top banner

Эксперты киноиндустрии о том, почему в России женщины пока не снимают блокбастеры: Елена Гликман

Автор: Рая Башинская

31 июля 2023

Комментирует генеральный продюсер компании «Телесто», продюсер фильмов ПИТЕР FM, БЕЛОЙ ДОРОГИ!

Успех БАРБИ Греты Гервиг в зарубежном прокате вдохновил нас разобраться, почему женщины-режиссеры в России не снимают крупнобюджетное зрительское кино. Российские режиссеры и продюсеры рассказали БК, в чем они видят причины этого и какие предпосылки могут изменить существующее положение вещей. Комментирует генеральный продюсер компании «Телесто», продюсер фильмов ПИТЕР FM, БЕЛОЙ ДОРОГИ! Елена Гликман.

 

В чем вы видите причины того, что женщины в России не снимают крупнобюджетные картины, а в основном занимаются производством авторского кино, арт-мейнстрима или сериалов?

Моя карьера в кинематографе началась с фильма ПИТЕР FM. Несмотря на то, что картина не была крупнобюджетной, а мы все были дебютантами, она хорошо собрала в прокате. ПИТЕР FM стал коммерчески успешным: малобюджетное кино, средства на производство которого в те времена составили около миллиона долларов, оказалось востребовано зрителями. Как мне кажется, Оксана Бычкова вдруг вернула аудиторию к темам, по которым все соскучились. До этого героями фильмов в основном были бандиты, все отрабатывали появившегося в 90-е нового героя. Возможно, картин с бюджетом от 300 миллионов рублей вообще достаточно мало снимают. Государственные субсидии на такие проекты распределяет Фонд кино, а там главенствуют мужчины и отдают предпочтение жесткой мужской руке. При этом такие режиссеры, как Анна Меликян, Оксана Бычкова, Авдотья Смирнова, Наташа Меркулова, снимающие абсолютно зрительское кино, вполне могли бы создавать проекты с большим бюджетом, сложным производством и хорошим бокс-офисом в итоге. По профессиональным качествам и по тому, как они могут руководить группой, они сопоставимы с мужчинами.

Какими навыками в целом должен обладать режиссер коммерческого кино?

Хороший режиссер коммерческого кино должен обладать продюсерской хваткой: понимать, как максимально эффективно распределить бюджет в производстве, как наиболее точно передать историю, как наилучшим образом собрать группу, способную работать над историей. Производственное начало такого режиссера должно быть не менее развито, чем творческое, иначе коммерческое кино превратится в авторское высказывание. Это не плохо, но совершенно не работает на кассу и на зрителя. Не говоря уже о том, что постановщик коммерческого кино должен обладать другими чертами – лидерскими качествами, пунктуальностью, умением коммуницировать, доносить свое видение съемочной группе.

Могут ли такие истории, как успех Греты Гервиг с БАРБИ, послужить толчком к тому, что женщинам в России начнут давать деньги на большое зрительское кино или предлагать его снимать?

Не уверена, что перечисленные выше прекрасные женщины-режиссеры обращались в Фонд кино или к частным инвесторам с подобными проектами. Есть ли у них такие картины? Как они возникают? Например, когда мы работали над своим фильмом с большим бюджетом, спортивной драмой НА ОСТРИЕ, рассчитанной на широкую зрительскую аудиторию, то обратились к Эдуарду Бордукову. Мы выбрали его не из-за того, что он мужчина, а потому что до этого снимали вместе КОРОБКУ, потом он сделал несколько сериалов, телевизионные спортивные фильмы, и мы точно знали, что он справится с задачей. Мое поколение женщин-продюсеров – Екатерина Филиппова, Наталья Мокрицкая – тоже снимали большое кино, но, как правило, с мужчинами. Не могу припомнить случая, чтобы в Фонде кино не выделили средства на большой проект, поскольку усомнились в том, что женщина сможет руководить. Есть же примеры больших фильмов в Советском Союзе, работы замечательных режиссеров Светланы Дружининой, Аллы Суриковой, которые выходили за рамки обычных советских фильмов и делали огромное массовое зрительское кино.

То есть дело в том, что женщины сами не хотят снимать крупнобюджетное кино?

Будучи женщиной-продюсером, я хочу снимать крупнобюджетное кино и масштабные сериалы, оперировать большими бюджетами. С подобными историями я обращаюсь и на телеканалы, и к частным инвесторам. Иногда получается, иногда – нет. Возможно, и у женщин-режиссеров есть такой же опыт. Женщинам-продюсерам отказывают, но и мужчинам тоже отказывают. Режиссеров-мужчин по определению больше, чем женщин. Когда перечисляют режиссеров, которые могли бы снять ту или иную историю, то мужчин называют чаще. Мы недавно обсуждали с телеканалом проект, масштабный исторический сериал на 16 серий, и, перечисляя режиссеров, не упомянули ни одно женское имя. Возможно, называя режиссеров, которые справятся с этим кино, мы исходили из их опыта. Проект крупнобюджетный, сложный, 16 серий – это система съемок, нужно уметь справляться с дикой усталостью. Наверное, у женщин нет опыта съемок больших сериалов. Может быть, они нежнее физически, может быть, не заинтересованы и не берутся за продолжительные проекты. Возможно, это связано с тем, что женщины-режиссеры привносят свою личность в картины, вкладывают больше авторского высказывания в свои фильмы. Ведь ПИТЕР FM получил такую большую зрительскую любовь, с одной стороны, случайно, потому что иногда звезды сходятся и фильмы «выстреливают», а с другой стороны, личная история Оксаны Бычковой, фактически авторское кино про себя, стало вдруг понятно зрителю и востребовано им. История из индивидуальной превратилась в универсальную. Оксана вдруг почувствовала необходимость именно в таком фильме. ПИТЕР FM подчеркивает, что женщина интуитивно ощущает время точнее и тоньше – через себя и свою историю. Возможно, женщины восприимчивее к духу времени, и поэтому их высказывание может быть не грандиозным, а таким же изящным.

Актуальна ли в целом тема гендерного неравенства в отечественной киноиндустрии, на ваш взгляд?

Как продюсер я никогда не испытывала на себе гендерное неравенство. Мне кажется, на любых переговорах и на деловых встречах женщины, наоборот, выигрывают. И потом, сегодня женщины занимают многие высокие посты в кинематографической среде, в частности, на телеканалах и онлайн-платформах. Поэтому у меня никогда не возникало ощущения, что если мне отказали, то отказали как женщине. Скорее в индустрии есть неравенство не по гендеру, а по опытности. Неравенство более опытных, впереди идущих и их высокомерное отношение к тем, кто идет следом. Но так абсолютно везде проявляется конфликт поколений, он же не только среди отцов и детей. Наша компания славится проектами с дебютантами. Я все время запускаю картины с молодыми режиссерами, потому что у меня нет страха перед сотрудничеством с ними. На питчингах проекты дебютантов могут не получить финансирование не потому что режиссер является женщиной или мужчиной, а в силу своей неопытности. Тот же Эдуард Бордуков был дебютантом на фильме КОРОБКА, и у коллег возникали сомнения по поводу того, чтобы отдавать проект молодому режиссеру. Но это была его история, он хотел ее рассказать, поэтому мне было важно, чтобы снял он. В итоге из него вырос роскошный режиссер. Сомнения возникают всегда, но скорее в отношении опыта режиссера, а не его пола.

Фото: пресс-служба компании «Телесто»

Самое читаемое

Сериал «Безбашенная» с Екатериной Варнавой не выйдет в запланированную дату
Подробнее
Обзор изменения графика релизов на неделе 25 сентября – 1 октября
Подробнее
Предпродажи уикенда: среди новинок лидирует «Великая ирония» Вуди Аллена
Подробнее
Касса четверга: «Неудержимые 4» продолжают лидировать
Подробнее
Новинки октября в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Безбашенная»
Подробнее
Голливудские студии начинают возобновлять работу после забастовки сценаристов
Подробнее
О крушении глубоководного аппарата «Титан» снимут фильм
Подробнее
Официальная касса России: пиратские релизы сохранили за собой золото
Подробнее
Минкультуры отозвало прокатное удостоверение у якутского фильма «Айта»
Подробнее
Эмир Кустурица собирается экранизировать роман Евгения Водолазкина
Подробнее
В Москве прошла премьера фильма «Повелитель ветра»
Подробнее
Забастовка голливудских сценаристов официально завершена
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Великая ирония» cтартовала со второй строчки
Подробнее
Андрей Звягинцев приступит к съемкам нового фильма в следующем году
Подробнее
Касса России: «Неудержимые 4» удерживают вторую строчку чарта
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках октября
Подробнее
Фонд кино планирует новую волну приема заявок в программу «Автор» на январь
Подробнее
Фестиваль «Послание к человеку» объявил программу
Подробнее
Резо Гигинеишвили получит кинопремию Вернера Херцога за фильм «Пациент номер один»
Подробнее