем нам известными факторами. И в результате на Сахалине в районах долгое время показывали только старые картины из фильмофонда и мультфильмы для детей по 20 рублей за билет. Сборы со всех этих показов в 2009-м составили 7 тысяч рублей. Мы начали исправлять эту ситуацию, договорились с дистрибьюторами, и уже за первый год сборы приблизились к миллиону рублей.

Проблем все равно хватает, в первую очередь ощущается нехватка квалифицированного персонала – Москва, как пылесос, утягивает лучшие кадры и отсюда. Но потихоньку мы работаем и над этой проблемой. Я думаю, например, в ближайшее время устроить свой, сахалинский мини-кинорынок для местных директоров кинотеатров, чтобы погрузить их в правильное информационное поле, потому что далеко не все понимают, даже как должна выглядеть афиша.

Как обстоят дела с динамикой посещаемости на Сахалине? В Южно-Сахалинске не так давно закрылось два кинотеатра, осталось три. Этого достаточно для города с населением в двести тысяч человек?

Почему именно закрылись те два кинотеатра, мне сказать сложно – для этого надо глубже погружаться в их экономику. Но в одном из них стоял пленочный проектор, а мы все понимаем, что уже пришла пора менять их. При этом на протяжении последних двух лет наблюдался некоторый спад посещаемости, который я связываю с развитием Интернета. На Сахалин пришел высокоскоростной Интернет, пусть и дорогой, и остров вступил в эру «лени на диване». Диваны становятся все мягче, плазмы – все шире, конкурировать с домашним показом все сложнее: для этого нужно беспрестанно работать над улучшением качества кинотеатров, что требует постоянных серьезных вложений.

«Октябрь», крупнейший кинотеатр Сахалина, где раньше проходили показы фестиваля «Край света», недавно закрылся на капитальный ремонт, который продлится около года. Чем было мотивировано это решение и как получилось так, что он закрылся буквально за неделю до очередного фестиваля?

Кинотеатру «Октябрь» 45 лет, и за это время он ни разу капитально не ремонтировался. В нем старое все – само здание, отопление, вентиляция, экран... Внутри пахнет сыростью, расстояние между рядами не соответствует нормам. И при этом в нем стоит самый большой на острове экран шириной 21 метр. Мы долго готовили проектную документацию, в том числе и для того, чтобы адаптировать эту площадку к проведению концертов. Закрыться мы должны были еще весной, но затянулся процесс согласования документов. На тот момент уже возникла идея создания единого фестивального кластера в центре Южно-Сахалинска, основной площадкой которого должен был стать Театральный центр имени Чехова. В итоге мы решили не отказываться от этой идеи, буквально накануне фестиваля установили в театре все необходимое для кинопоказа оборудование и закрыли «Октябрь». Вышло немного курьезно, но ничего не поделаешь. На самом деле даже хорошо, что так получилось, потому что основная фестивальная жизнь сосредоточилась в одном месте – там удалось смонтировать летний кинотеатр под открытым небом и шатры. Такого пространства на площади перед «Октябрем» нет. Где дальше проводить фестиваль, когда «Октябрь» заработает вновь, мы пока не знаем – есть разные мнения на этот счет, и решение зависит не от меня. Ориентировочный срок выполнения всех ремонтных работ – десять месяцев. Мы получили поддержку губернатора, из областного бюджета нам обещали выделить порядка 400 миллионов рублей.

Каким будет техническое оснащение кинотеатра?

Мы хотим поставить два цифровых проектора, чтобы максимально приблизиться к качеству показа, в том числе и на 3D-сеансах, где дополнительный аппарат будет обеспечивать необходимую яркость. Ширину экрана оставим без изменений. Хотим перейти на систему очков MasterImage или аналогичную, использующую технологию круговой поляризации. Мы уже опробовали ее в другом нашем кинотеатре, «Комсомолец», и остались довольны – зрителю с ними комфортно. По качеству картинки претензий нет, все очень ярко. Мне иногда говорят про блики на изогнутом посеребренном экране, но это, на мой взгляд, не критично. Мы предлагаем посетителям на входе стандартные очки, но также предоставляем возможность приобрести более усовершенствованные модели для личного пользования.

Насколько ваш зритель готов покупать индивидуальные очки?

Мы запустили эту систему год назад, и поначалу у нас покупали по одной паре очков в неделю – да, процесс шел неактивно, но чем дальше, тем больше очков мы стали продавать. Не стоит ожидать мгновенной реакции зрителя – он должен ознакомиться с технологией, оценить ее, понять, что он это хочет. Нужно оборудовать точку продажи, заниматься маркетингом – например, мы устраивали розыгрыши в социальной сети «ВКонтакте». Наконец, нужно дождаться «сарафана» от тех, у кого уже есть свои индивидуальные очки. Могу также отметить, что хорошо продаются детские варианты очков – маленькие, легкие и удобные. Важно и то, что на Сахалине нигде больше такой системы нет, и, продавая зрителю очки, я понимаю, что он – мой.

Насколько вообще популярно 3D на острове? В мире наблюдается спад интереса к этой технологии.

На Сахалин это не распространяется. Я не так давно общался с коллегами, которые утверждают, что в средней полосе России все обычные сеансы сегодня предпочитает, грубо говоря, 70 процентов аудитории, а 3D – только 30. У меня прямо противоположная ситуация при том, что 3D дороже. Так что пока я спада интереса к этой технологии не боюсь.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее