top banner

Елена Верниковская: «На Кинорынке в Берлине нам удалось значительно усилить наш пакет семейным кино и анимацией»

Автор: Рая Башинская

2 апреля 2025

БК поговорил с операционным директором «Экспоненты Фильм» о перспективах на этот год

По итогам 2024-го «Экспонента Фильм» заняла восьмое место в списке дистрибьюторов. Компания выпустила в прошлом году рекордное для себя число проектов – 41 фильм – с совокупными сборами в 716 млн рублей. Релизы прокатчика привлекли в кинотеатры 2 млн человек. О перспективах на этот год БК поговорил с операционным директором «Экспоненты» Еленой Верниковской.

Ваш недавний проект КРУШЕНИЕ МИРА – это уже не первый фильм в  российском прокате о  страданиях богатых. В чем вы видите притягательность этого тропа для зрителей?

Давайте будем честны: формат «богатые тоже плачут» был популярен всегда. Нравится людям смотреть на роскошную жизнь и  убеждаться, что не в  деньгах счастье. На этом концепте построено много успешных историй  – от КЛУБА МИЛЛИАРДЕРОВ до ВОЛКА С УОЛЛ-СТРИТ и прочих. Но КРУШЕНИЕ берет не только оригинальным концептом (странный вирус поражает богатейших людей планеты), но еще и форматом – это все-таки фильм-катастрофа, то есть масштабное и  зрелищное кино. Плюс у  него отличные создатели, режиссер Гальдер Гастелу-Уррутия  – автор культовой уже ПЛАТФОРМЫ

У вас были большие ожидания по прокату мелодрамы ПАРНИ С ТАТУ. Как вы думаете, почему они не оправдались? Дело оказалось в продвижении фильма или в нем самом?

Как успех  – это всегда совокупность факторов, так и  неудача  – тоже комплекс причин. Работать с  новым брендом – всегда риск. Купив фильм за два года до готовности, мы рассчитывали значительно расширить фанатскую базу книги. Однако оказалось, что тираж распродан, а  новый напечатать невозможно, так как права на Россию закончились и их нельзя продлить. Пришлось забыть про книгу и создавать бренд фактически с  нуля собственными силами, а  это еще бÓльший риск. Как мы знаем, молодежные мелодрамы, как правило, «выстреливают» именно за счет популярности первоисточника. Незадолго до выпуска фильма в прокат конкурентное окружение сильно осложнилось. Причем тогда, когда менять дату было уже нереально. Наши ПАРНИ не выдержали атаки турецких звезд. Проект, к сожалению, не зашел не только в России, но и  на других рынках. В  США его в  последний момент решили выпустить на довольно ограниченном количестве копий (что оказалось для нас неприятным сюрпризом) и стали активно продвигать только на VOD. Наша территория – вторая по сборам в мире, но этот результат стал разочарованием как для нас, так и для наших партнеров-кинотеатров. Однако мы со своей стороны сделали все возможное и сдержали все свои обещания по выпуску  – были и  активная ТВ-реклама, и  масштабное продвижение в  диджитале. При этом отзывы о фильме в целом были теплые – даже сейчас он часто попадается в рилсах и подборках главных романтических картин года.

Так как фильм выходил в  рамках новой стратегии «Экспоненты» по выпуску коммерческих проектов со звездами, какие выводы вы сделали для себя по итогам его проката?

ПАРНИ С  ТАТУ – это все-таки не проект со звездами, а проект с брендом. Это разные вещи. Мы подготовили достаточно много разных креативов. Фактически все материалы сделали сами. Трейлер прокачивали в кинотеатрах больше года. Основной вывод – успех не всегда на сто процентов зависит от количества потраченных усилий и  денег. Плюс для того, чтобы раскачать новый бренд, надо сильно больше времени и исходных материалов, большей узнаваемости первоисточника.

Еще один ключевой проект «Экспоненты» этого года  – семейный фильм ОЧИ от A24. Чего ждать от него зрителям и кинотеатрам?

ОЧИ – невероятное кино, и его правда стоит ждать. Оно доброе, милое, с  вереницей крутых актеров: Уиллем Дефо, Эмили Уотсон, Финн Вулфхард. Плюс сам главный герой – зверек Очи – яркий и узнаваемый. Многие сравнивают его с  Грогу из «Мандалорца» или Йодой. Эти ребята уже влюбили в себя половину планеты, теперь очередь нашего Очи. После премьеры фильма на фестивале «Сандэнс» и  критики, и  зрители писали в  отзывах, что этот фильм возвращает моду на классическое доброе семейное кино и  бережное отношение ко всем живым созданиям, как это было, например, в ИНОПЛАНЕТЯНИНЕ Спилберга. Когда на ум зрителям приходит такой великий референс, даже ничего придумывать больше не надо. Надо идти всей семьей и смотреть!

Как вы думаете, с  чем связано то, что проекты A24 так хорошо показывают себя в российском прокате?

А24 обладают невероятным чутьем на оригинальные истории и  на то, какая из них попадет в  сердца зрителей. Студия знает, какой режиссер идеально подходит для ее реализации, стабильно собирает крутую команду и  каст под проекты. Плюс никто лучше них не умеет делать маркетинг для таких неочевидных и  сложных для продажи картин, как СОЛНЦЕСТОЯНИЕ, ВСË ВЕЗДЕ И  СРАЗУ или ЕРЕТИК. Они умеют обеспечить своим фильмам отличную фестивальную судьбу. Хайповость. Резонансность. В  их проектах всегда есть за что зацепиться. То есть это не что-то одно, а вот такой симбиоз нескольких убойных факторов.

Еще один ваш будущий проект, БЫСТРЕЕ ВЕТРА – с одной стороны, история про автоспорт, с другой – с девушкой в главной роли. Какой вы видите целевую аудиторию проекта и как планируете его продвигать?

Если вы заметили, мы сомневались, пробовали разное. На декабрьский рынок мы вышли с  названием НА ФОРСАЖЕ. Но, послушав кинотеатры, посмотрев на большом экране промо, поняли, что надо все-таки сфокусироваться на девчонках. Вообще, главная сложность работы с  проектами на стыке жанров  – размывание аудитории. Хочется, чтобы картину посмотрели и  эти, и  те, и  другие. Иногда это имеет смысл, но в  случае с БЫСТРЕЕ ВЕТРА это все равно что стрелять по воробьям. Мы для себя решили, что этот проект – мелодрама, пусть и спортивная. Главная героиня – дерзкая девчонка-гонщица, которую играет модель и блогер Паола Локателли. Сама история, ее подача, главная актриса – все это будет интересно прежде всего молодой женской аудитории. Так что с ней мы и будем работать.

Как вы будете привлекать на проект молодежную аудиторию?

Основной инструмент работы с  молодежью сегодня – это все еще соцсети и  приложения, таргетированная реклама на охватных и  на нишевых ресурсах. Плюс креативные ролики, рилсы, клипы – короткие виральные форматы, которые хорошо «залетают» и  дают отличные охваты. Мы планируем придумать продвижение с  девушками-гонщицами, подключить картинги, поработать с интересными голосами в озвучке. Но пока все в процессе, все карты раскрывать не будем.

В  пакете «Экспоненты» этого года  – победитель Каннского кинофестиваля ВСЕ, ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ СВЕТОМ и  победитель Венеции ГОРНАЯ НЕВЕСТА. Насколько сложно привлекать зрителей сейчас на такие картины? Пытаетесь ли вы как-то расширить потенциальную аудиторию или привлечь какие-то неочевидные сегменты публики?

Мы уже не раз признавались в  любви фестивальному кино и не устанем это делать. К сожалению, все чаще случается, что артовые проекты, даже самые хайповые, с  наградами и  с  оскаровскими номинациями, не привлекают достаточное количество зрителей. Зачастую это связано с  проблемами, которые в  фильме поднимаются. Сейчас зрители не особенно хотят смотреть тяжелое кино. Но случаются и исключения. И вот ради таких исключений мы готовы рисковать. У  арт-кино очень преданная, хоть и  не очень большая аудитория. Расширить ее как-то искусственно невозможно. Но мы планомерно вместе с  кинотеатрами и  СМИ проводим эту, если хотите, образовательную работу. И нам приятно осознавать, что благодаря нам зрители узнали о таких чудесных именах, как Жозефин Декер, Селин Сон, Шарлотта Уэллс, Паял Кападия, Маура Дельперо и многих других.

С  недавних пор появились разговоры о  вероятности снятия ограничений на международные финансовые переводы для российских банков. Изменилось ли что-то в  ваших переговорах с  западными партнерами в  связи с этим?

Разговоры пока остаются разговорами, хоть и вселяют надежду. Но пока ничего не изменилось.

Как вы думаете, какой может быть новая конфигурация рынка, если восстановление отношений действительно начнется? По-вашему, мейджоры будут стремиться вернуть в Россию свои офисы? Или все же будут продавать права на свой контент сторонним дистрибьюторам?

Честно говоря, не вижу смысла гадать, как оно будет. Практика показывает, что рынок мобильный и  готов адаптироваться к любым изменениям. Думаю, возможны оба варианта. Процитирую лучше маму Жени Лукашина: «Поживем – увидим».

Как для «Экспоненты» прошел Кинорынок в Берлине? Насколько много было интересных для вас проектов? Можете ли вы рассказать о каких-то покупках?

Очень плодотворно прошел, мы довольны. Нашей закупочной команде удалось закрыть несколько важнейших для компании сделок, переговоры по которым мы вели в течение нескольких рынков. Также нам удалось значительно усилить наш пакет семейным кино и анимацией.

От Кинорынка к Кинорынку дистрибьюторы сообщают, что цены на зарубежные проекты растут и  конкуренция среди коллег за них высока. Что сейчас происходит с  окупаемостью фильмов? Насколько тут помогает реализация онлайн-прав?

Цены и правда иногда уходят в астрал. Но это из-за высокой конкуренции за крупные релизы. В  отсутствие мейджоров независимые компании стремятся заполнить собой все свободное пространство. И хотя его стало существенно меньше за последние два года, так как место мейджоров все увереннее занимает отечественное кино, независимых зарубежных фильмов выходит все равно очень и очень много. Как следствие – за фильмами идет охота, и цены в условиях ожесточенной борьбы постоянно растут. Чтобы понять, какой на рынке ажиотаж, достаточно сказать, что к концу рынка у продавцов не остается непроданных проектов на нашу территорию. Такого нет нигде.

Если 10–15 лет назад мы считали, что фильм должен обязательно окупиться с проката, то сейчас перед тем, как сделать то или иное предложение, всегда подсчитываем окупаемость проекта с  учетом продажи всех прав. Для одних жанров кинопрокат по-прежнему является локомотивом окупаемости, для других основные доходы идут с VOD и ТВ.

Какие проблемы рынка привлекают сейчас ваше внимание? За чем вы особенно следите?

Мы следим за всеми новыми тенденциями и всеми болевыми точками рынка. Нас, конечно, беспокоит общее снижение посещаемости, сильный перекос аудитории в сторону женщин, сложности с прокатными удостоверениями или так называемый параллельный прокат. Этот формат, к  сожалению, крепнет и  сильно мешает работать официальным контентом. Простой пример – мы не всегда можем правильно оценить конкурентное окружение, так как пиратский релиз внезапно может встать на твою дату и  серьезно подпортить полугодовую работу всей команды.

Какие у  вас ожидания от работы «Экспоненты» в этом году?

В  текущем году мы существенно меняем контентную политику, о  чем уже начали рассказывать еще в  декабре и  уделим большое внимание на нашей грядущей презентации. Видя переизбыток хорроров на рынке, мы решили выпускать фильмы этого жанра по принципу «лучше меньше, да лучше». Мы стали покупать значительно более дорогие и  привлекательные для массового зрителя проекты. На этот год у  нас нет фильма уровня ЛЕДИ БАГ (во всяком случае, пока нет), но несколько проектов этой новой линейки мы должны успеть выпустить уже в этом году. Это требует и усиления команды, над чем мы также будем продолжать работать.

Большую ставку мы делаем на ДЫХАНИЕ ШТОРМА – полноценный блокбастер с Вуди Харрельсоном в главной роли, основанный на реальных событиях. Это очень качественное, красивое, большое жанровое кино, которое с успехом вышло в  широкий прокат в Америке и получило хороший отклик от зрителей.

Фото: пресс-служба компании «Экспонента Фильм»

Самое читаемое

Роман Кантор запустил собственную производственную компанию
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Владимир Путин подтвердил Никите Михалкову актуальность квотирования западного кино в прокате
Подробнее
Фантастический роман Vita Nostra станет сериалом
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вновь выбились в лидеры
Подробнее
Фонд кино поддержит оснащение десяти кинозалов в новых регионах России в 2025 году
Подробнее
Legendary может приобрести Lionsgate Studios
Подробнее
Комедия «Холоп» получит египетский ремейк
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 7–13 июля 2025 года
Подробнее
На VidMK обсудили насущные проблемы профессионалов кино- и видеопроизводства в России
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой ожидаемо стал «Плагиатор»
Подробнее
«Грешники» возглавили чарт потенциальных лидеров грядущей гонки за «Оскаром»
Подробнее
Триквел «Достать ножи» откроет Лондонский кинофестиваль
Подробнее
Ольга Сутулова пополнит состав жюри «Горький fest»
Подробнее
В Нижнем Новгороде открылся «Горький fest»
Подробнее
Новый «Супермен» идет на $200 млн в мировом прокате
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Плагиатор» уступил комедии «Быть»
Подробнее
Дом с атлантами: новые меры поддержки российской анимации
Подробнее
Деловая программа «Горький fest»: дискуссия «Классика и классики в актуальном кинопроцессе»
Подробнее
В Москве состоялась премьера романтической комедии «Плагиатор»
Подробнее