top banner

Эксперты киноиндустрии о том, почему в России женщины пока не снимают блокбастеры: Елена Гликман

Автор: Рая Башинская

31 июля 2023

Комментирует генеральный продюсер компании «Телесто», продюсер фильмов ПИТЕР FM, БЕЛОЙ ДОРОГИ!

Успех БАРБИ Греты Гервиг в зарубежном прокате вдохновил нас разобраться, почему женщины-режиссеры в России не снимают крупнобюджетное зрительское кино. Российские режиссеры и продюсеры рассказали БК, в чем они видят причины этого и какие предпосылки могут изменить существующее положение вещей. Комментирует генеральный продюсер компании «Телесто», продюсер фильмов ПИТЕР FM, БЕЛОЙ ДОРОГИ! Елена Гликман.

 

В чем вы видите причины того, что женщины в России не снимают крупнобюджетные картины, а в основном занимаются производством авторского кино, арт-мейнстрима или сериалов?

Моя карьера в кинематографе началась с фильма ПИТЕР FM. Несмотря на то, что картина не была крупнобюджетной, а мы все были дебютантами, она хорошо собрала в прокате. ПИТЕР FM стал коммерчески успешным: малобюджетное кино, средства на производство которого в те времена составили около миллиона долларов, оказалось востребовано зрителями. Как мне кажется, Оксана Бычкова вдруг вернула аудиторию к темам, по которым все соскучились. До этого героями фильмов в основном были бандиты, все отрабатывали появившегося в 90-е нового героя. Возможно, картин с бюджетом от 300 миллионов рублей вообще достаточно мало снимают. Государственные субсидии на такие проекты распределяет Фонд кино, а там главенствуют мужчины и отдают предпочтение жесткой мужской руке. При этом такие режиссеры, как Анна Меликян, Оксана Бычкова, Авдотья Смирнова, Наташа Меркулова, снимающие абсолютно зрительское кино, вполне могли бы создавать проекты с большим бюджетом, сложным производством и хорошим бокс-офисом в итоге. По профессиональным качествам и по тому, как они могут руководить группой, они сопоставимы с мужчинами.

Какими навыками в целом должен обладать режиссер коммерческого кино?

Хороший режиссер коммерческого кино должен обладать продюсерской хваткой: понимать, как максимально эффективно распределить бюджет в производстве, как наиболее точно передать историю, как наилучшим образом собрать группу, способную работать над историей. Производственное начало такого режиссера должно быть не менее развито, чем творческое, иначе коммерческое кино превратится в авторское высказывание. Это не плохо, но совершенно не работает на кассу и на зрителя. Не говоря уже о том, что постановщик коммерческого кино должен обладать другими чертами – лидерскими качествами, пунктуальностью, умением коммуницировать, доносить свое видение съемочной группе.

Могут ли такие истории, как успех Греты Гервиг с БАРБИ, послужить толчком к тому, что женщинам в России начнут давать деньги на большое зрительское кино или предлагать его снимать?

Не уверена, что перечисленные выше прекрасные женщины-режиссеры обращались в Фонд кино или к частным инвесторам с подобными проектами. Есть ли у них такие картины? Как они возникают? Например, когда мы работали над своим фильмом с большим бюджетом, спортивной драмой НА ОСТРИЕ, рассчитанной на широкую зрительскую аудиторию, то обратились к Эдуарду Бордукову. Мы выбрали его не из-за того, что он мужчина, а потому что до этого снимали вместе КОРОБКУ, потом он сделал несколько сериалов, телевизионные спортивные фильмы, и мы точно знали, что он справится с задачей. Мое поколение женщин-продюсеров – Екатерина Филиппова, Наталья Мокрицкая – тоже снимали большое кино, но, как правило, с мужчинами. Не могу припомнить случая, чтобы в Фонде кино не выделили средства на большой проект, поскольку усомнились в том, что женщина сможет руководить. Есть же примеры больших фильмов в Советском Союзе, работы замечательных режиссеров Светланы Дружининой, Аллы Суриковой, которые выходили за рамки обычных советских фильмов и делали огромное массовое зрительское кино.

То есть дело в том, что женщины сами не хотят снимать крупнобюджетное кино?

Будучи женщиной-продюсером, я хочу снимать крупнобюджетное кино и масштабные сериалы, оперировать большими бюджетами. С подобными историями я обращаюсь и на телеканалы, и к частным инвесторам. Иногда получается, иногда – нет. Возможно, и у женщин-режиссеров есть такой же опыт. Женщинам-продюсерам отказывают, но и мужчинам тоже отказывают. Режиссеров-мужчин по определению больше, чем женщин. Когда перечисляют режиссеров, которые могли бы снять ту или иную историю, то мужчин называют чаще. Мы недавно обсуждали с телеканалом проект, масштабный исторический сериал на 16 серий, и, перечисляя режиссеров, не упомянули ни одно женское имя. Возможно, называя режиссеров, которые справятся с этим кино, мы исходили из их опыта. Проект крупнобюджетный, сложный, 16 серий – это система съемок, нужно уметь справляться с дикой усталостью. Наверное, у женщин нет опыта съемок больших сериалов. Может быть, они нежнее физически, может быть, не заинтересованы и не берутся за продолжительные проекты. Возможно, это связано с тем, что женщины-режиссеры привносят свою личность в картины, вкладывают больше авторского высказывания в свои фильмы. Ведь ПИТЕР FM получил такую большую зрительскую любовь, с одной стороны, случайно, потому что иногда звезды сходятся и фильмы «выстреливают», а с другой стороны, личная история Оксаны Бычковой, фактически авторское кино про себя, стало вдруг понятно зрителю и востребовано им. История из индивидуальной превратилась в универсальную. Оксана вдруг почувствовала необходимость именно в таком фильме. ПИТЕР FM подчеркивает, что женщина интуитивно ощущает время точнее и тоньше – через себя и свою историю. Возможно, женщины восприимчивее к духу времени, и поэтому их высказывание может быть не грандиозным, а таким же изящным.

Актуальна ли в целом тема гендерного неравенства в отечественной киноиндустрии, на ваш взгляд?

Как продюсер я никогда не испытывала на себе гендерное неравенство. Мне кажется, на любых переговорах и на деловых встречах женщины, наоборот, выигрывают. И потом, сегодня женщины занимают многие высокие посты в кинематографической среде, в частности, на телеканалах и онлайн-платформах. Поэтому у меня никогда не возникало ощущения, что если мне отказали, то отказали как женщине. Скорее в индустрии есть неравенство не по гендеру, а по опытности. Неравенство более опытных, впереди идущих и их высокомерное отношение к тем, кто идет следом. Но так абсолютно везде проявляется конфликт поколений, он же не только среди отцов и детей. Наша компания славится проектами с дебютантами. Я все время запускаю картины с молодыми режиссерами, потому что у меня нет страха перед сотрудничеством с ними. На питчингах проекты дебютантов могут не получить финансирование не потому что режиссер является женщиной или мужчиной, а в силу своей неопытности. Тот же Эдуард Бордуков был дебютантом на фильме КОРОБКА, и у коллег возникали сомнения по поводу того, чтобы отдавать проект молодому режиссеру. Но это была его история, он хотел ее рассказать, поэтому мне было важно, чтобы снял он. В итоге из него вырос роскошный режиссер. Сомнения возникают всегда, но скорее в отношении опыта режиссера, а не его пола.

Фото: пресс-служба компании «Телесто»

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Продюсерская компания «Яр&Ко» займется экранизациями сказок Корнея Чуковского
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 3–9 июня 2024 года
Подробнее
Летняя тень: какое влияние пиратский Голливуд может оказать на российский прокат
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Непослушники» в упорной борьбе вырывают победу
Подробнее
Касса России: «Непослушники» возглавили прокат
Подробнее
«Кинопоиск» оштрафовали на 1,5 млн рублей из-за сериала «Супергерл»
Подробнее
Софья Митрофанова назначена на должность генерального директора «МТС Медиа»
Подробнее
Александр Сокуров откроет свою мастерскую в Армении
Подробнее
Елена Бальмонт покидает пост генерального директора «МТС Медиа»
Подробнее
В рамках ПМЭФ состоялась сессия о работе российской анимации за рубежом
Подробнее
На ПМЭФ обсудили развитие отечественных стриминговых платформ
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 13–16 июня 2024 года
Подробнее
На ПМЭФ состоялась дискуссия о кинодистрибуции в страны БРИКС
Подробнее
Режиссер «В поисках Немо» сделает новую «Историю игрушек»
Подробнее
Европейские телеканалы стали тратить меньше денег на производство контента
Подробнее
В Москве прошла премьера фильма «Голос из космоса»
Подробнее