top banner

Ситора Алиева: «Сегодня необходимо развивать индустриальную часть «Кинотавра»

Автор: Макс Туула

18 сентября 2021

Программный директор фестиваля о международных успехах российского кино, взаимодействии с прокатом и месте конвента в индустриальной цепочке

БК поговорил с Ситорой Алиевой о программе «Кинотавра», открывающегося 18 сентября, которая кажется одной из самых насыщенных и интересных за всю историю существования смотра.

Время проведения фестиваля сдвинулось в прошлом году на сентябрь. Как повлияло новое место в фестивальном графике на «Кинотавр»?

В прошлом году фестиваль сдвинули из-за пандемии. В этом году появилась еще одна очень позитивная причина провести «Кинотавр» осенью: явно возросший интерес к российскому кино со стороны ведущих мировых смотров. Подобная ситуация, наверное, была только во время перестройки и в 90-е. Сегодня наши кинематографисты создают фильмы, востребованные на глобальном фестивальном рынке. Особенно показательны в этом году Канны и Локарно, где наших картин было много и большинство получило призы. Я надеюсь, что этот интерес не спонтанный и он продлится. Российские режиссеры уверенно отвечают мировым социальным тенденциям: у нас много фильмов, снятых женщинами, с акцентом на женских проблемах, достаточно социально критических картин, демонстрирующих кризисные аспекты нашей жизни. И при этом такое кино реалистично как в психологии героев, так и в правде деталей быта, что привлекательно и для индустрии, и для критиков, и для зрителя.

Режиссер Кира Коваленко в РАЗЖИМАЯ КУЛАКИ рассказывает историю девушки из маленького осетинского поселка – и получает главный приз каннского «Особого взгляда». Мы покажем этот фильм на закрытии фестиваля. Женские истории, происходящие в маленьких городах, рассказывают Наташа Кудряшова в ГЕРДЕ и Лена Ланских в НИЧЬЕЙ, у героинь их фильмов свой ад, из которого хочется вырваться. Траектория реалистического подхода у этих режиссеров совпадает, но отличается подход к изложению. Фильм Кудряшовой уже отметили в Локарно, посмотрим, как встретят работу Ланских в Сан-Себастьяне. А история Любови Мульменко в ДУНАЕ происходит на просторах Европы и показывает, что женские проблемы не имеют границ. Жаль, что Мария Игнатенко только сейчас доделывает свою вторую работу ПРИЗРАЧНО-БЕЛЫЙ...

Однако интерес зарубежных фестивалей создает для «Кинотавра» определенные сложности, так как мы не можем взять в программу фильмы, премьера которых обещана большим международным форумам. Международные дистрибьюторы, особенно французские и немецкие, охотятся за российскими картинами. Именно поэтому у нас в программе не будет некоторых готовых фильмов: например, работ Тамары Дондурей или прошлогоднего лауреата Дмитрия Давыдова. В такие условия их поставили международные обязательства и требования мировой премьеры. Но мы с пониманием относимся к подобному выбору. На международных площадках фильмы получают больше признания, там больше прессы, больше рыночной индустрии, больше сейлз-агентов и дистрибьюторов, поэтому жизнь картины дольше и активнее, если она стартует с большого международного фестиваля. Причем сегодня это прекрасно работает даже с международными фестивалями не первого эшелона. Я знаю примеры, когда фильмы были проданы на европейские каналы после показов в Висбадене или Котбусе.

При этом фестивальный network важен уже и для наших актеров. Финский режиссер Юхо Куосманен увидел Юру Борисова именно на фестивале, когда фильм БЫК показывали в Карловых Варах, и решил пригласить его в свою картину КУПЕ НОМЕР 6, получившую Гран-при в Каннах. А Александр Кузнецов после показов фильмов ЛЕТО в Каннах и КИСЛОТА в Берлине снялся в картине МОЙ ЛЕГИОНЕР, закрывавшей в этом году каннский «Двухнедельник режиссеров», в датском сериале «Камикадзе» и обзавелся международном агентом. И я надеюсь, что эта практика наберет обороты.

Возвращаясь к теме новых сроков проведения нашего фестиваля, могу отметить, что половина конкурсных картин уже воспользовалась своими международными возможностями, и мы можем их показывать на «Кинотавре». Если раньше в наш конкурс попадали только фильмы после Берлина, Роттердама и Канн, то теперь к ним добавились картины из программ Карловых Вар, Локарно и Венеции. Тем не менее часть картин, как я уже говорила, ждет осенних фестивалей – в том числе менее крупных, региональных.

За время своего существования фестиваль, похоже, наладил взаимодействие с прокатом: заметная часть конкурсных фильмов еще до премьеры обзавелась дистрибьютором и датой выпуска. Это большой прогресс по сравнению с тем, как обстояли дела еще несколько лет назад.

Мы собираем собственную статистику. Восьмой год подряд в российский кинотеатральный прокат выходит более 80 процентов конкурсной программы «Кинотавра». У некоторых получается добиться там успеха. Чемпион здесь – прошлогодний победитель «Кинотавра» ПУГАЛО. При бюджете в 1,5 миллиона рублей фильм собрал 11 миллионов. Но абсолютный рекордсмен по цифрам ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ – 143 миллиона. Больше ста миллионов собрали совершенно разные ВЕРНОСТЬ и ДАВАЙ РАЗВЕДЕМСЯ! Неоднозначно принятые на фестивале ВРЕМЕННЫЕ ТРУДНОСТИ заработали в России и СНГ 95 миллионов. Почти 90 миллионов рублей в копилке АРИТМИИ, победившей на «Кинотавре» четыре года назад. Очень умная комедия ГЛУБЖЕ! в пандемию собрала 76 миллионов. Стоит отметить, что многие нынешние участники уже имеют договоренности с дистрибьюторами. Некоторые фильмы не попали в нашу программу, потому что их прокат давно был назначен на сентябрь – как, например, ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ. К сожалению, пандемия снова вносит свои коррективы в графики релизов, недавно изменились даты выхода сразу нескольких блокбастеров.

Сейчас ко многим фильмам конкурса проявляет интерес такой крупный прокатчик, как Sony. Это прекрасно само по себе, конечно. Я уверена, что в этом году они будут работать с каждым конкретным релизом индивидуально, творчески подойдут к выпуску. У каждой картины есть свой зритель, до которого нужно достучаться, а это большая и сложная работа. Не хотелось бы, конечно, чтобы фильмы схожего формата толпились на близких датах. Это лишает и кинотеатры, и создателей достойных их сборов. Как-то в одно время вышли в прокат наши участники – комедии ПРО ЛЮБОВЬ и СТРАНА ОЗ. Для меня это было шоком, они не должны конкурировать между собой. К сожалению, многие дистрибьюторы относятся к прокату формально – нужно просто отработать две недели в кинотеатрах. Кинотеатральный прокат в принципе зашел в некий тупик везде, не только в России: закрываются маленькие площадки, проваливаются блокбастеры.

Мало кто хочет тратиться на рекламу или внутреннюю экспертизу, которая может помочь в правильном позиционировании. Интересно, что многие рассматривают отбор на «Кинотавр» как своего рода экспертизу: если мы взяли фильм, то его сразу готовы купить онлайн-платформы, если нет – ждут другого повода. Это тоже пренебрежение к своей внутренней экспертизе. А может, фильм, который не отобрали мы, будет интересен именно их потенциальному зрителю? Платформы должны интересоваться и теми картинами, что не попали на фестивали. Ведь снимается много жанровых проектов, которые мы просто не в состоянии включить в программу в силу разных причин.

«Кинотавр» долго старался наладить взаимовыгодное сосуществование с Кинорынком как с индустриальным мероприятием – по образцу Канн или Берлина. Ситуация с российскими Кинорынками к сегодняшнему дню перевернулась, «Кинотавр» переехал на новые даты – и в итоге решил опираться на свою собственную индустриальную программу, позиционировать себя как кинофорум. А что вы можете сказать про перспективу ближайших лет?

В рамках «Кинотавра» и до пандемии проводилось одно-два индустриальных мероприятия: круглые столы, питчинги или презентации. Но всегда надо стремиться к пересмотру фестивальных практик, адаптировать их к меняющимся реалиям. Фестиваль – это не кинотеатр, где можно посмотреть соревнование фильмов. Прежде всего кинофестиваль – это индустриальное мероприятие, рабочая площадка. Это такая же часть киноиндустрии, как производство, дистрибуция, показ, образование. Это звено общей цепочки. Он должен реагировать на происходящие изменения.

Сегодня нам необходимо развивать именно индустриальную часть фестиваля. Уже второй год мы называем «Кинотавр» форумом, потому что остались по-прежнему едва ли не единственным местом встречи профессионалов из разных областей индустрии. Так, в прошлом году мы наконец познакомились с платформами, провели питчинг сериальных проектов, на участие в котором было подано более 700 заявок, – и это в первый же год проведения! В 2021-м заявок еще больше. Также мы впервые проведем шоукейс уже запущенных сериальных проектов, которые платформы предложат зрителю в этом году.

Влияние платформ набирает обороты, поэтому мне кажется, что им тоже важно присутствовать в Сочи и видеть, что показывают на фестивале. Зритель привык к идее, что на платформах можно найти что угодно на любой вкус, и потому сейчас онлайн-кинотеатры предлагают самый большой выбор продукции, включая артхаусное и экспериментальное кино. Рано или поздно произойдет и специализация, тематическое разделение платформ: зритель будет знать, где конкретно искать интересующее его кино. В платформах я вижу выход из тупика, в который зашел традиционный кинопрокат. Кстати, именно на платформах уже сейчас можно найти практически всех конкурсантов «Кинотавра» последних лет, в том числе тех, которые не выходили в кинопрокат.

Рассматриваете ли вы сами возможность проведения мероприятий в гибридном формате, как сейчас поступают многие фестивали?

Нет, мы пока не считаем возможным проводить онлайн-мероприятия. И не из-за того, что не в состоянии это организовать. В пандемию мы все работали онлайн и участвовали в zoom-конференциях. Я провела свой мини-опрос и поняла, что такой формат невозможен в Сочи. Ценность «Кинотавра» как события – в личных встречах: люди, которые туда приезжают, жаждут контактов, сотрудничества, взаимообмена. Не говоря уже о том, что и продюсеры не готовы к онлайн-показам.

Как получилось, что в конкурсе участвует сразу несколько фильмов, спродюсированных одними и теми же людьми? Связано ли это с дефицитом профессионалов в российской индустрии?

Отчасти да. Но в большей степени – с накопленным опытом, личной включенностью и профессиональными навыками. Далеко не все могут работать с фестивальным кино, с молодыми режиссерами, с дебютантами, чтобы в конце концов четко знать, о чем, для кого и как они делают фильмы. Но такие продюсеры есть, они не первый год (а некоторые – и не первый десяток лет) работают в данном сегменте. Они умеют найти деньги в нескольких источниках – в министерстве культуры, в фонде «Кинопрайм», у частных инвесторов – и помочь состояться проектам, в которые они верят.

Любой талантливый автор сегодня может стать частью индустрии, если его вовремя заметят, пригласят, наградят, создадут информационный повод. ПУГАЛО – прекрасный пример того, как человек шел к успеху, несмотря на все трудности. Мне скучно слушать, когда начинают жаловаться, что не могут найти нужные миллионы на гениальную идею. Все возможно – и найти миллионы, и снять за копейки.

Расскажите, собственно, о конкурсе. Например, вы говорили, что в этот раз среди заявок было необыкновенно много дебютов.

Больше половины поданных заявок – дебюты. Отобрали мы шесть первых фильмов и пять вторых (которые в мировой практике тоже считаются дебютами), а это бÓльшая часть конкурса. Такая смена поколений происходит у нас на фестивале каждые пять лет.

Четыре картины – это экранизации литературных произведений (ОБЩАГА, НУУЧЧА, ДЕНЬ МЕРТВЫХ, МЕДЕЯ), а география никогда не была такой разнообразной: русская провинция в НИЧЬЕЙ, ГЕРДЕ, ДНЕ МЕРТВЫХ, ОТОРВИ И ВЫБРОСЬ, Владивосток во ВЛАДИВОСТОКЕ, Якутия в НУУЧЧЕ, Урал в ПОДЕЛЬНИКАХ, юг России в МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ, Приднестровье в МОЛОКЕ ПТИЦЫ, Израиль в МЕДЕЕ, Сербия в ДУНАЕ, немного Италии и Германии в ПОРТРЕТЕ НЕЗНАКОМЦА. Конечно, режиссеры прежде всего ищут не город, они ищут историю. Но передвижение по регионам в этих поисках уже становится нормой.

Очень часто в программе фестиваля непроизвольно вырисовывается общая тема, так или иначе затронутая во многих фильмах-участниках. Например, два года назад это была тема семьи и отношений. Есть ли что-то подобное на этот раз?

В этом году фильмы очень разные, но в основе многих лежит некий личный опыт: не обязательно то, что пережили конкретно авторы, но то, что пережили знакомые им люди. Это ценится во всем мире, именно такие картины часто приглашают на фестивали. Если перефразировать директора Каннского фестиваля Тьерри Фремо, есть работы, которые ошеломляют своей бурной фантазией, а есть фильмы персонального опыта.

Даже те картины в нашем конкурсе, которые обращаются к другим историческим эпохам – КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ, НУУЧЧА, ОБЩАГА, ПОРТРЕТ НЕЗНАКОМЦА – как мне кажется, ставят целью поговорить о сегодняшнем дне, о происходящем с нами сейчас, распознать нынешние реалии в другом времени. У нашей страны очень сложная история, в ней много болевых точек, которые общество продолжает обсуждать и осмысливать сегодня. Травмирующий социальный опыт зачастую служит поводом для высказывания и в кино, хотя не все фильмы напрямую связаны с исторической травмой.

Фундаментальная связь с историей проявляется во многих картинах, но именно разговор о современности, несмотря на самые разные формы и жанры, наверное, и объединяет участников нашего конкурса.

Самое читаемое

IVI проведет всероссийский питчинг для начинающих сценаристов
Подробнее
Международный форум Casting Bridge в Великобритании начал принимать актерские анкеты
Подробнее
Экспертный совет Минкультуры отобрал фильмы, рекомендованные к получению поддержки
Подробнее
В Okko перешли два топ-менеджера IVI
Подробнее
Официальная касса России: лидерство в российском прокате сохранил «Веном 2»
Подробнее
«Своя война» Алексея Чадова продается на ключевые рынки мира
Подробнее
«Студия Видеопрокат» и Евгений Сангаджиев подписали эксклюзивное соглашение
Подробнее
Марюс Вайсберг заключил first-look deal с «Централ Партнершип»
Подробнее
В России снимут первый кукольно-игровой сериал для взрослых «Сахарный дворец»
Подробнее
Количество платящих подписчиков «КиноПоиск HD» и Kion заметно выросло в третьем квартале 2021 года
Подробнее
Оригинальный сериал IVI «Пробуждение» стал самым популярным у зрителей платформы по итогам третьего квартала
Подробнее
Russian Film Festival впервые пройдет в Индии в партнерстве с платформой Disney+Hotstar
Подробнее
Большой фестиваль мультфильмов анонсировал программу
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Не время умирать» и «Веном 2» оказались на равных
Подробнее
Сериал «Игра в кальмара» показал самый успешный старт в истории Netflix
Подробнее
«Централ Партнершип» займется эксклюзивным прокатом фильмов Yellow Black & White
Подробнее
IX Санкт-Петербургский международный культурный форум отменен
Подробнее
«Хэллоуин убивает» и «Последняя дуэль» выходят на мировые экраны
Подробнее
Касса России: Джеймс Бонд не смог одолеть Венома
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 14–17 октября 2021 года
Подробнее