top banner

Эксперты киноиндустрии о том, почему в России женщины пока не снимают блокбастеры: Екатерина Кононенко

Автор: Рая Башинская

31 июля 2023

Комментирует продюсер компании ID Production, продюсер фильмов ХАРДКОР, Я ХУДЕЮ, МАРАФОН ЖЕЛАНИЙ

Успех БАРБИ Греты Гервиг в зарубежном прокате вдохновил нас разобраться, почему женщины-режиссеры в России не снимают крупнобюджетное зрительское кино. Российские режиссеры и продюсеры рассказали БК, в чем они видят причины этого и какие предпосылки могут изменить существующее положение вещей. Комментирует продюсер компании ID Production, продюсер фильмов ХАРДКОР, Я ХУДЕЮ, МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, КЕНТАВР, МАРАФОН ЖЕЛАНИЙ, ЧУВСТВА АННЫ Екатерина Кононенко.

 

В чем вы видите причины того, что женщины в России не снимают крупнобюджетные картины, а в основном занимаются производством авторского кино, арт-мейнстрима или сериалов?

В России в принципе не так много снимается крупнобюджетных картин. Масштабные проекты создают мейджорские студии во главе с продюсерами, сотрудничающими с определенным пулом режиссеров. Большие бюджеты доверяются проверенным постановщикам, которые выросли с продюсерами и в которых последние уверены. Видимо, еще не было прецедента, чтобы женщина выросла вместе с продюсером, ставшим впоследствии мейджором. Если бы производство было более развитым, возможно, это уже произошло бы. Доля женщин-режиссеров на рынке в принципе меньше, чем мужчин. Хотя сейчас ситуация начинает меняться и появляется больше женщин-режиссеров.

Мы с Дашей Чарушей сняли фильм МАРАФОН ЖЕЛАНИЙ, заработавший в прокате 231 миллион рублей. Сегодня Рубен Дишдишян доверил Даше съемки большого коммерческого проекта, комедии МАЛЬВИНА. Если она с ним справится (а я уверена, что справится) и кино станет успешным, посмотрим, изменится ли существующее положение вещей. Честно говоря, я хотела бы сделать с Дашей большой дорогостоящий фильм, потому что она превосходна в сказочных историях, а это как раз то, что стόит дорого и зарабатывает деньги в прокате. Мы действительно долго не могли с ней вместе запустить проект, но не потому что она женщина, а потому что кино в принципе три года находится в кризисе.

Способны ли женщины, по вашему мнению, снимать крупнобюджетное или сложнопостановочное кино?

Конечно, да. На самом деле женщины ничем не отличаются от мужчин. Мужчины в принципе снимают больше, чем женщины, но по своему опыту я знаю, что женщины более выносливы и лучше справляются с производственными трудностями. Женщина точно справится не хуже с художественной точки зрения, производством на длинной дистанции и сложной постановкой. Честно говоря, не понимаю, почему женщины не снимают. Возможно, они сами немного побаиваются таких вызовов.

Какими навыками в целом должен обладать режиссер коммерческого кино?

Раньше коммерческое кино создавалось на бюджеты от 150 миллионов рублей, а небольшое кино снимали за 40 миллионов. Сегодня то, что снимали за 40 миллионов, снимают за 150, то, что снимали за 150 миллионов, – за 400–500 миллионов. Проблема не в навыках. В первую очередь режиссер такого кино должен обладать хорошим позитивным опытом создания нескольких фильмов, ведь отсутствие страха перед сложными задачами нарабатывается только с опытом. Если он по-настоящему талантливый, креативный и выносливый человек, то этот опыт дает ему уверенность в своих силах и способностях. Он понимает, что может пойти в съемочный процесс, в котором не 25 смен, а 84, и задействованы не простейшие объекты (квартира главных героев, подъезд и двор), а декорация сказочного замка или виртуальная студия.

Могут ли такие истории, как успех БАРБИ Греты Гервиг, послужить толчком к тому, что женщинам в России начнут давать деньги на большое зрительское кино или предлагать его снимать?

Думаю, случай с БАРБИ никак не повлияет на российское кинопроизводство, хотя бы потому, что до этого София Коппола или Хлоя Чжао уже получали «Оскар». По такому принципу уже давно можно было бы повторить в России любой зарубежный опыт. БАРБИ еще раз доказывает, что нужно в принципе больше снимать крупнобюджетного кино. В режиссуре нет разницы между женщиной и мужчиной. Тем не менее женщинам действительно какие-то темы даются лучше. Возможно, фильм про БАРБИ вряд ли мог бы снять мужчина. Может быть, сегодня аудитория в мире больше нуждается в каких-то сказочных историях, а женщинам более доступны вымышленные сюжеты.

Что в целом должно произойти для того, чтобы женщины в России начали снимать большое кино?

Количество крупнобюджетных проектов должно увеличиться. Фильмов с бюджетом до 700 миллионов рублей необходимо снимать двадцать, а не четыре-пять в год, как сейчас. При этом такие фильмы невозможно создавать без государственного финансирования, сегодня частных инвестиций в кино вообще нет. А когда государство дает деньги, то оценивает команду создателей – режиссеров и продюсеров – и доверяет такие средства только мейджору. Когда подобных проектов станет 20–30, режиссеров будет не хватать, и тогда уже начнут смотреть в сторону, где действительно есть крепкие ремесленники, которые уже сделали 2–4 проекта за меньше деньги, как, например, Даша Чаруша, Анна Меликян, Елена Хазанова.

Иными словами, это вопрос степени развитости индустрии – если она будет более развита и станет сниматься больше проектов, то и женщины будут делать крупнобюджетное кино?

Конечно. Понятно, что БАРБИ станет кассовым проектом, но и в Голливуде процентное соотношение по гендеру режиссеров блокбастеров распределяется далеко не в пользу женщин. Если даже в развитой индустрии доля женщин-режиссеров блокбастеров мала, то откуда она возьмется у нас? С развитием индустрии, безусловно, женщины начнут снимать крупнобюджетное кино. В конце концов продюсеры поймут, что женщина может спокойнее и надежнее работать. Опять же, у продюсеров не было такого опыта. Как только он появится, ситуация изменится.

Сталкиваетесь ли вы с пренебрежительным отношением коллег или сексизмом в профессии?

Лично я не сталкиваюсь с пренебрежительным отношением коллег. Как продюсер я показываю результат на примере нескольких проектов с разными режиссерами, какие-то из них могут быть успешными, какие-то – нет. Ко мне можно относиться только с позиции того, сколько промахов я сделала в своем профессиональном выборе. У режиссера нет права на такие осечки. Он должен все время доказывать свою состоятельность. Пренебрежительного отношения к женщинам-режиссерам сейчас стало меньше. Сегодня всех волнует не гендер, а только успешность. Сколько картины этого режиссера заработали в прокате, способен ли он сделать жанровый проект, потому что крупнобюджетное кино не может быть не жанровым. Тут возникает вопрос: а в состоянии ли мужчины снимать жанровое кино? Есть примеры, когда снимали его за много денег, а получилось непонятно что за много денег.

Насколько легко или, наоборот, сложно находить средства на производство проектов с женщинами-режиссерами? Или здесь нет корреляции с гендером?

Фильм либо очень легко и быстро складывается, либо постоянно возникают какие-то проблемы и препятствия. Карма проекта может быть легкой или тяжелой и вообще не зависит от пола режиссера. МАРАФОН ЖЕЛАНИЙ с Дашей Чарушей сложился за секунду. Деньги на производство нашлись мгновенно, и ни у кого не возникало вопросов с полом режиссера. А бывают проекты с режиссерами-мужчинами, где вечно появляются проблемы. Когда мир не хочет видеть кино, можно сколько угодно биться и сколько угодно собрать денег на бюджет, а в итоге фильм не дойдет до зрителя.

Актуальна ли в целом тема гендерного неравенства в отечественной киноиндустрии, на ваш взгляд?

Думаю, нет. Огромное количество женщин начинает занимать управляющие должности в компаниях, занимающихся производством контента. Более того, топ-менеджер большой корпорации совсем недавно признался мне, что, к примеру, в маркетинг в свою компанию берет только женщин. По его мнению, с ними работать легко, просто, все понятно, они быстрые, креативные, компетентные, не капризные. Вот и делайте выводы, куда все идет.

Фото: пресс-служба компании ID Production

Самое читаемое

Тимофей Кочнев заменит Глеба Калюжного в новом сезоне «Вампиров средней полосы»
Подробнее
Ценные случайности: итоги Канн-2025
Подробнее
Предварительная касса четверга: прокат ожидаемо возглавил боевик «Балерина»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Балерина» опережает «Ворона» и «Мастера»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: все новинки выступили ниже ожиданий
Подробнее
Названы победители фестиваля «Новое движение»
Подробнее
В Москве состоялась премьера фильма «Балерина»
Подробнее
Okko рассказал о новинках июня
Подробнее
Официальная касса России: засланцы из Голливуда
Подробнее
Юра Борисов может сыграть в новом фильме Луки Гуаданьино
Подробнее
Кинофестиваль в Гатчине отменил показ фильма «Во сне ты горько плакал» Николая Солодникова
Подробнее
Министерство культуры и Фонд кино поделились планами развития Центров документального кино «Форпост»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 5–8 июня
Подробнее
Кассовый успех «Minecraft в кино»: в чем секрет?
Подробнее
Стали известны победители IV Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 5–8 июня
Подробнее
СПбМКФ 2025 открыл аккредитацию и объявил первых участников
Подробнее
KION рассказал о новинках июня
Подробнее
Касса России: пиратские релизы снова на вершине
Подробнее
Фестиваль сериалов «Пилот» объявил состав жюри
Подробнее