top banner

Валерий Тодоровский: «Я снимал кино не про Одессу, а про мир, которого больше нет»

Автор: Мария Позина

5 сентября 2019

Режиссер и продюсер − о своей новой картине и будущих проектах

5 сентября в кинопрокат вышла новая картина Валерия Тодоровского ОДЕССА. БК обсудил с режиссером его участие в промо-кампании, упреки в исторической недостоверности и возможность продолжения сериала «Оттепель».
 
Мы с вами беседуем накануне премьеры фильма. Какие ожидания от проката?

Я понимаю, что ОДЕССА – специфичное кино. Это не молодежная комедия и не боевик, но я думаю, что оно найдет своего зрителя.
 
Кого видите целевой аудиторией?

Целевая аудитория ОДЕССЫ – это люди, которые в принципе ходят на фильмы Валерия Тодоровского. У меня нет мании величия. Но существует зритель, который смотрит мои картины и который понимает, что можно от меня ожидать. Надеюсь, что в кинотеатры придут те, кому интересны фильмы про людей. Не заумные, не требующие разгадывания ребусов, но и не такие, чтобы просто развлечься.   

Вы принимали участие в разработке промо-кампании картины?

С момента выхода фильма СТИЛЯГИ я понял, что нужно давать профессионалам делать свое дело. Безусловно, я высказал свои мысли и пожелания по маркетингу, но дальше я не лез. Потому что у семи нянек дитя без глаза. У нас замечательный прокатчик WDSSPR, которому я полностью доверяю. 
 
На «Кинотавре» картина стала одной из самых обсуждаемых. Среди первых зрителей нашлись одесситы, которые увидели в фильме много неточностей в изображении Одессы 1970-х годов. Как вы реагируете на такие претензии?

На «Кинотавре» было три одессита, но впечатление, будто их было несколько тысяч. (Смеется). Мои земляки – народ тяжелый, им всегда будет все не так. К сожалению или к счастью, я делал фильм не для них, я снимал для широкой аудитории. Что касается правды жизни, наша команда серьезно подошла к этому вопросу. У нас были консультанты, мы много читали, изучали, разговаривали с людьми. Поэтом, если говорить глобально, я не вру. Другой вопрос, что воспоминания у всех отличаются, каждый помнит что-то свое. Но этот фильм и не претендует на то, чтобы быть документом эпохи или описанием конкретного города в конкретный период. Это мои личные детские, подчеркиваю, детские воспоминания об Одессе 1970 года, где я оказался в определенных обстоятельствах. Пусть каждый одессит вспоминает свое. Если у кого-то будет шанс снять свой фильм про Одессу, я буду только рад. 
 
Вы рассказывали, что из-за сложных отношений с Украиной не могли снимать в самой Одессе, поэтому город в фильме собран по кусочкам.

На «Мосфильме» художник Владимир Гудилин создал для нас огромную и, на мой взгляд, выдающуюся декорацию – настоящее произведение искусства. Был выстроен двор с помещениями внутри и с выходом на улицу, где могли ездить машины. Декорация эта до сих пор стоит на «Мосфильме», ее можно посмотреть, там уже начали снимать другие режиссеры свои фильмы. Натуру мы снимали в разных городах. В поисках Одессы мы были в Таганроге, в Ростове, в Сочи.
 
Почему решили снимать кино на пленку? Это же, наверное, и сложнее, и дороже, чем на цифру.

Потому что в пленке есть то, что словами не передать – это на уровне воздуха. Ностальгия, особая атмосфера и тепло. «Одесса» просто просилась на пленку. Плюс мы с оператором Романом Васьяновым подумали, что, возможно, это последний шанс в нашей жизни снять фильм на 35 мм. Поэтому мы и рискнули. И я ни разу не пожалел. Для кинопроката, конечно, мы сделали цифровые носители.
 
Особый колорит фильму придает и идиш, на котором говорят некоторые персонажи. Легко дался актерам этот язык?

Это лучше у них самих спросить, но думаю, что непросто. На идише говорят персонажи Леонида Ярмольника и Ирины Розановой, с ними работали педагоги, репетиторы. У нас на площадке была замечательная Саша Полян, специалист мирового уровня, которая преподает идиш в МГУ. Она помогала ставить правильную интонацию. Мы использовали идиш не потому, что захотелось, а потому, что в 70-е годы во дворах Одессы его можно было часто услышать. К сожалению, к середине 80-х многие одесситы, говорящие на идише, уехали.
 
Персонажи в фильме списаны с реальных людей?

Отчасти это мои друзья, знакомые, знакомые родителей, родственники, соседи. Конечно, многое было придумано, переписано, и не каждый персонаж имеет конкретного прототипа, но за всем этим стоит мой личный мир, который остался у меня с детства.
 
Кто-то из этого мира уже посмотрел картину?

Пока нет. Да и многие из них уже, к сожалению, ушли.
 
У большинства людей слово «Одесса» вызывает ассоциации с юмором, анекдотами с Привоза. В вашем фильме настроение скорее драматическое.

Пожалуйста, не живите в мире штампов и клише. Раз Одесса – значит, все должны шутить? Это не так. Не существует Одессы, в которой каждый человек встает утром с улыбкой на лице и с шуткой, заготовленной с вечера. Все живут обычной жизнью, очень простой, с теми же проблемами. Другой вопрос, что это очень специфический город, курортный, многонациональный, свободный. Но я снимал кино не про Одессу, я снимал про мир, которого больше нет, и про то чувство раскрепощения и свободы, которое люди испытали, когда попали в очень неожиданные обстоятельства.
 
Часть первых зрителей фильма в своих отзывах называли ОДЕССУ своеобразным продолжением «Оттепели». Что думаете по этому поводу?

Я не вижу ничего общего, лично для меня это абсолютно разные проекты. Может быть, такие ассоциации возникли, потому что тут тоже есть Женя Цыганов, тема ретро. Но «Одесса» – это совсем другой мир, где живут совсем другие люди.
 
Но настоящий второй сезон «Оттепели» будет?

Я очень хотел сделать продолжение. И был написан очень хороший, на мой взгляд, синопсис. С точки зрения драматургии не уступающий первому, а может быть в чем-то и превосходящий. Но тут сыграла роль ситуация с Украиной. Мы хотели снимать в Одессе, потому что в финале первого сезона герой Цыганова садится на поезд и уезжает работать на Одесскую киностудию. Я вырос на этой студии, и могу сказать, что в начале 60-х годов это был советский Голливуд. Когда стало понятно, что в Одессе снимать невозможно, второй сезон начал загибаться. Наверное, технически, можно было бы исхитриться и снять в павильоне. Если бы кто-то пришел и сказал: «Вот вам неограниченное финансирование», мы могли бы построить огромную декорацию киностудии где-нибудь в Таганроге, вытащить туда всех наших артистов и сделать крутой второй сезон. Но пока получается, что это нужно только мне – никто с чемоданом денег не приходит. А я не хочу надрываться, это слишком сложно.
 
Дай Бог, чтобы кто-то все же пришел с чемоданом денег. Пока хочется еще узнать про ваш новый фильм ГИПНОЗ. На какой стадии производства он находится? Есть ли уже понимание по срокам проката?

Фильм в монтаже. Я еще не показывал никому кино. Возможно, нам предстоит еще досъемка осенью, после чего буду разбираться с прокатом.
 
ГИПНОЗ ведь станет вашим первым опытом в жанре триллера.

Да, психологический триллер я раньше никогда не снимал. Но здесь главное не жанр, а сама идея и человеческое наполнение. Это еще одна из тех историй, которые произошли лично со мной в подростковом возрасте. Это воспоминания об опыте общения с известным в свое время гипнотизером.
 
Как вы с ним познакомились?

Меня мама к нему на сеанс отвела в качестве пациента. Почему, зачем – это долгая история. Главное, что я попал в его кабинет. Потом я уже сам напрашивался и приходил на его сеансы с другими пациентами. Сидел и просто наблюдал. Все, что я там увидел, я запомнил на всю жизнь. У меня в голове всегда есть загашник задумок, которые ждут своего часа. Я еще студентом ВГИКа знал, что хочу снять кино про стиляг, потом раз – и вдруг это сложилось. ГИПНОЗ был одной из таких историй, но он бы не состоялся, если бы не нашелся единомышленник в лице замечательного драматурга Любы Мульменко, которая загорелась идеей и написала прекрасный сценарий. 
 
Вы достаточно активно занимаетесь и продюсерской деятельностью. Один из ближайших ваших проектов – многосерийный телепроект «Обитель» по роману Захара Прилепина. На какой стадии находится этот проект?

Сериал снят. Сейчас идет монтаж. Мне кажется, у режиссера Александра Велединского должен получиться грандиозный масштабный сериал с участием потрясающих артистов. Мы очень рады, что у нас есть такой серьезный партнер как канал «Россия 1». Так что надеюсь, у сериала будет удачная судьба.
 
Как вы в целом оцениваете уровень российских сериалов? Какие перспективы видите в этой индустрии?

У нас уже сложившаяся и достаточно успешная сериальная индустрия, которая каждый год выдает несколько проектов не слабее продуктов Netflix и HBO. Например, «Звоните Дикаприо!». Я вас уверяю, если бы эту историю сняли на английском языке, действия происходили в Голливуде, а главную роль играл известный американский актер, несколько «Эмми» этот сериал точно бы получил. Абсолютно мировой уровень. И это не единственный случай. Сериалы – это дико интересная, захватывающая, талантливая история, которая развивается на глазах. Последние два года начался активный рост стриминговых платформ. И это грозит нам новой степенью свободы, откровенности, новыми темами, потому что многие цензурные рамки, которые работают на эфирном телевидении, здесь отпадают. Насколько эта история живучая с точки зрения бизнеса, смогут ли эти сервисы выжить, не разориться и дальше развиваться, мы поймем со временем. Но то, что появились новые возможности – это факт.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее