Эксперты киноиндустрии о том, почему в России женщины пока не снимают блокбастеры: Анна Пармас

Комментирует режиссер фильма ДАВАЙ РАЗВЕДЕМСЯ!, сериала «Исправление и наказание» и других проектов
Успех БАРБИ Греты Гервиг в зарубежном прокате вдохновил нас разобраться, почему женщины-режиссеры в России не снимают крупнобюджетное зрительское кино. Российские режиссеры и продюсеры рассказали БК, в чем они видят причины этого и какие предпосылки могут изменить существующее положение вещей. Комментирует режиссер фильма ДАВАЙ РАЗВЕДЕМСЯ!, сериала «Исправление и наказание» и других проектов Анна Пармас.
Почему женщины в России не снимают крупнобюджетные картины, а в основном занимаются производством авторского кино, арт-мейнстрима или сериалов?
На мой взгляд, крупнобюджетное кино в России – пока еще большая редкость. И, как любая редкость, она находится под защитой государства, то есть основные блокбастеры страны выходят при серьезной господдержке. И тогда получившие крупный бюджет мужчины-продюсеры предпочитают режиссеров-мужчин. Как-то им, наверное, кажется, что те ответственнее подойдут к вопросу и правильнее потратят деньги. Тогда как женщины спустят все «на булавки». Ну или на то, что мужчинам-продюсерам кажется «булавками». Но у большинства женщин-режиссеров, которых я знаю, нет комплекса по этому поводу. Снять крупнобюджетный фильм или блокбастер не является их главным и заветным желанием. Как мне кажется, им больше нравится разбираться в сути драматических переживаний, в отношениях, в сложных сюжетных коллизиях или в изобразительных решениях. Возможно, каждая из них сняла бы кассовый боевик с супертеткой в главной роли, но это было бы так, для коллекции.
Способны ли женщины, по вашему мнению, снимать крупнобюджетное или сложнопостановочное кино? Какими навыками в целом должен обладать режиссер коммерческого кино?
Уверена, что женщины способны снимать любое кино. Вопрос только в том, насколько им это интересно. Мужчинам интересно воплощать масштабный замысел с размахом крыла Ан-124 «Руслан», но если за этим размахом нет интересного сюжета или необычной коллизии, скорее всего женщина откажется. А навыки съемки некоммерческого кино ровно такие же, как и коммерческого. И вопрос зрительского успеха зачастую зависит не от вложенных денег. Успех у русского зрителя – это вообще тайна. Он может полюбить и ЧЕБУРАШКУ, и АРИТМИЮ.
Могут ли такие истории, как успех Греты Гервиг с БАРБИ, послужить толчком к тому, что женщинам в России начнут давать деньги на большое зрительское кино или предлагать его снимать? Что в целом должно произойти для этого?
Мне кажется, это возможно, если разовьется индустрия в целом и в кино действительно пойдут бюджеты не на один блокбастер в год или в два. Пока этого нет, ничей успех ничего не решит. Ни для талантливых режиссеров-женщин, ни для таких же прекрасных режиссеров-мужчин.
Сталкиваетесь ли вы с пренебрежительным отношением коллег или сексизмом в профессии?
Ой, ну нет. Кино – это та индустрия, где судят по работам, а не по половым признакам. Если ты что-то сделал, это увидели и все сразу про тебя поняли. А что касается возможных конфликтов в процессе работы, то, опять же, все зависит от тебя, смогла ли ты пресечь или обойти ситуацию «я мужик, будет тут мне какая-то баба указывать». Это всегда легко сделать. Обиды не вызывает, ибо мозг говорящего подобное не больше семечка.
Фото: личный архив Анны Пармас