Алексей Львович: «Никогда не знаешь, как поведет себя молодой режиссер»

Продюсер фильма «Иван» о своем проекте из конкурса «Кинотавра»
Санкт-петербургская кинокомпания «Север», бывшая Киностудия первого и экспериментального фильма («ПиЭф»), созданная в 1988 году известным режиссером Алексеем Германом, может по праву гордиться тем, что в свое время открыла целый ряд выдающихся кинематографистов. Именно на «ПиЭф» свои первые полнометражные фильмы создавали Алексей Балабанов, Виталий Манский, Максим Пежемский. Сегодня «Север» продолжает заданный курс, ищет и поддерживает начинающих режиссеров. В этом году на «Кинотавре» продюсеры студии Алексей Герман-младший и Алексей Львович представят дебют Алены Давыдовой ИВАН – драму о скромном водителе скорой помощи, живущем в маленьком городке.
Насколько сложно угадывать потенциал в начинающих режиссерах? Как вы ведете отбор проектов?
Отбором у нас занимаются художественные руководители, Светлана Игоревна Кармалита и Алексей Герман-младший. Эти люди обладают прекрасным вкусом и чутьем на талантливых кинематографистов. Но, безусловно, работать с дебютантами – это всегда риск, потому что никогда не знаешь, как поведет себя молодой режиссер, окажется ли он в силах справиться с проектом, довести его до конца.
Чем привлекла вас Алена Давыдова? Почему вы решили с ней работать?
Мы обратили на Алену внимание, когда она получила премию «За лучший сценарий о современности» на Открытом российском конкурсе сценариев игровых и полнометражных фильмов для семейного просмотра «Вера. Надежда. Любовь». Далее мы познакомились с самой Аленой, которая оказалась очень самобытным человеком, такой настоящий самородок. Она живет в небольшом чувашском городке, и ее нестандартный, в чем-то иногда даже наивный взгляд на мир сильно отличается от среднестатистического образа мышления жителей современных мегаполисов. В сценарии она рассказывает о своей родине, и это такой тихий голос российской глубинки, очень чистый и светлый. Нам захотелось попробовать сделать с ней кино.
Насколько сложно снимать кино с начинающими режиссерами, не имеющим опыта на площадке? Приходилось ли продюсерам вмешиваться в процесс?
У Алены за плечами была учеба во ВГИКе и два коротких метра. Но понятно, что студенческая работа – это не то же самое, что настоящая съемка с большой съемочной группой, когда все смотрят на тебя и ждут твоей команды. Конечно, любой человек, который до этого снимал только на камеру мобильного телефона с тремя своими коллегами-студентами, оказывается к этому не готов, и было очевидно, что Алене тяжело. Но она справилась. И не могу сказать, что продюсеры очень сильно вмешивались. Алексей Герман-младший несколько раз присутствовал на площадке, давал советы. Наш креативный продюсер Максим Елагин помогал Алене, обращая ее внимание на какие-то вещи, которые молодой режиссер может не замечать: вот артист слишком размахивает руками во время реплик, что-то не так на заднем фоне и так далее. Начинающие постановщики обычно больше думают о сути, о крупных планах и забывают о деталях. Вот только в таком плане старались помочь, в драматургию не вмешивались. Но в целом этот фильм оказался все-таки довольно сложным в производстве.
В чем были сложности?
Во-первых, мы долго искали локации для съемок. Нам нужен был маленький провинциальный городок, и представление нашего режиссера о том, как именно он должен выглядеть, сильно отличалось от всего, что мы видели в Петербурге и его окрестностях. Мы исколесили всю область, и в итоге у нас получился некий собирательный образ, сотканный из окраин Петербурга, Выборга, Гатчины. Но ежедневно куда-то ездить по 100 километров, чтобы снять одну-две сцены, было тяжеловато. Также мы долго утверждали главного героя. Худсовет студии рекомендовал одних актеров, а Алена упорно настаивала на своем выборе. Сошлись на Кирилле Полухине, который устроил всех и в итоге, по-моему, отлично справился с поставленной режиссером творческой задачей.
Вы планируете выпускать фильм в прокат или это исключительно фестивальная история? Насколько это зрительское кино?
Мы планируем выпускать фильм в прокат и даже уже ведем переговоры с дистрибьюторскими компаниями и киносетями. На данном этапе нас, конечно, больше заботит фестивальная судьба картины. На мой взгляд, ИВАН – это вполне зрительское кино. Мы его долго монтировали, что-то постоянно меняли, но когда наконец все сложилось и мы в первый раз уже в зале увидели полностью готовую картину, то стало ясно, что все, фильм получился. Я очень рад, что мы сделали это кино, и сделали именно так, как задумал режиссер.
Насколько история с дебютами сложна в финансовом смысле? Есть ли какая-то отдача?
Конечно, в финансовом плане производство дебюта не приносит прибыли кинокомпании, и мы никогда не рассчитываем на коммерческий успех, запуская в производство очередной дебютный проект. Здесь выбираешь сердцем, а не умом. Да, мы надеемся в дальнейшем на продажи на телеканалы, на онлайн-площадки, но наш ИВАН – это скорее авторское кино, и отдача тут состоит в том, чтобы с помощью кинокомпании «Север» состоялся новый российский режиссер, в том, чтобы был создан фильм, за который не стыдно и который, я уверен, тронет душу зрителя и заставит его задуматься. Замечательно, что несмотря на сложную экономическую обстановку в стране Министерство культуры РФ финансирует дебютное и авторское кино, которое не рассчитано на массовую аудиторию. Это настоящая поддержка российских талантов, в том числе молодых.
С каким настроением вы едете на «Кинотавр»?
Нам очень приятно, что первая встреча нашего фильма со зрителями пройдет именно на этом прекрасном фестивале в Сочи. Безусловно, надеемся, что и жюри, и публика по достоинству оценят нашего ИВАНА.